angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ян Сибелиус

Последняя симфония и концерт для скрипки с оркестром

Концерт для скрипки считается лучшей симфонией Сибелиуса, а его последняя симфония так и не увидела свет. Поговорим, почему так вышло, и разберем эти произведения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎵 Седьмую симфонию Сибелиус написал в 1924 году, и так случилось, что она стала последней его симфонией. Слушая музыку, это трудно предугадать. Если 9-я симфония Бетховена звучит неким итогом, последняя симфония Шуберта не окончена, что тоже о многом говорит, то 7-я симфония Сибелиуса не предполагает какого-то завершения. Она энергичная, небольшая — всего около 25 минут (в зависимости от темпа, который выбирает дирижер), одночастная, вся наполненная движением, светом, героикой. Сибелиусу 59, и если судить по музыке, он кажется полным сил, но этой симфонии суждено стать последней.

Ян Сибелиус. Симфония №7.
Аудиопример
Время прослушивания: 20 минут

Восьмая симфония так и не случилась — давайте узнаем, почему.

✍️ Сибелиус работал над 8-й симфонией практически все время — до момента сжигания бумаг в корзине. Работу осложняло, пожалуй, два момента: первое — то, что Сибелиус вообще был подвержен перепадам настроения. У него были достаточно длинные депрессии, он много пил, и с возрастом это усугубилось.

🥃 Многие великие композиторы любили выпить, а некоторые, как Глазунов или Мусоргский, и вовсе были хроническими алкоголиками. Но далеко не всегда это мешало их работе. Здесь играет важную роль, что Сибелиуса не очень ценили. После Первой мировой войны в музыкальных кругах в целом было принято думать что авангард — единственно возможный на данный момент вид музыки. Считалось, что все открытия лежат именно там, что времена гармонии закончились, что наступила, додекафония.

📌 Додекафония — техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из двенадцати лишь между собой соотнесенных тонов.

🎹 О додекафонии сейчас уже все забыли и иногда используют просто как технику для демонстрации чего-то, как аллюзию на что-то или просто как способ заполнить какую-то часть времени в большом произведении. Эта система показала свою ограниченность, в то время как мир Сибелиуса кажется безбрежным.

🎼 В 8-й симфонии, судя по-всему, подразумевались какие-то отрывки для хора (как в 9-й Бетховена, которого Сибелиус, конечно же, боготворил). И она была чрезвычайно масштабна — если предположить ее продолжительность, то звучать она должна была больше часа.

🔥 Но все-таки Сибелиус ее сжег, как и многое другое. С одной стороны, было бы страшно интересно это услышать, с другой — самокритика возобладала: поскольку в конце 1930-х, в начале 40-х так уже никто не писал. А Сибелиус не был готов работать «в стол», он жаждал успеха, признания, и отсутствие этого успеха его ранило. Последние несколько десятилетий своей очень долгой жизни он провел в собственном поместье под Хельсинки. И настоящее признание, настоящую славу композитор получил уже после смерти, как нередко это случается с большими художниками.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Концерт для скрипки с оркестром дирижер Леопольд Стоковский называл лучшей из симфоний Сибелиуса. Давайте посмотрим, почему.

🎻 Во-первых, это не самый типичный концерт для инструмента с оркестром. В романтическую эпоху, особенно после Шопена и Паганини, и особенно после Листа, инструмент всегда главенствовал, был драгоценным камнем, а оркестр — оправой. Концерт Сибелиуса устроен сложнее — там такого нет. Здесь солирует скрипка, но не всегда явно: иногда она играет вместе с оркестром, иногда они противопоставляются друг другу. Конечно, у нее главный голос, но этот голос всегда находится в балансе с оркестром.

🎼 Партия скрипки здесь сложна, виртуозна. Надо сказать, что сам Сибелиус был скрипачом и когда-то очень хотел стать виртуозом. Но этого не сложилось по объективным обстоятельствам: он начал поздно — тогда уже к скрипичным виртуозам предъявляли очень большие требования, например, должна была быть очень развита моторика мелких мышц. Даже если есть какие-то способности к инструменту, вряд ли они могут развиться до сверхвиртуозного уровня, если только человек не начал заниматься на скрипке с 5 лет. К тому же Сибелиус сломал правое плечо, а правая рука ведет смычок, соответственно, это повлияло на подвижность — с этим карьеру скрипача сделать невозможно.

🙂 Но все сложилось к лучшему: нам осталось множество прекрасной музыки, в которую Сибелиус вложил всю любовь к своему инструменту. Скорее всего, он бы не смог исполнить свой же концерт на том уровне, на котором его исполняли великие скрипачи, но здесь нам важно понять и услышать отношение, восприятие этого инструмента Сибелиусом.

Ян Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром.
Видеопример
Время прослушивания: 35 минут

Давайте посмотрим, из каких частей состоит концерт, и сравним его с концертом для фортепиано Пуленка.

❇️ В концерте 3 части: как всегда, это довольно быстро, медленно и быстро.

🔸 1 часть — принято считать, что это картина финской природы — завораживающие северные ландшафты.

🔹 2 часть — это некая песнь, элегия.

🔸 3 часть — это народный праздник с танцевальными ритмами, с действительно фольклорными мелодиями, которые Сибелиус туда включил, правда, включил не полностью — почему же?

🔵 Все мы помним, какие темы считаются подходящими для симфонии, а какие не подходящими. Здесь главная тема первой части вырастает всего лишь из двух интервалов — это просто фантастика! Это может звучать наивно, но это действительно так.

👉 Интересно будет сравнить взгляды на солирующий инструмент с оркестром у Сибелиуса и, как ни странно, у Пуленка. У него фортепиано, конечно, тоже выделено на фоне всех остальных инструментов, но находится в похожем типе взаимодействия.

🎶 Конечно, это уже постромантическая музыка. С точки зрения органической связи всех частей в ней даже близко нет того совершенства, которое есть у Сибелиуса. Концерт Пуленка — это скорее набор миниатюр, это больше похоже на темы с вариациями.

👤 Пуленк был прекрасным мелодистом, и все выше сказанное совершенно не означает, что концерт сам по себе плох. Он просто создан в несколько другой традиции человеком, который исповедовал совершенно другие взгляды на музыкальное искусство. Но роль и функция солирующего инструмента похожи на роль и функцию в концерте для скрипки с оркестром Сибелиуса, давайте слушать.

Франсис Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром.
Видеопример
Время прослушивания: 21 минута

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;