Ян Сибелиус
Масонская музыка для ритуалов
Сибелиус был масоном и главным органистом Великой ложи Финляндии. Поговорим о его музыке для масонов и узнаем, чем она отличалась от остальных произведений.
В завершение урока поговорим о масонской музыке Сибелиуса — произведениях для масонских ритуалов. Здесь у нас образуется «арка» с Моцартом.
🎼 Эта музыка не была тем, за что Сибелиуса ценили. К примеру, если убрать все его наследие и оставить только масонскую музыку, то перед нами будет весьма оригинальный, интересный, но не сказать, что выдающийся композитор. С другой стороны, если оставить только его первую симфонию — будет ясен масштаб. С третьей стороны, масонская музыка — это последние произведения, над которыми он работал в 1940-е годы. Это то, что не должно было быть доступно широкой публике — вещь функциональная, сопровождающая ритуалы.
🎹 Это была музыка для органа и солиста, или для органа и хора. Почему именно для органа? Для пущей торжественности, во-первых, а во вторых — орган всегда стоял в церквях, и его звук ассоциируется с религией, возвышенностью и духовной жизнью.
Давайте подробнее поговорим про масонство — о самой музыке сложно рассуждать без связи с теми ритуалами, которые она должна была сопровождать.
👑 В Российской Империи с александровских времен масонство было под запретом. Александр I, который пришел к власти, организовав убийство своего отца, закончил правление аракчеевщиной и погружением в мракобесие. И уже в 20-е годы, на склоне лет, постепенно теряя рассудок, он стал чрезвычайно религиозным и постоянно молился. Естественно, император боялся заговоров, поскольку сам тоже участвовал в заговоре против отца — Павла I. Соответственно, он запретил все тайные общества и подпольные кружки.
👉 Масонские ложи в то время в России и не только были местами, где собирались лучшие и самые прогрессивные умы человечества. Жизнь каждой ложи была, с одной стороны, ритуализирована — это нужно было для решения трех задач:
🔹 сохранение тайны — существовали разные степени посвящения,
🔸 воздействие на психику — оно зависело от того, что в ритуал заложено,
🔹 напоминание о задачах — задачи были исключительно благие, про масонские заговоры выдумали французские священники-роялисты во времена Великой Французской Революции, чтобы как-то объяснить недовольство народа.
🎯 Масонские общества выступали за прогресс, просвещение, благоденствие и процветание народов земли. Внутри них стирались многие границы. Главные правила: все члены в то время должны были быть мужчинами и верить в Бога. Ограничений по вероисповеданию не было, но и вариантов было не так много — католицизм, православие, лютеранство (иудеев, кстати, было очень мало).
❌ Такие просветительские цели были совершенно невыгодны власти, как бывает невыгодно все, что может привести к большим изменениям и реформам. Государству лучше, чтобы все оставалось как есть: может быть, не самым лучшим образом, зато надежно и стабильно.
→ Ян Сибелиус. «Avaushymni», вступительный гимн масонской ритуальной музыки.
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
👥 В России и в Финляндии, которая была под властью Российской Империи, масонские общества начали возникать после первой русской революции. Первая масонская ложа появилась в начале 1920-х. Она называлась ложа «Суоми» №1, и в 1922 году в нее был посвящен Сибелиус. Естественно, все ритуалы сопровождались музыкой — играли Гайдна, Моцарта, Бетховена.
🇫🇮 Сибелиус к тому моменту уже создал финскую национальную музыку и теперь занялся созданием финской масонской музыки. Может быть, не совсем правильно будет сравнивать ее с масонскими гимнами Моцарта, поскольку их разделяет 150 лет, но все равно здесь чувствуется какой-то особый суровый северный дух.
→ Ян Сибелиус. Масонская ритуальная музыка.
Плейлист:
Первая композиция
Вторая композиция
Третья композиция
Четвертая композиция
Пятая композиция
Шестая композиция
Седьмая композиция
Восьмая композиция
Девятая композиция
Десятая композиция
Одиннадцатая композиция
Двенадцатая композиция
Тринадцатая композиция
Четырнадцатая композиция
Пятнадцатая композиция
Шестнадцатая композиция
📽 В завершение разговора о масонстве предлагаем посмотреть передачу из цикла «Вольные каменщики» с доктором теологии Леонидом Мацихом. Ведущий передачи — историк-коллекционер масонских артефактов Алексей Лушников.
⏱ Время просмотра: 55 минут
В этом уроке мы изучали творчество Яна Сибелиуса.
👤 Ян Сибелиус родился в 1865 году в Финляндии в семье этнических шведов. Сибелиус был масоном и главным органистом Великой ложи Финляндии, а также одним из основателей ложи «Суоми» №1 в Хельсинки.
🎻 Сибелиус хотел стать скрипачом-виртуозом, но в силу многих обстоятельств главным его инструментом стало фортепиано. Любовь к скрипке нашла отражение в его концерте для фортепиано со скрипкой.
🎼 Сибелиус строит огромное здание своих симфоний на совершенно ничтожном материале. Это последовательность из нескольких интервалов с основой для произведения на 40 минут — и произведения совершенно увлекательного.
🔥 В 1945 году Сибелиус сжег несколько своих произведений, в том числе и 8-ю симфонию, которую он точно задумывал — над композитором возобладала самокритика.
👇 У Сибелиуса мы послушали
🎵 Поэму «Куллерво», написанную под впечатлением от финского национального эпоса «Калевала», в которой есть множество повторяющихся элементов, которые отсылают к народной музыке. Повторяющаяся нота ля у духовых в начале симфонической поэмы уже рисует пейзаж — это суровая, полная строгой красоты природа Карелии и Финляндии, на фоне которой разворачивается действие.
🎵 Все части сюиты «Лемминкяйнен» — и почувствовали неповторимое обаяние карельской природы: «Лемминкяйнен и девушки», «Туонельский лебедь», «Лемминкяйнен в Туонеле», «Возвращение Лемминкяйнена».
🎵 Симфоническую поэму «Дочь Похьоле», где герой Вяйнемейнен проходит через магические испытания.
🎵 Симфоническую поэму «Сага», которую Сибелиус написал вскоре после «Куллерво», где музыка звучит героически. Мы обратили внимание на виолончельный секcтет, который создает впечатление, будто мы слушаем увлекательный рассказ.
🎵 Симфоническую сюиту «Карелия», посвященную образам народа. В ней можно прочувствовать всю силу патриотизма Сибелиуса, его любовь к своему народу и своей земле, и гордость за них.
🎵 Симфоническую поэму «Финляндия», которая стала неофициальным гимном страны.
🎵 1-ю симфонию, где уже слышны черты стиля Сибелиуса, минор здесь полон безысходной грусти.
🎵 2-ю симфонию, где мы видим, насколько тонко и здорово работает Сибелиус с симфонической формой: когда наступает разработка, эти темы вдруг сплетаются в одно целое — из разрозненных музыкальных объектов собирается целая картина.
🎵 Симфонию №3, которая открывается вполне фольклорной по духу мелодией, и в ней есть очень интересный элемент постоянного ускользания, поиска темы.
🎵4-ю, 5-ю и 6-ю симфонии.
🎵 Седьмую симфонию — написанная в 1924 году, она стала последней его симфонией.
🎵 Концерт для скрипки с оркестром, который дирижер Леопольд Стоковский называл лучшей из симфоний Сибелиуса.
🎵 Масонскую музыку Сибелиуса, написанную в 1940-е годы, которая сопровождает масонские ритуалы.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день