angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ян Сибелиус

Симфонические поэмы и сюиты

Народная и национальная темы прослеживаются на протяжении всего творчества композитора. Его симфоническая поэма «Финляндия» стала неофициальным гимном страны. Посмотрим, как устроены поэмы и сюиты композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Давайте послушаем симфоническую поэму «Дочь Похьоле».

❓ В чем сюжет поэмы?

👤 Вяйнемейнен — певец, один из из трех главных героев «Калевалы», сватается к дочери Лоухе, хозяйке Похьолы.

📌 Похьола — далекая суровая страна в карельских эпических песнях (рунах) и в поэме «Калевала».

✨ Конечно же, просто так старуха Лоухе не отдаст дочь, и герою предстоит пройти несколько магических испытаний. Вяйнемейнен совершает заклинания, но у него, относительно добродушного персонажа, ничего не выходит.

🎵 Здесь очень интересно не то, как отражаются в музыке любовные состояния или темы испытаний, а как организована сама симфоническая поэма. Надо сказать, что Сибелиус был масоном, но не так, как это было принято в 19 веке, когда практически все образованные люди состояли в масонских ложах. Тогда это был такой прогрессивный интеллектуальный клуб. А Сибелиус относился к этому со всей серьезностью.

⛪️ Основная задача масонских обществ — именно построение Соломоновых храмов — не физических, а духовно-интеллектуальных — естественно, была связна с видением геометрии и самого создателя, первого творца. Его звали Великий Геометр, и в главном масонском символе вы можете увидеть циркуль, угольник и отвес, то есть те инструменты, которыми пользовался Хирам, архитектор разрушенного Соломонова храма.

📐 Естественно, к математике и к числам они относились так же серьезно, как и пифогорейцы, которые считали число началом всего. И, по всей вероятности, след этого увлечения математикой, пропорциями есть у Сибелиуса в этой поэме, потому что кульминация ее сдвинута практически на точку золотого сечения. Она развивается в полную силу, чуть-чуть сдвинута, но все-таки это гармонично разворачивающееся во времени произведение.

🔎 Давайте обратим внимание на сюжет. Ну разве можно представить, что у Шекспира, допустим, молодой мужчина добивается девушки, она его отвергает, и он уезжает? Да ни в коем случае! Это может быть только одним небольшим сюжетом истории, а после будет кровь, убийство, трагедия и кто-то обязательно погибнет. А здесь все не складывается, но жизнь продолжается. Давайте почитаем текст этой руны.

Ян Сибелиус. «Дочь Похьоле».
Видеопример
Время прослушивания: 15 минут

Картина Аксели Галлен-Каллела по сюжету из Калевалы: Вяйнямёйнен обороняет сампо от Старухи Лоухи — хозяйки Похъёлы

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Перейдем к мифу вообще и послушаем симфоническую поэму «Сага», которую Сибелиус написал вскоре после «Куллерво».

🎼 По всем признакам это программная музыка, в ней явно слышится какой-то сюжет, и название подразумевает повествовательность. Это не просто поэма, а еще и сага. Но найти какое-то конкретное воплощение представляется весьма трудным. Конечно, «сага» — это не вполне финское слово, мы помним, что «Калевала» состоит из рун, это эпос. Сага — это скорее что-то скандинавское, про богов и героев.

⭐️ Действительно, музыка звучит героически, это героика раннего романтизма, ощущение мощи, которое иногда передают очень небольшими средствами. В этой саге есть один очень необычный момент — виолончельный секcтет, который иногда даже исполняется отдельно, но в самой поэме создает интересный эффект. Саги и песни, даже если они и записаны, подразумевают рассказ вслух — тот вид досуга, который сейчас практически исчез. Долгое время в нашей культуре оставалось чтение вслух, но потом и оно пропало. Сейчас читают только детям, да и то не всем.

👂 На самом деле создается впечатление, будто мы слушаем увлекательный рассказ, и у нас в голове возникают образы, связанные с чем-то потусторонним. И вот начинается виолончельный секстет, будто мы из пространства рассказа возвращаемся физически в то место, где мы его слушаем. Допустим, это берега озера, какая-нибудь лачуга, костер. Просто послушав эту историю, мы остаемся с чувством, будто бы мы ее на самом деле пережили. Это удивительный эффект, который производит музыка Сибелиуса.

👤 Сам Сибелиус отказывался как-то комментировать, о чем это все. Но можно вспомнить его слова о том, что музыка может сказать больше, чем слова, и в случае с музыкой Сибелиуса это действительно так.

Ян Сибелиус. «Сага».
Видеопример
Время прослушивания: 22 минуты

🌲 Симфоническая сюита «Карелия» посвящена даже не картинам природы, а скорее образам народа. Здесь, как и в симфонической поэме Вивальди, можно прочувствовать всю силу патриотизма Сибелиуса, его любовь к своему народу и своей земле, и гордость за них.

🎶 Поэма состоит из трех частей: быстро — медленно —быстро.

1️⃣ Интермеццо дает картину народного праздника, интонации здесь явно этнические.

2️⃣ Баллады — это песни, размышления или состояния любования, допустим, природой.

3️⃣ Третья часть — alla marcia — то есть «как марш», это своего рода призыв, побуждение к активным действиям.

🎹 Из всех произведений Сибелиуса того периода эта симфоническая поэма наиболее близка к национальному драматизму. Да, этнический характер музыки мы можем заметить, но вот парадокс — в сюите «Карелия» как раз меньше карельского, чем в той музыке, которую Сибелиус писал, основываясь на сюжетах «Калевалы». И тем не менее, давайте обратим внимание на это радостное и гордое ощущение, которое передает музыка.

Ян Сибелиус. «Карелия».
Видеопример
Время прослушивания: 16 минут

Давайте послушаем симфоническую поэму «Финляндия», которая стала неофициальным гимном этой страны.

🇫🇮 Появление поэмы было обусловлено социальными обстоятельствами. Финляндия тогда находилась под властью Российской Империи — и рано или поздно должна была начать поиски своей национальной самобытности. Какие-то страны раньше с этим столкнулись и отразили в искусстве, как, например, Польша — мы помним полонезы, мазурки, ноктюрны Шопена, а какие-то позже, как Финляндия, где все это происходило уже в самом конце 19 века.

Этому росту самосознания, национального самоощущения, естественно, пытались помешать. Революции и социальные пертурбации в России пришлись на первые 25 лет 20 века, но надо помнить, что веком революций был все же век 19-ый. Волнения и революции происходили не только в Европе, но и в Латинской Америке — по всему миру шло освобождение.

📢 Подъем национального самосознания финнов не сулил Российской Империи ничего хорошего, и отчасти, но лишь отчасти, привел к советско-финской войне. Но Сибелиус, естественно, как настоящий патриот, был противником любой цензуры, и его поэма «Финляндия» стала своего рода манифестом свободы.

Ян Сибелиус. «Финляндия».
Видеопример
Время прослушивания: 9 минут

О том, почему Сибелиус сжигал свои сочинения, как он относился к Малеру и смерти симфонии в 20 веке

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;