Ян Сибелиус
Симфонии #1 и #2
Оркестровая музыка — основа наследия Сибелиуса. Послушаем первые симфонии композитора, где уже прослеживаются узнаваемые авторские черты.
🗣 Мы поговорили о том, что Сибелиус был достаточно серьезным человеком. Но давайте взглянем на фотографию этого улыбающегося мужчины — от суровости не осталось и следа! Давайте узнаем Сибелиуса немного ближе, благодаря его цитатам.
📎 «В то время как большинство других современных композиторов занимаются производством коктейлей любых оттенков, я предлагаю слушателям холодную родниковую воду».
📎 «Никогда не обращайте внимания на то, что говорят критики… Помните, им никогда не устанавливали памятники!»
📎 «Я часто дирижирую оркестром во сне, мои оркестры настолько огромны, что задние альты исчезают за горизонтом. И все так замечательно».
📎 «Если бы мы поняли мир, мы бы осознали, что в основе его многочисленных очевидных диссонансов лежит логика гармонии».
📎 «Музыканты не говорят ни о чем, кроме денег и работы. Давайте мне каждый раз бизнесменов. Они действительно интересуются музыкой и искусством».
📎 «Музыка для меня как красивая мозаика, которую сложил Бог. Он берет все кусочки в руку, бросает их в мир, а мы должны воссоздать и из этих элементов картину».
📎 «Каркас симфонии должен быть настолько прочным, чтобы заставлять вас следовать ему, независимо от окружения и обстоятельств».
🗣 «В жизни каждого человека есть своя трагедия, — говорил Сибелиус, — и моя трагедия заключалась в решении во что бы то ни стало сделаться скрипачом-виртуозом. С пятнадцатилетнего возраста и на протяжении десяти лет я играл на скрипке почти непрерывно, с утра и до вечера. Я ненавидел перо и чернила, предпочитая им изящный смычок. Мое пристрастие к скрипке длилось долгое время, и очень горестно было прийти к открытию, что я начал свои занятия слишком поздно для достижения трудной карьеры виртуоза. Я был в том возрасте, когда гоняются за химерами и до самой последней минуты избегают смотреть правде в глаза».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Уже написав достаточное количество симфонических поэм и блестяще овладев оркестровым письмом, в 1899 году Сибелиус решается написать свою первую симфонию. Давайте обсудим и послушаем ее.
🎵 Как и вся масштабная, эпическая музыка 1890-х, первая симфония нарративная (как и вся музыка без программы), и нарратив в ней только угадывается. Здесь уже слышны черты его стиля: это достаточно медленное развитие, которое действительно напоминает развитие саг: когда долго-долго идет вступление, слушатель погружается в ритм и мир рассказа, а все остальное уже слушает из его плоскости.
🎶 В этой симфонии 4 части. Трудно найти композитора, который в первой симфонии брался бы совершить революцию — даже у Бетховена первая симфония звучит довольно конвенционально, хотя Бетховен очень любил удивлять. Симфония Сибелиуса написана в миноре. Минор бывает разный — здесь он полон какой-то безысходной грусти.
⚡️ В каждой симфонии должны быть контрасты: часть в миноре, часть в мажоре, да и вообще контрасты — это одна из основ романтической выразительности. Здесь есть трагедийность: и в первой части, и в лирике второй части — медленной, и в достаточно просветленном скерцо. В энергичном финале не происходит никакой победы света, или сил добра — нет, все остается так же мрачновато. Сам Сибелиус был человеком достаточно депрессивным и склонным переживать такие состояния, но что поделать — очевидно, таково было свойство его натуры.
→ Ян Сибелиус. Симфония №1.
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 45 минут
Теперь давайте обсудим и послушаем вторую симфонию.
🎼 Вторая симфония появилась через три года после первой, была написана в ре мажоре, но все равно кончается грустно. Она очень масштабна — четыре больших части, что необычно для симфонии. Центром является 2-я баллада, но в 1-ой можно очень хорошо увидеть, насколько тонко и здорово работает Сибелиус с симфонической формой.
➡️ Дело в том, что симфонии изначально присуща довольно стандартная схема развития. Допустим, первая часть у нас главная, побочная часть, их разработка, конфликт и некое его разрешение. А здесь все выглядит совершенно иначе — нам представляется несколько разных тем, разных по тембру, по мелодии, и все это напоминает материал для какой-то цельной картины. Мы слышим первые минут 10 симфонии и не очень понимаем что происходит: просто какая-то музыка, какие-то темы, а все самое интересное начинается в разработке.
🧩 Когда наступает разработка, эти темы вдруг сплетаются в одно целое — из разрозненных музыкальных объектов собирается целая картина. Она сначала звучит достаточно просветленно, пасторально, но потом наступает драматизм. а потом все снова становится хорошо. Это все очень похоже на большой эпический сюжет.
🔊 Еще раз отметим, что эта симфония не программна, поэтому точный сюжет к ней подобрать не получается, но это похоже на какой-то миф. Вторая часть — это размышление о смерти и ее столкновении с жизнью (в это время у Сибелиуса умирает дочь). Третья часть исполняется в сумасшедшем темпе, а финал, начавшись за здравие, кончается вполне себе за упокой.
→ Ян Сибелиус. Симфония №2.
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 50 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день