Ян Сибелиус
Поздние симфонии
Третья симфония Сибелиуса написана намного позже и заметно отличается от первых. Обсудим еще несколько симфоний и посмотрим, что особенного в более поздних произведениях автора.
Давайте послушаем и обсудим симфонию №3.
🎵 Третья симфония имеет довольно резкий контраст со второй. Время изменилось: с момента сочинения второй симфонии к этому моменту уже прошло пять лет. Она совершенно другая — в ней нет стремления к эпике, в ней вообще нет никакой грандиозности. Да и тональность самая простая — до мажор. Хотя в до мажоре написано множество грандиозной и торжественной музыки, это не тот случай.
🎶 Она состоит из трех частей — это более старая форма, чем четырехчастная. Она открывается вполне фольклорной по духу мелодией, и в ней есть очень интересный элемент постоянного ускользания, поиска темы.
➡️ Дело в том, что просто провести тему в оркестре несложно. Если делать хорошую разработку или удачно совместить главную и побочную партию, это уже не просто, но такого уже было много. Но то, как Сибелиус здесь вводит побочную тему, то, как он обрывает репризу, как он вообще завершает 2-ую вальсом — на слух, это может показаться довольно логичным. Но Сибелиус не был композитором, который любил кому-то что-то подробно объяснять.
🎼 В 3-ей части подготовка к введению темы очень долгая, масштабная. Геннадий Николаевич Рождественский, которому была свойственна довольно едкая ирония, говорил, что «Весь оркестр бежит, чтобы найти тему». Но вот оркестр все-таки догоняет, и симфония завершается на мощном и радостном крещендо.
→ Ян Сибелиус. Симфония №3.
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 35 минут
О симфонии №4 и борьбе Сибелиуса с авангардными процессами
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
→ Ян Сибелиус. Симфония №4.
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 38 минут
О пятой симфонии Сибелиуса и свободной Финляндии
→ Ян Сибелиус. Симфония №5.
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 32 минуты
Шестую симфонию Сибелиус писал очень долго — около пяти лет, закончил к 1923 году. Обычно он работал быстрее, но здесь ему помешали обстоятельства. Давайте узнаем, что необычного в этой симфонии 👇
🎶 Она имеет тональность ре минор, но написана в дорическом ладу. Было несколько видов натуральных звукорядов еще в древнегреческой музыке (потом на их место пришли иначе организованные гаммы): дорический, ионический, миксолидийский и другие менее известные лады. Дорический лад представляет собой гамму от ре до ре следующей октавы без знаков альтерации. Мы добавляем туда си-бемоль и получается ре минор.
⬇️ А где-то в середине эпохи барокко звукоряд решили опустить на тон ниже и получился до мажор. Иногда этот звукоряд использовался в 19 веке как краска, но никогда не становился основой произведений — это произошло уже позже. Это произошло примерно так: эволюция шопеновской гармонии подготовила появление Дебюсси. А Дебюсси и импрессионисты, которые хотели сказать новое слово в музыке, да и модернисты тоже, часто обращались к произведениям доромантическим. Их можно сравнить с прерафаэлитами — английскими художниками 19 века, которые писали приблизительно так, как писали до Рафаэля. Конечно, они не копировали, а создавали свой уникальный стиль, но все эти прекрасные средневековые дамы и рыцари — все это имело влияние дорафаэлевской эстетики. Примерно то же самое произошло и с музыкой — здесь Сибелиус решает использовать дорический лад.
🎼 Сама симфония средней длины: не большая и не маленькая, она рисует картины суровой песенной природы. Сам Сибелиус говорил, что это пасторально мрачно — он определил эту музыку точнее, чем кто бы то ни было. Пастораль ассоциируется у нас с какими-то ландшафтами Прованса или пологими холмами Тосканы, с пастушьими мелодиями, с картинами сельской жизни. Но в Финляндии природа гораздо более сурова, более мрачна: серое небо, мало солнечных дней, холодно, сыро, метели... И вместе с тем в этой мрачной картинке есть какое-то ощущение волшебства.
→ Ян Сибелиус. Симфония №6.
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 28 минут
1 — Эдвард Берн-Джонс. Любовь среди руин, 1873
2 — Джон Уильям Уотерхаус. Миранда и буря, 1916
3 — Уильям Холман Хант. Наемный пастух, 1851
Задание
👀 Обсуждая дорийский лад, мы невольно вспомнили прерафаэлитов. Почему бы не вдохновиться живописью?
Предлагаем подобрать картину к симфонии Сибелиуса №6 — какие ассоциации возникают у вас?
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день