angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Ян Сибелиус

Поздние симфонии

Третья симфония Сибелиуса написана намного позже и заметно отличается от первых. Обсудим еще несколько симфоний и посмотрим, что особенного в более поздних произведениях автора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Давайте послушаем и обсудим симфонию №3.

🎵 Третья симфония имеет довольно резкий контраст со второй. Время изменилось: с момента сочинения второй симфонии к этому моменту уже прошло пять лет. Она совершенно другая — в ней нет стремления к эпике, в ней вообще нет никакой грандиозности. Да и тональность самая простая — до мажор. Хотя в до мажоре написано множество грандиозной и торжественной музыки, это не тот случай.

🎶 Она состоит из трех частей — это более старая форма, чем четырехчастная. Она открывается вполне фольклорной по духу мелодией, и в ней есть очень интересный элемент постоянного ускользания, поиска темы.

➡️ Дело в том, что просто провести тему в оркестре несложно. Если делать хорошую разработку или удачно совместить главную и побочную партию, это уже не просто, но такого уже было много. Но то, как Сибелиус здесь вводит побочную тему, то, как он обрывает репризу, как он вообще завершает 2-ую вальсом — на слух, это может показаться довольно логичным. Но Сибелиус не был композитором, который любил кому-то что-то подробно объяснять.

🎼 В 3-ей части подготовка к введению темы очень долгая, масштабная. Геннадий Николаевич Рождественский, которому была свойственна довольно едкая ирония, говорил, что «Весь оркестр бежит, чтобы найти тему». Но вот оркестр все-таки догоняет, и симфония завершается на мощном и радостном крещендо.

Ян Сибелиус. Симфония №3.
Видеопример
Время прослушивания: 35 минут

О симфонии №4 и борьбе Сибелиуса с авангардными процессами

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Ян Сибелиус. Симфония №4.
Видеопример
Время прослушивания: 38 минут

О пятой симфонии Сибелиуса и свободной Финляндии

Ян Сибелиус. Симфония №5.
Видеопример
Время прослушивания: 32 минуты

Шестую симфонию Сибелиус писал очень долго — около пяти лет, закончил к 1923 году. Обычно он работал быстрее, но здесь ему помешали обстоятельства. Давайте узнаем, что необычного в этой симфонии 👇

🎶 Она имеет тональность ре минор, но написана в дорическом ладу. Было несколько видов натуральных звукорядов еще в древнегреческой музыке (потом на их место пришли иначе организованные гаммы): дорический, ионический, миксолидийский и другие менее известные лады. Дорический лад представляет собой гамму от ре до ре следующей октавы без знаков альтерации. Мы добавляем туда си-бемоль и получается ре минор.

⬇️ А где-то в середине эпохи барокко звукоряд решили опустить на тон ниже и получился до мажор. Иногда этот звукоряд использовался в 19 веке как краска, но никогда не становился основой произведений — это произошло уже позже. Это произошло примерно так: эволюция шопеновской гармонии подготовила появление Дебюсси. А Дебюсси и импрессионисты, которые хотели сказать новое слово в музыке, да и модернисты тоже, часто обращались к произведениям доромантическим. Их можно сравнить с прерафаэлитами — английскими художниками 19 века, которые писали приблизительно так, как писали до Рафаэля. Конечно, они не копировали, а создавали свой уникальный стиль, но все эти прекрасные средневековые дамы и рыцари — все это имело влияние дорафаэлевской эстетики. Примерно то же самое произошло и с музыкой — здесь Сибелиус решает использовать дорический лад.

🎼 Сама симфония средней длины: не большая и не маленькая, она рисует картины суровой песенной природы. Сам Сибелиус говорил, что это пасторально мрачно — он определил эту музыку точнее, чем кто бы то ни было. Пастораль ассоциируется у нас с какими-то ландшафтами Прованса или пологими холмами Тосканы, с пастушьими мелодиями, с картинами сельской жизни. Но в Финляндии природа гораздо более сурова, более мрачна: серое небо, мало солнечных дней, холодно, сыро, метели... И вместе с тем в этой мрачной картинке есть какое-то ощущение волшебства.

Ян Сибелиус. Симфония №6.
Видеопример
Время прослушивания: 28 минут

1 — Эдвард Берн-Джонс. Любовь среди руин, 1873
2 — Джон Уильям Уотерхаус. Миранда и буря, 1916
3 — Уильям Холман Хант. Наемный пастух, 1851

Задание

👀 Обсуждая дорийский лад, мы невольно вспомнили прерафаэлитов. Почему бы не вдохновиться живописью?

Предлагаем подобрать картину к симфонии Сибелиуса №6 — какие ассоциации возникают у вас?

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;