Символизм в литературе
Младосимволисты: Иванов, Белый, Блок
Младшие символисты — последователи философа-идеалиста Соловьева. Разберем творчество трех главных писателей и узнаем, почему они отрицали современный мир и как хотели его преобразить.
Поговорим о младосимволистах — Андрее Белом и Александре Блоке. А начнем с беседы о первом настоящем петербургском салоне — «Башне» Вячеслава Иванова. Узнаем, кто туда ходил и чем «Башня» отличалась от французских салонов.
🏠 Второй, «младший» виток русского символизма всем обязан одному из старших по возрасту участников движения — Вячеславу Иванову и его «Башне». «Башней» называли квартиру на шестом этаже в округлой части здания доходного дома И. И. Дернова, на углу улиц по адресу Таврическая, 25 и Тверская, 1 в Санкт-Петербурге.
📅 Каждую среду хозяева — Иванов и его жена, писательница Лидия Зиновьева-Аннибал — принимали поэтов, философов, художников и прочих представителей декадентской богемы.
🤵 Первая встреча на «Башне» состоялась 7 сентября 1905 года, и вскоре «ивановские среды» стали привлекать десятки творческих людей. «Башня» была открыта для всех, даже если сам хозяин часто бывал строг и сурово критиковал молодых поэтов, решавшихся прочесть свои стихи.
🎩 «Башня» привлекала участников как аналог европейских литературных салонов: «Это был единственный настоящий салон, который мне довелось видеть», — говорила потом Ахматова.
🎲 Но «ивановские среды» кардинально отличались от «вторников» Малларме. Парижское прибежище символистов было закрытым местом рафинированного общения избранных. Для Иванова же прообразом «Башни» был греческий «симпосион», известный нам по «Пиру» Платона — веселое дружеское пиршество, на котором философские разговоры равноправны с непринужденными играми и театральными представлениями.
📜 В реальности в основном время занимали доклады философов (на Башне бывали Лев Шестов, Николай Бердяев, Федор Степун), споры о теории искусства и чтение стихов. Все свидетели запомнили, как Блока заставили читать «Незнакомку» снова и снова всю ночь. «Башня» стала местом, где вживую могли встретиться символисты и футуристы (поэт Велимир Хлебников — тоже «выпускник» «Башни»), сторонники каких угодно религиозных и политических учений.
👤 Вячеслав Иванов стал посредником между всеми течениями, потому что сам был фигурой уникальной — «запредельной», как сказал бы он сам. Он искал основания для новой литературы не в актуальных течениях, а в общих основах европейской культуры.
🗣 Бахтин этим объясняет «одиночество» Иванова в литературном мире:
«Говоря о Вячеславе Иванове как о поэте, сразу приходится констатировать, что он одинок. Бальмонта, Брюсова определил французский, немецкий, английский символизм; Вяч. Иванов миновал все эти течения. Истоки его поэзии — античность, средние века
и эпоха Возрождения <…> Он менее модернизован, в нем меньше отголосков современности, поэтому так трудно к нему подойти, поэтому его так мало знают, так мало понимают».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте более подробно посмотрим на творчество Вячеслава Иванова и узнаем о его основных символистских мотивах.
✍️ Поэтический язык Иванова — намеренно усложненный, со множеством отсылок к античной культуре и к его собственным философским идеям.
👀 Прочитаем одно из более доступных его стихотворений с типично символистскими мотивами: магия творчества, поиск выхода из «морока жизни» к истине, вселенский ритуал. Обратите внимание, что все странные, экзотические слова у Иванова напоминают не о западном декадансе, а о славянской архаике:
Зодчий
Я башню безумную зижду
Высоко над мороком жизни,
Где трем нам представится вновь,
Что в древней светилось отчизне,
Где нами прославится трижды
В единственных гимнах любовь.
Ты, жен осмугливший ланиты,
Ты, выжавший рдяные грозды
На жизненность девственных уст, —
Здесь конницей многоочитой
Ведешь сопряженные звезды
Узлами пылающих узд.
Бог-Эрос, дыханьем надмирным
По лирам промчись многострунным,
Дай ведать восторги вершин
Прильнувшим к воскрыльям эфирным,
И сплавь огнежалым перуном
Три жертвы в алтарь триедин!
👤 Для большинства читателей Иванов остался только зодчим «безумной башни». Но среди его самых юных гостей оказались два поэта, которых именно Иванов вдохновил создать новую, независимую от французского источника, версию символизма — Андрей Белый и Александр Блок.
Давайте узнаем о главном экспериментаторе символизма — Андрее Белом и поговорим о его стиле и концепции творчества.
👤 Андрей Белый — псевдоним Бориса Бугаева (1880 — 1934). Еще подростком он увлекся новой философией, особенно Ницше и Владимиром Соловьевым (с семьей которого был знаком с детства), и символистской литературой.
🗂 К моменту появления на «Башне» у него уже было внушительное портфолио литературных и теоретических опытов. Даже в символистской среде, где не было недостатка в ярких личностях, Белый производил необыкновенное впечатление. В нем сочетались предельная экзальтированность и аналитический ум — этот парадокс прослеживается во всем его творчестве.
🖋 Именно Белый был самым настойчивым идеологом «жизнетворчества» — характерного для большинства героев Серебряного века стремления осознанно снять границы между жизнью и искусством, сделать собственную биографию частью творческой программы.
📖 В 1910-е годы он стал последователем антропософии Рудольфа Штейнера — учения, культивировавшего духовное саморазвитие и преображение. Для Белого теория и практика в литературе неразделимы. Самый яркий пример — «Глоссолалия» (1917), одновременно лингвистическая фантазия, символистский трактат и поэма в прозе.
🌀 Белый в первую очередь интересен как неутомимый экспериментатор, оказавший большое влияние на весь русский авангард и модернизм. В отличие от большинства символистов, реализовавшихся прежде всего в поэзии, лучшее в наследии Белого — это его проза: ранние «Симфонии» и модернистские романы и повести — «Серебряный голубь», «Котик Летаев», «Петербург», «Москва».
📌 Их стиль отличается от лирической и импрессионистской прозы других символистов: Белый больше ориентируется на язык Гоголя, изобретательный и гротескный. Его проза почти всегда ритмизована и пестрит необычными словами и звуковой игрой.
➡️ Вот маленький фрагмент «Серебряного голубя» (роман посвящен русскому крестьянскому сектантству) — попробуйте прочитать его вслух!
«Ясная, чистая, тихая, свежая ночь. Вдали гамкает пес да заливается стукушка; вдали парни заливаются песней, возвращаясь домой: "За праа-вдуу Боо-ooг паа-мии-лует... За крии-ии-вдуу даа-аа-суу-диит..."
Тарарыкает тележка; лиховский обыватель куда-то везет Абрама, нищего: "Ну что, человечка нашли?.." — "Наметили..." — "Кто да кто?" — "Так, лодырь из господ, только все же из наших..." — "Клюет?" — "Клюнет..." Ясная, чистая, тихая, свежая ночь...»
🗝 В романах Белого, как и у Мережковского, всегда есть какая-то большая концепция, все они так или иначе посвящены разным путям русской истории и культуры. Но читатель должен не столько усвоить идеи, сколько прочувствовать, как они живут в языке, следуя ритмическому рисунку.
Обратимся к фигуре одного из самых известных русских символистов — Александру Блоку и узнаем об основных мотивах в его творчестве.
👤 Александр Блок (1880 — 1921) уже с первых шагов в литературе стал объектом культа в среде околосимволистской молодежи. Причем во многом этот культ создан Андреем Белым — его ровесником, другом и соперником в литературе и в жизни. Наверное, ни о ком из русских поэтов XX века не говорили и не писали столько другие поэты (вспомните хотя бы стихи, которые посвятили Блоку Цветаева и Ахматова).
🔎 Блок гораздо меньше, чем старшие символисты, зависим от французского влияния, и меньше, чем Иванов и Белый, склонен к философствованию. Ближе всего по духу он, пожалуй, к немецким романтикам йенской школы — но, конечно, он прекрасно выразил, как сложно быть наследником этой традиции в XX веке.
📚 У Блока есть очень сильное чувство поэтической судьбы: он стремился весь свой труд организовать в единый «сюжет». Главная реализация этой идеи — в том, как он поделил свои стихи на знаменитые «три тома». Это не обычное собрание сочинений, а целая история. Ее истоки — во влиянии философии Соловьева, точнее, одной из ее главных идей, которую Блок воспринял серьезнее всех символистов.
🌸 Владимир Соловьев вернул в философскую мысль идею Софии, важную в нескольких религиозных и мистических традициях. София, «Премудрость Божия», у Соловьева отождествляется с «Вечной женственностью», о которой писал Гете — это «образ всеединства мира», который является в одухотворенных женских образах.
👩🏻 «Стихи о Прекрасной Даме», с которых начинается творческий путь Блока — поэтическая интерпретация софийной темы. Но сюжет встречи с Софией развивается у него трагически: лирический герой за три тома проходит через сомнения, падение, разочарование в поисках собственного поэтического «я».
1️⃣📕 Основа первого тома (1898–1904) — вариации одного мотива: герой ждет встречи с небесной возлюбленной и поклоняется ей. Ритуал, типичный для русских символистов, у Блока становится очень личным, интимным событием:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
2️⃣📘 Второй том (1904–1908) опрокидывает все темы первого. Вместо торжественного уединения — хаос, бред и даже «болотные чертенятки». Почти все стихи окрашены в траурные тона, повторяют тему неизбежной смерти, а встреча с героиней внушает отчаяние или страх. В «Снежной маске» она совсем не похожа на Прекрасную Даму:
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
3️⃣📗 Третий том (1907–1916) был задуман как «синтез» первого и второго, но это самая сложная и противоречивая часть. Этот том скорее об искусстве, чем о мистических прозрениях, в нем значима тема самоопределения поэта, много отсылок к литературным сюжетам. У позднего Блока все сильнее тема безнадежного отчуждения:
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей...
Блок собирает почти все стихотворения в циклы — и это одна из самых главных тенденций Серебряного века. Давайте узнаем, что такое лирический цикл и каким он может быть.
📌 Лирический цикл — больше, чем просто несколько стихотворений, объединенных одной темой. Цикл может быть темой с вариациями, набором мотивов и символов — или, как чаще бывает у Блока, последовательностью, похожей на сюжет.
📝 Поэтому стихи в циклах лучше читать в том порядке, который определил автор. Давайте прочитаем цикл из третьего тома — «Кармен» (10 стихотворений).
👀 Легко заметить, что от известного сюжета в цикле осталось мало. Если прочитать второе стихотворение «На небе — празелень…» (1914) отдельно, то сложно догадаться, как оно связано с темой Кармен. Только к четвертому стихотворению мы начинаем понимать, что речь идет скорее об опере, а не новелле Мериме — появляется поющий голос, а позже оказывается, что лирический герой встречает героиню в театре.
❤️ Цикл посвящен Любови Дельмас, певице, исполнявшей роль Кармен в опере Бизе. Но, как было со всеми прототипами женских персонажей Блока, мы видим не портрет реальной женщины или театральной роли, а символическую фигуру, «отзвук забытого гимна». В разных текстах цикла она похожа то на Прекрасную Даму, то на Снежную Маску. А новой деталью здесь стала принадлежность героини к сфере искусства.
О Белом-теоретике и о том, как читать символистские трактаты
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день