angle-down facebook instagram vkontakte warning

Символизм в литературе

История возникновения, приметы стиля и главные имена

К 1900-му году о символизме говорили во всех европейских странах и США, а в России сложилось целых два поколения символистов. Поговорим о происхождении стиля.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Давайте разберем понятие символизма, узнаем, откуда оно появилось и кто его предсказал.

📅 У литературного символизма есть точное место и дата рождения — 18 сентября 1886 года в парижской газете «Фигаро» была опубликована статья «Манифест символизма» французского поэта греческого происхождения Жана Мореаса (1856 — 1910), который заявил, что в литературе появилось новое течение.

🇫🇷 Первыми поэтами символизма Жан Мореас назвал четырех французских авторов: Шарля Бодлера, Теодора де Банвиля, Поля Верлена и Стефана Малларме. Обратите внимание, что далее к символистам стали причислять только двух последних.

👥 Никто из них в то время не пользовался широкой известностью, многие читатели «Фигаро» впервые узнали о них из манифеста. Мореас называет символизмом не литературное течение или кружок, а некую большую эстетическую программу:

«Противница наставлений, декламации, фальшивой чувствительности, объективного описания символистская поэзия пытается одеть Идею в осязаемую форму, которая, однако, не была бы ее самоцелью, а, не переставая служить выражению Идеи, сохраняла бы подчиненное положение. Идея, в свою очередь, вовсе не должна показываться без роскошных одеяний внешних аналогий; ибо подлинный характер символического искусства состоит в том, чтобы никогда не доходить до познания Идеи-в-себе».

➡️ За философским красноречием стоит желание противопоставить новое направление сразу и романтизму, и реализму. «Одеть Идею» — значит, объединить романтический идеализм, служение возвышенному с реалистическим вниманием к телесному и материальному миру.

💥 Манифест произвел взрывной эффект. За тот год маргинальных раньше авторов стали активно издавать и читать, появился ряд журналов, декларировавших приверженность символистской школе:

🔹 «Декадент» (Le Décadent)
🔸 «Перо» (La Plume)
🔹«Белое обозрение» (La Revue Blanche)

📒 Мода была предугадана в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот» (1884). Герой романа, эталонный декадент Дез Эссент, пытается предельно эстетизировать свою жизнь. В нескольких эпизодах он с восхищением читает Бодлера, Верлена и Малларме — ему нравится странность и недоступность их текстов, которые непонятны профанам. Гюисманс первым зафиксировал в романе ценности нового поколения и назвал его литературных идолов. Мореас через два года дал этому поколению имя и выход к широкой публике.

🗣 К середине 1890-х о символизме будут говорить во всех европейских странах и в США: будут появляться авторы, журналы, издатели и критики, вдохновленные новыми французскими поэтами.

✍️ Но форму организованного и многолюдного движения символизм примет только в России — где он продержится достаточно долго, чтобы говорить о двух поколениях, старших и младших символистах.

📖 Давайте прочитаем стихотворение французского поэта Артюра Рембо «Пьяный корабль» (1871). По ссылке откроется страница с разными переводами — нам интересен перевод Михаила Кудинова.

Позже поговорим об этом стихотворении.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Главные писатели и поэты символизма в литературах разных стран.

🇫🇷 Франция: Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Рене Гиль, Поль Адан, Поль Фор, Рашильд.

🇧🇪 Бельгия: Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн, Жорж Роденбах, Шарль ван Лерберг.

🇷🇺 Россия: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Вячеслав Иванов, Федор Сологуб, Андрей Белый, Александр Блок.

🇱🇹 Литва: Юргис Балтрушайтис.

🇬🇧 Англия: Артур Саймонс, близки к символизму и английские эстеты — Оскар Уайльд, Альфред Дуглас, Джон Грей.

🇮🇪 Ирландия: Уильям Батлер Йейтс, Æ (псевдоним Джорджа Расселла), Августа Грегори.

🇩🇪 Германия: Стефан Георге.

🇦🇹 Австрия: Гуго фон Гофмансталь, ранний Райнер Мария Рильке.

🇨🇦 Канада (Квебек): Эмиль Неллиган.

По каким приметам распознать символистский текст и почему именно это направление называют «символизмом»?

📃 Символический язык литература использовала во все времена. Символ в искусстве — это знак, у которого нет одного простого закрепленного значения. Символ нуждается в интерпретации, а она потенциально бесконечна. Даже всем известные традиционные символы, смысл которых проясняется контекстом, могут звучать совершенно по-разному.

☦️ Например, мы понимаем, что появление креста в тексте автора христианской культуры будет указывать на жертву, судьбу, страдание, но далеко не у любого автора — на обещание воскресения.

❇️ Давайте перечислим приметы, по которым мы узнаем символистский текст

🌀 Символистский текст не просто использует отдельные символы — он должен весь заставлять читателя ломать голову в поисках интерпретации.

📌 Эту свободу прочтения легко увидеть в разнообразии переводов одного и того же текста. Поэтому символисты казались современникам смутными, путаными и экстравагантными — с точки зрения символиста это не недостаток, а достоинство.

🌗 У символистов есть общее мировоззрение, хотя на поверхности они все очень разных убеждений. Объединяет их платонический взгляд на мир: все, что доступно нашим ощущениям — это не подлинная реальность, а ее тень, след или отражение.

📌 Тоска по подлинному, первоначальному, истинному — главная эмоция символистской литературы. Подразумевается, что Истина — это тайна, заведомо невыразимая. Быть писателем-символистом — значит говорить о том, что невозможно назвать словами.

🔴 В символистских текстах всегда можно найти конкретные сигналы, которые связаны с осознанием недоступности тайны и с платонической ностальгией.

📌 Например, у Верлена это музыка, у Малларме — белый цвет, у Блока — явление загадочных девушек, а у Метерлинка и вовсе сама смерть.

♠️ О том, что наше восприятие реальности несовершенно, часто напоминают детали, которые замутняют зрение, преграды на пути к пониманию — завесы, покровы, мутные стекла, подвижные отражения, сумерки, ненастье.

📡 Символисты настаивают на синтетическом и интуитивном восприятии мира. Все в мире взаимосвязано и все подвижно. Отсюда игра сложными, неочевидными ассоциациями, метафоры, которые трудно объяснить, неожиданные переходы между темами.

📤 Внутреннее и внешнее в символистском тексте легко меняются местами или вообще неразделимы. Когда Блок в «Незнакомке» пишет: «И перья страуса склоненные / В моем качаются мозгу, / И очи синие бездонные / Цветут на дальнем берегу», мы понимаем, что классические способы толковать текст ничего не дадут.

🗾 Нельзя однозначно сказать, где этот дальний берег — в сознании героя или вне его, глаза сравниваются с цветами или цветы с глазами. Задача такого текста — погрузить читателя в то же растерянное состояние человека, почувствовавшего присутствие неизъяснимой тайны, в котором оказался сам герой.

💤 Неудивительно, что символистам интересно имитировать в текстах измененные состояния сознания — сон, транс, опьянение, мистический экстаз.

Как отличить символизм от родственных явлений в культуре:

❇️ Символизм и романтизм

➡️ Символисты во многом продолжают романтиков: в их творчестве появляются похожие темы и мотивы — недоступность идеала, враждебный мир, сны, загадки, двойники. Любимыми авторами символистского поколения были Эдгар По, Жерар де Нерваль, Новалис.

♦️ В эстетике романтиков важны сильные контрасты и конфликты, а символисты предпочитают размытые границы, зыбкость, «оттенки вместо красок».

🚫 У символистов не может быть четкого «двоемирия», как у романтиков, потому что в их версии есть только один настоящий мир, о котором мы догадываемся по отзвукам и отражениям.

👤 Человек в символистском тексте далек от романтического героя. К концу 19 века романтической образ целостной личности с независимым внутренним миром сменился образом расщепленного, неуверенного в своих границах, «нервного» сознания. Обратите внимание на то, как звучит «я» в символистских стихах и как сложно читателю составить связный образ героя.

❇️ Символизм и декаданс

➡️ Эти термины обозначают пересекающиеся явления: не все символисты декаденты, не все декаденты символисты. Декаданс в культуре конца 19 века — это набор тем, сюжетов, образов, которые должны передавать ощущение распада, заката, конца большой эпохи.

👥 Часть символистов (ранние Верлен и Малларме, Брюсов, Сологуб) активно используют эти мотивы, но символисты могут выражать и переживания восторга, просветления, новизны (как в некоторых текстах Рембо, Бальмонта или Белого).

❌ С декадентством также связывают отказ от следования нормам, богемный образ жизни и в искусстве предпочтение «странных», редких форм и жанров.

❇️ Символизм и импрессионизм

➡️ Писатели-символисты действительно были союзниками художников-импрессионистов и постимпрессионистов. Но словом «импрессионизм» в литературе обозначают обычно не направление, а конкретную технику, похожую на ту, что изобрели в живописи. Создание эффектов моментального впечатления, слепка изменчивого мира, а также соединение в одном потоке множества мелких разнородных деталей.

📝 Такие приемы встречаются не только у символистов, но и у натуралистов и реалистов, характерны они и для более поздних модернистских авторов.

👉 «Поэтическое искусство» Верлена — текст, который можно назвать одновременно символистским, декадентским и импрессионистским. Поэзия и музыка в нем противопоставлены риторике и литературе.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4800₽ 2400₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;