Символизм в литературе
Символизм в других искусствах
Символисты развивают концепцию «синтеза искусств», стремясь сделать его единым. Давайте посмотрим, возможно ли сотрудничество всех творческих людей.
Теперь поговорим о cимволистском синтезе искусств и узнаем, как и к чему стремились символисты в театре, музыке и живописи.
🎵 На всю культуру конца 19 века оказало огромное влияние то, как реализовал идею синтеза Рихард Вагнер (1813 — 1883) в своих «музыкальных драмах». Вагнеру принадлежит идея Gesamtkunstwerk — «объединенного произведения искусства», в котором ни одна из составляющих не должна доминировать.
🎹 В вагнеровской опере, например, слово, музыка и исполнительское искусство равноценны, и в постановке, по его замыслу, не должно быть ничего просто декоративного или необязательного.
⛓ Символисты стремятся к тому же единству, но без вагнеровского размаха — все-таки их стихией были небольшие кружки единомышленников, журналы, салоны, камерные театры.
💫 Стремление к синтезу у символистов выражалось и в попытках соединить все способы восприятия, то есть создать синестетическое произведение, которое действовало бы сразу на все органы чувств.
📅 В декабре 1891 года в Театре д’Ар состоялась премьера спектакля по ветхозаветной «Песне песней». Кроме сложного музыкального и визуального оформления, зрелище включало запахи: в зале в течение всего действия распыляли ароматы, которые вместе с музыкой и световыми эффектами должны были пробуждать ассоциации в тот или иной момент — ладан, жасмин, ландыш, сирень, флердоранж и т. д. Эксперимент, правда, провалился — публика не выдержала такого калейдоскопа ощущений.
🎷 Больше удачных примеров найдется в историях сотворчества, диалогах между представителями разных искусств. Стоит только помнить, что определение «символизм» было придумано изначально для описания поэзии: в других искусствах терминология отличается.
🎨 Можно говорить о символистской живописи — но литературным символистам были близки и постимпрессионисты, и представители ар-нуво, которые охотно иллюстрировали символистские тексты.
🎼 Композиторов, которые были союзниками символистов, музыковеды причисляют чаще к поздним романтикам или импрессионистам. Кроме того, некоторые символисты вдохновили и представителей более поздних направлений искусства 20 века — дальше мы попробуем в этом разобраться.
Давайте узнаем, как проявлялся символизм в живописи и графике и узнаем, что стало связующим диалогом между словесным и визуальным искусством.
🖌 Символистами обычно называют художников, которые предпочитают мистические и фантастические темы, эффекты призрачного, туманного мира. Их сюжеты и персонажи — иногда монструозные, иногда утонченно-прекрасные — часто отсылают к мифологическим или эзотерическим мотивам, популярным в символистской литературе. Это ритуалы посвящения, двойники, андрогины, грезы и кошмары, плавания и полеты.
👥 К символистам причисляют таких художников, как Одилон Редон, Гюстав Моро, Франц фон Штук, Фернан Кнопф, Жан Дельвиль, Фелисьен Ропс, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Микалоюс Чюрленис. На границе между символизмом и другими модернистскими направлениями — Поль Гоген, Густав Климт, Эдвард Мунк.
🇫🇷 Во Франции местом встречи мастеров символистского искусства стали «Салоны Розы†Креста». Их организатором был один из самых эксцентричных персонажей литературного Парижа — поэт и оккультист Жозефен Пеладан, или Сар Меродак Пеладан, как он стал себя называть, став гроссмейстером одной из ветвей ордена розенкрейцеров.
🌹 В 1891 году Пеладан основал собственный «Католический и эстетический Орден Розы и Креста». Круг поклонников Пеладана — «магов» — одно время считали претендентами на еще одну новую литературную школу, но в итоге в истории они остались благодаря «Салонам».
🖼 «Салоны» — это ежегодные выставки, проходившие с 1892 по 1897 год: на них не только выставляли картины художников-символистов из разных стран, но и исполняли музыкальные произведения; среди гостей были Малларме, Верлен, Эмиль Золя и множество молодых литераторов и критиков. Далеко не все участники разделяли эзотерические интересы Пеладана, но ему первому удалось создать символистскую нишу в публичном пространстве.
📓 В России центром диалога между словесным и визуальным искусством было объединение «Мир искусства», выросшее вокруг одноименного журнала. Его лидеры — художник Александр Бенуа, антрепренер Сергей Дягилев, критик и публицист Дмитрий Философов — стремились не столько создать рупор символизма, сколько объединить силы всех, кого интересовала новая эстетика.
🖊 Многие художники-мирискусники — Александр Бенуа, Лев (Леон) Бакст, Константин Сомов — активно работали с книжной графикой. Иллюстрированная книга в эту эпоху тоже становится полноценным синтетическим произведением искусства, и это результат тесного общение художников с писателями и литературными критиками.
📚 Поэма Пушкина «Медный всадник», иллюстрированная Бенуа, иллюстрации к повестям Гоголя и обложки сборников Бальмонта и Вячеслава Иванова, выполненные Сомовым — вершины книжной культуры.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1 — Одилон Редон. Меланхолия. 1876
2 — Гюстав Моро. Вдохновение. 1893
3 — Михаил Врубель. Царевна лебедь. 1900
4 — Микалоюс Чюрленис. Истина. 1905
5 — Константин Сомов. Обложка сборника стихов К. Д. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина». 1907
Поговорим про музыку и узнаем, каких композиторов вдохновляли стихи символистов и как повлиял символизм на театр.
🗣 Символизм начинается с верленовского лозунга «музыка прежде всего». Писатели-символисты стремились сделать литературу похожей на музыкальное искусство — подвижной и открытой для бесконечных интерпретаций. А лучше — окончательно стереть границы между музыкой и словом.
✍️ Рассказывают, что когда Дебюсси попросил у Малларме разрешения написать музыку к его «Послеполуденному отдыху фавна», поэт ответил: «А я думал, что я это сам уже сделал!».
👥 Стихи символистов, особенно Верлена и Малларме, вдохновляли многих композиторов. Во Франции это Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Сезар Франк, Эрнест Шоссон, Рейнальдо Ан, Морис Равель, Эрик Сати. Они предпочитали камерные жанры — короткие пьесы, прелюдии, романсы.
🎹 Их музыка рассчитана на создание «атмосферы», единого настроения, которое складывается из мимолетных ассоциаций, эффектов текучести и мерцания (часто в названиях их произведений появляются вода и лунный свет). Она изначально была предназначена для исполнения в небольшом, интимном пространстве — частных салонах в кругу внимательных ценителей.
🎼 На этом музыкальная история французских символистов не остановилась. Их стихи до сих пор снова и снова кладут на музыку — особенно Верлена, для многих стихотворений которого можно найти десятки разных песенных версий и исполнений.
📢 Послушайте как, к примеру, звучит Верлен у его младшего современника Рейнальдо Ана в исполнении современного контртенора Филиппа Жарусски. А у Лео Ферре верленовская «Осенняя песня» превратилась в иронический свинг.
🎶 Лучшее музыкальное воплощение русского символизма — творчество Александра Скрябина, совершенно непохожего на Дебюсси и его учеников. Некоторые сочинения он называет «поэмами»: «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей (Поэма огня)».
⚡️ По замыслу композитора, поэма должна быть синестетическим действом, в котором к музыкальной партитуре добавляется световая (Скрябин придумал слово «светомузыка») — но в полной мере идея так и не была реализована.
🗣 Вдохновленный музыкой Скрябина Константин Бальмонт в книге «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» так пытался передать свой восторг:
«Эта встреча навсегда сохранится в моей душе, как видение ослепительной музыкальности. Это было видение поющих, падающих лун. Музыкальных звездностей. Арабесок, гиерогрифов, и камней, изваянных из звука. Движение Огня. Прорывы Солнца. Клич души к душе. Откровенье, дошедшее с другой планеты. Певучая озаренность самого воздуха, в котором двигался этот пленительный ребенок богов».
🎭 Музыкальный театр тоже испытал влияние символистской эстетики. «Русские сезоны» труппы Сергея Дягилева, в 1910-е годы взорвавшие европейскую сцену, вывели эстетику «Мира искусства» на новый уровень. Музыка Игоря Стравинского, хореография Михаила Фокина, декорации Бенуа и Бакста сделали балеты дягилевской труппы связующим звеном между символизмом и зрелым модернизмом.
🎵 Театральные поиски символистов тоже нашли музыкальное продолжение. Интересно, что одна пьеса Метерлинка — «Пеллеас и Мелизанда» — получила почти одновременно сразу трех композиторов: в 1898 году музыку к ней пишет Габриэль Форе, а в 1903 появляется симфоническая поэма Арнольда Шенберга. Но самое известное прочтение пьесы — опера Клода Дебюсси (1902), которая прочно вошла в мировой оперный репертуар.
🎼 Другие примеры удачных оперных интерпретаций символистского языка: «Саломея» Рихарда Штрауса (1905) по французской пьесе Оскара Уайльда, «Огненный ангел» Сергея Прокофьева (1923) по повести Брюсова и «Мертвый город» Эрика Корнгольда (1920) по «Мертвому Брюгге» Жоржа Роденбаха — этот роман также оставил след в истории кино.
К моменту, когда кинематограф стал осознавать себя как искусство, символизм уже выходил из моды. Тем не менее, у символистов есть свои киноистории. Остановимся на самой необычной.
📙 В небольшом романе «Мертвый Брюгге» (Bruges-la-Morte, 1892) бельгийского символиста Жоржа Роденбаха простой и мрачный сюжет: герой после смерти жены впадает в отчаяние. Он ведет отчужденную жизнь в Брюгге, который кажется ему «мертвым городом», но однажды встречает на улице женщину, которая напоминает ему жену, пытается сделать из нее двойник умершей — ничем хорошим это, конечно, не заканчивается.
«Мертвый Брюгге» — первое литературное произведение, проиллюстрированное фотографиями.
🎬 «Мертвый Брюгге» на русском вышел в 1910 году и привлек внимание одного из первых российских кинорежиссеров Евгения Бауэра. Результатом стал фильм «Грезы» (1915), вольный пересказ Роденбаха, в котором герои получили русские имена. Лента сохранилась — ее можно посмотреть.
⚡️ Бауэра особенно интересует эмоциональная сторона романа, которая прекрасно подходит для возможностей немого кино. Но это не все: синефилам сюжет может показаться знакомым — но скорее не по малоизвестному фильму Бауэра, а по «Головокружению» Хичкока (1958), в котором герой тоже находит двойника погибшей женщины, и это приводит к трагическим событиям.
📽 «Головокружение» — экранизация французского детектива Буало и Нарсежака «Среди мертвых» (1954), который многие критики считают основанным на романе Роденбаха.
🔀 Точно неизвестно, был ли Хичкок знаком с «Мертвым Брюгге», но некоторые историки кино считают, что перекличек в фильме слишком много для совпадения. Например, бельгийский поэт и критик Жоэль Гоффен считает, что и Сан-Франциско у Хичкока повторяет черты символистского Брюгге: паутина улиц, монотонность, мертвенность.
➡️ Впрочем, возможно, Хичкок цитирует не конкретно Роденбаха, а вообще ту нервозную урбанистическую эстетику, которая восходит как к бельгийским символистам, так и, например, к Достоевскому.
📽 Давайте посмотрим трейлер «Пеллеаса и Мелизанды» в постановке Роберта Уилсона, которая шла в Опере в Бастилии в 2017 году.
В этом уроке мы изучили символизм, его место в культуре и связь с другими видами искусства. Давайте вспомним главное.
🆕 Первыми поэтами символизма принято считать Поля Верлена и Стефана Малларме, а символизм зародился не как литературное течение, а как эстетическая программа.
🤝 Символисты во многом продолжали романтиков: в их творчестве появляются похожие темы и мотивы — недоступность идеала, враждебный мир, сны, загадки, двойники. Однако у символистов не может быть четкого «двоемирия», как у романтиков, потому что в их версии есть только один настоящий мир, о котором мы догадываемся по отзвукам и отражениям.
🌹 Символ в искусстве — это знак, у которого нет одного простого закрепленного значения. Символ нуждается в интерпретации, а она потенциально бесконечна. Например, появление креста в тексте автора христианской культуры будет указывать на жертву, судьбу, страдание, но далеко не у любого автора — на обещание воскресения.
📌 Приметы, по которым мы узнаем символистский текст:
➖ он должен весь заставлять читателя ломать голову в поисках интерпретации,
➖ главная эмоция — тоска по подлинному, первоначальному, истинному,
➖ внутреннее и внешнее в символистском тексте легко меняются местами или вообще неразделимы.
👥 Главные писатели и поэты символизма в литературах разных стран: Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Вячеслав Иванов, Федор Сологуб, Андрей Белый, Александр Блок.
👤 Поль Верлен. Его стиль всегда легко узнать по меланхолии, неопределенной тоске, ностальгии, предмет которой неизвестен. Главная тема Верлена — музыка, он пытается максимально приблизить к ней поэтический язык.
👤 Артюр Рембо — поэт визуальный: его главные мотивы всегда связаны с видением, оптикой, необычной точкой зрения.
👤 Стефан Малларме — самый радикальный и авангардный поэт. Мотивы его поэзии — знаки пустоты, небытия.
🇷🇺 Главное отличие русского символизма от французского — в идеологическом масштабе. В России к поэтам присоединились философы, мистики, теоретики искусства, да и у самих поэтов были философские амбиции. Русские символисты разделились на «старший» и «младший» символизм. Основной площадкой для манифестов, программ, споров стали литературные журналы, главным из которых был «Мир искусства» (1898–1904).
👤 Вячеслав Иванов и его «Башня» — им всем обязан «Младший» виток русского символизма.
👤 Андрей Белый — экспериментатор, чья проза почти всегда ритмизована и пестрит необычными словами и звуковой игрой.
👤 Александр Блок задал одну из самых главных тенденций Серебряного века — объединять стихотворения в циклы.
🎭 В символистском театре впервые центральную роль начинают играть режиссеры, рождается привычный нам режиссерский театр.
👤 Морис Метерлинк — первый драматург-символист, создал «статический» театр, где все реплики персонажей вертятся вокруг главного события, которое уже произошло и необратимо.
👤 Август Стриндберг в своей драматургии сохранял элементы реалистического стиля: действие привязано к современности, а у персонажей есть типичные социальные роли.
🎶 Символисты развивают концепцию «синтеза искусств», которая восходит к немецким романтикам: тотальное сотрудничество всех творческих людей. На всю культуру конца 19 века оказала влияние реализация этой идеи Рихардом Вагнером в «музыкальных драмах». Лучшее музыкальное воплощение русского символизма — творчество Александра Скрябина. По его замыслу поэма должна быть синестетическим действом, в котором к музыкальной партитуре добавляется световая.
🎬 Фильм «Грезы» — пример символизма в кино. Создан на основе романа «Мертвый Брюгге» (1910), который привлек внимание одного из первых российских кинорежиссеров Евгения Бауэра.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день