Символизм в литературе
Русский символизм: старшие символисты
Мода на символизм привела к появлению огромного самостоятельного движения в России. Узнаем, как наше течение отделилось от европейского и стало самостоятельным.
Теперь поговорим о символизме в России. Начнем со старших символистов.
❗️ Главное отличие русского символизма от французского — в идеологическом масштабе. В России к поэтам присоединились философы, мистики, теоретики искусства, да и у самих поэтов были философские амбиции.
🇫🇷 Во Франции слово «символизм» было способом объединить под одним термином новых поэтов, не вписывавшихся в традицию. В России символисты рассчитывали на осознанное, программное преобразование искусства.
📚 Не меньше, чем чтение Верлена и Малларме, на них повлияло чтение новых, неклассических философов — в первую очередь Ницше. Огромное значение для них имела философия Владимира Соловьева (который первых символистов не принял категорически) и разнообразные мистические учения.
Что общего у этих идей?
➖ Вселенский масштаб.
➖ Желание сразу полностью переписать то, как мы понимаем человека, вселенную.
➖ Неприязнь к прагматичности цивилизации XIX века.
➖ Поиск основ для постхристианской культуры или обновления христианства.
📜 Русский символизм не был ориентирован только на западную литературу и активно искал предшественников в русской традиции. Ближайшие его предтечи — русские поэты второй половины XIX века: Фет, Полонский, Фофанов, Случевский. В некоторых символистах (Федоре Сологубе, Андрее Белом) можно видеть наследников Гоголя и Достоевского.
🌓 Русские символисты разделились на «старший» и «младший» символизм — это скорее два лагеря, чем два поколения, и в 1900-е оба были актуальны. Они очень непохожи — это хорошо видно на схеме, которую предложил А. Ханзен-Леве в книге «Русский символизм» (стр. 13).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
История русского символизма (и дальше всего Серебряного века) — это история издательских проектов. Давайте узнаем, какие журналы выходили в то время.
📘 Все началось с выхода в 1894 году сборника под названием «Русские символисты». Никаких русских символистов как группы в это время еще не было: сборник придумал, составил, и написал под разными псевдонимами большую часть стихотворений один двадцатилетний Валерий Брюсов.
🗣 Первые реакции были резко негативными и язвительными, но риск оправдался. За два года вышло три таких альманаха, и к полувымышленному движению стали присоединяться реальные молодые авторы.
📇 Основной площадкой для манифестов, программ, споров о новом искусстве и публикации новаторских произведений стали литературные журналы.
🗞 В Петербурге к 1895 году молодые декаденты «захватили» журнал «Северный вестник», и рупором символизма в литературе и других искусствах стал журнал «Мир искусства» (1898-1904).
📙 Но настоящим прорывом символизм обязан меценатам — Сергею Полякову и Николаю Рябушинскому. Поляков создал издательство «Скорпион» в 1899 г. (просуществует до 1916), объединившее москвичей и петербуржцев. «Скорпион» издавал книги символистов и переводы близких им по духу западных авторов.
📗 В 1904 г. «Скорпион» стал издавать ежемесячный журнал «Весы», которым руководил Брюсов. При поддержке Рябушинского выходил журнал «Золотое руно», который в 1907 году стал полем раздора между старшими и младшими символистами и переориентировался на новое поколение.
📤 Коммерческого успеха модернистская литература никогда не имела, проект держался на личной увлеченности спонсоров. Но в итоге оказалось, что почти вся новаторская и оригинальная русская литература так или иначе прошла через декадентские журналы.
Обложки журнала «Мир искусства» (1898–1904)
Обложки журнала «Весы» (1904–1909)
Узнаем особенности поэзии старших символистов, какие темы она затрагивала и раскрывала.
👥 У старшего поколения нет однозначного лидера-гения. Брюсов был лидером литературного процесса, но в истории литературы старшие символисты остались скорее как ряд равноправных авторов, из которых читатели выбирают близких себе.
❓ Что у них общего?
🗣 В предисловии к «Русским символистам» Брюсов писал:
«Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».
Это настроение, как правило, — уже знакомая нам меланхолия, тоска или смятение героя, который остро чувствует невозможность самореализации.
🔥 У Брюсова, правда, бывает заметно, что влияние действительно меланхоличных Малларме или Метерлинка вступает в противоречие с его собственным яростным темпераментом. Все воспоминания о Брюсове-человеке — властном, контролирующем, упорном «труженике» — подсказывают, что декадентские интонации у него будут звучать иначе, чем у коллег.
📖 И как переводчик Брюсов склонен спрямлять оригинал, объяснять, делать более однозначным. Вот стихотворение о муках нереализованности, по теме близкое к Малларме:
Мучительный дар
И ношусь, крылатый вздох,
Меж землей и небесами.
Е.Баратынский
Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
И вот я блуждаю в безумной тревоге,
И вот я томлюсь от больных ожиданий.
Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий...
Но тщетно с мольбой простираю я руки,
Невидимо стены стоят между нами.
Земля мне чужда, небеса недоступны,
Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои упованья пред небом преступны,
Мои вдохновенья пред небом ничтожны!
🔤 Блуждающий и томящийся герой у Брюсова все же не избегает уверенно повторять «я», «мои», «мне». Он, конечно, ближе к романтическому герою, хотя и попавшему в символистский сюжет.
🌀 Только в начале второй строфы в текст врываются типично символистские странности: нездешний мир, мифические чудовища — и многоточие, которое смягчает чеканный ритм всего текста.
🔎 Читатели сразу заметили «эгоцентричность» старших символистов. Одиночество, изоляция, фиксация на потоке собственных ощущений создают впечатление замкнутого внутреннего пространства.
❤️ Но в символистском тексте всегда будет понятно, что речь не о трагедии отдельной необыкновенной личности, а об универсальном человеческом состоянии: не «необыкновенный я одинок среди обычных людей», а скорее «я, как и каждый человек, обречен на одиночество и потерянность».
В символистском тексте речь идет не о трагедии отдельной необыкновенной личности, а об универсальном человеческом состоянии. И один из страшных вариантов этой темы раскрыт в стихотворении Зинаиды Гиппиус «Пауки» (1903):
Пауки
Я в тесной келье — в этом мире.
И келья тесная низка.
А в четырех углах — четыре
Неутомимых паука.
Они ловки, жирны и грязны.
И все плетут, плетут, плетут...
И страшен их однообразный
Непрерывающийся труд.
Они четыре паутины
В одну, огромную, сплели.
Гляжу — шевелятся их спины
В зловонно-сумрачной пыли.
Мои глаза — под паутиной.
Она сера, мягка, липка.
И рады радостью звериной
Четыре толстых паука.
☀️ Символистская картина мира не всегда такая жуткая. Константин Бальмонт (1867 — 1942), главный соперник Брюсова, предпочитает картины космического единства, торжества, света.
📖 Достаточно напомнить, что одна из лучших его книг называется «Будем как Солнце» (1903). В светлой версии символистской вселенной читатель попадает в таинственное священнодействие:
Небесная роса
День погас, и ночь пришла.
В чёрной тьме душа светла.
В смерти жизнь, и тает смерть.
Неба гаснущая твердь
Новой вспыхнула красой:
Там серебряной росой,
В самой смерти жизнь любя,
Ночь усыпала себя.
Ходят Ангелы во мгле,
Слёзы счастья шлют земле,
Славят светлого Творца,
Любят, любят без конца.
🌖 Универсальный пейзаж, обычная смена дня и ночи превращаются в ритуал, который примиряет жизнь и смерть в абсолютной любви.
🔮 Ритуалы, реальные и вымышленные — очень важный мотив у русских символистов. Искусство в их понимании должно выполнять ту же роль, что магический или религиозный обряд — включать человека во что-то большее, чем он сам.
Космические масштабы у русских символистов приобретает и их интерес к истории. Давайте узнаем об историософском романе в России.
🗣 В России весь XIX век шли споры о смысле истории, об историческом выборе и путях разных цивилизаций выходили за рамки отвлеченной академической философии истории.
👁 Символисты вопрос об историческом пути России решали на своем языке — то есть искали тайные связи между событиями и историческими персонами и знаки большого замысла в обычной жизни.
📕 Дмитрий Мережковский изобретает историософский роман. В отличие от исторических романов, такое произведение должно дать читателю полную, связную картину всей истории, показать, что она пронизана одними и теми же сверхчеловеческими конфликтами.
📝 Так построена трилогия Мережковского «Христос и Антихрист»: в каждой части речь идет об исторической фигуре — Юлиан Отступник, Леонардо да Винчи, Петр I — но текст далек от литературной биографии.
✍️ Трилогия написана импрессионистически: из коротких сцен, намеков и ассоциаций складывается большой сюжет, о котором сами персонажи могут только догадываться. Это столкновение христианства и язычества как двух «правд», двух мировосприятий, которое, по идее Мережковского, повторяется во всех важных событиях мировой истории.
📚 Романы Мережковского сделали его самым известным на Западе из старших символистов: их поэзия воспринималась в переводах как подражание французам, а историософский роман был принципиально новой идеей.
📖 Давайте прочитаем статью Андрея Белого «Символизм как миропонимание» (1904)
Время прочтения 〰️ 10 минут.
Вернемся к его обсуждению после прочтения.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день