Символизм в литературе
Символистский театр
Cимволистская драматургия чаще всего становилась предметом самых ожесточенных споров. Узнаем почему и посмотрим, какие формы театра привлекали драматургов-символистов.
Поговорим о символистском театре, узнаем как он появился и чем отличается от обычного.
🎭 В конце 19 века европейский театральный мир переживает настоящую революцию. Пьесы новых драматургов не вписывались в привычные зрителям каноны и разделили публику на ярых сторонников и противников явления, которое позже стали называть «новой драмой». Это явление шире, чем декаданс и символизм, оно включает пьесы Ибсена, Гауптмана или Чехова.
🌐 Драматургов-символистов привлекали доклассические и народные формы театра — мистерии, ярмарочные представления, пантомима, а также ритуальные действа.
📌 Символистский театр основан на тех же принципах, что и поэзия символистов: он стремится к созданию «атмосферы» вместо интриги и отказывается от классического конфликта в пользу неразрешимых, вечных ситуаций. Классические жанры — трагедия и комедия — не подходят таким пьесам, и авторы обычно сознательно отказывались от традиционных жанровых определений.
👤 Впервые центральную роль в театральном процессе начинают играть режиссеры — это напрямую связано с особенностями «новой драмы». Для новых пьес характерна неоднозначность, требующая продуманной интерпретации — поэтому настоящим автором спектакля становится постановщик, и рождается привычный нам теперь режиссерский театр.
👯 В поисках нового театрального языка возникает множество новых экспериментальных площадок: одни проработали всего несколько лет, другие существуют до сих пор. Все они создавались творческими людьми ради воплощения конкретной эстетической программы; ни коммерческий успех, ни благосклонность критиков не были приоритетом.
Перечислим самые известные 👇
🇫🇷 Париж
▫️ Théâtre d' Art — Театр д’Ар, или Художественный театр, создан драматургом Полем Фором, 1890–1892
▪️ Théâtre de l'Œuvre — Театр Эвр, или Творческий театр, создатель — режиссер Орельен Люнье-По, работает с 1893 года.
🇸🇪 Стокгольм
▫️ Intima teatern — Интимный театр, создан Августом Стриндбергом и актером Августом Фальком, 1907–1910 (возрожден в 2001).
🇮🇪 Дублин
▪️ Abbey Theatre — Театр Аббатства, или Национальный театр Ирландии, создан поэтами и драматургами: леди Августой Грегори, Йейтсом, Джоном Миллингтоном Сингом, существует с 1904 года.
🇷🇺 Москва
▫️ Московский художественный театр, МХТ — открыт режиссерами Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в 1891 году под названием «Художественно-общедоступный театр», с 1901 года — МХТ, с 1919 — МХАТ.
🇷🇺 Петербург
▫️ Драматический театр Веры Комиссаржевской — создан актрисой Верой Комиссаржевской в 1904 году, в оригинальной форме работал до 1909 года; с 1906 главным режиссером был Всеволод Мейерхольд.
Давайте поговорим о бельгийском писателе, лауреате Нобелевской премии по литературе Морисе Метерлинке и узнаем характерные черты его пьес.
👤 Морис Метерлинк (1862 — 1949) стал первым драматургом-символистом. Как и другие авторы круга «Молодой Бельгии», он начал литературный путь с поэзии в духе французских символистов, но внимание декадентской публики и коллег завоевал благодаря нескольким небольшим пьесам.
✍️ В 1889 году он публикует свою первую пьесу-сказку «Принцесса Мален» и отправляет экземпляр в Париж Стефану Малларме. Тот пьесу оценил и поделился с завсегдатаями своего салона — так о Метерлинке узнал знаменитый критик Октав Мирбо, и в 1890 году в «Фигаро» вышла его одобрительная рецензия.
📚 Метерлинк прожил долгую жизнь и оставил очень разнообразное наследие. Символизм в его творчестве — это ранние стихи, несколько пьес 1890-х годов (самые известные: «Слепые», «Непрошенная», «Семь принцесс», «Пеллеас и Мелизанда») и, конечно, «Синяя птица», премьера которой состоялась в 1908 году в МХТ.
✨ Метерлинк считал идеальной литературной формой сказку: волшебные сказки говорят о вечном универсальным, свободным от повседневности языком. Но заимствует он из европейских сказок и легенд не столько сюжеты, сколько антураж, который помогает создать впечатление таинственного и в то же время смутно знакомого мира: темные леса, замки, крестьянские домики, «средневековые» имена героев, неопределенная эпоха.
🪑 Драматургия Метерлинка создает эффект полной неподвижности, «статического» театра: главное событие, вокруг которого вертятся все реплики персонажей, или уже произошло и необратимо, или должно произойти после того как опустится занавес. Зритель должен вместе с персонажами быть беспомощным свидетелем.
🕳 Чаще всего у Метерлинка в центре — смерть, уже случившаяся или ожидаемая, и в человеческой психологии его больше всего интересует страх смерти. Эту тему он понимает по-символистски: «Смерть — это одна из форм, которые принимает Невыразимое», и страх персонажей — это страх перед тайной.
🧤 В 1894 году Метерлинк пишет три пьесы для театра марионеток — «Там, внутри», «Алладина и Паломид», «Смерть Тентажиля». Образ марионетки хорошо передает состояние героев его пьес: все они чувствуют, что не могут управлять ходом событий, зависимы от каких-то таинственных сил, замкнуты в чуждом им пространстве.
📝 В пьесах Метерлинка нет настоящих монологов и диалогов — герои произносят отрывистые, иногда почти бессвязные реплики, перемежающиеся ремаркой «Молчание». (Этот прием будет развит в пьесах Чехова, где паузы часто важнее слов).
➡️ Например, в пьесе «Там, внутри» в глубине сцены дом, за его окнами видна обычная жизнь семьи, на сцене несколько персонажей смотрят в окна и не решаются войти, потому что они должны сообщить жильцам страшную весть о смерти одной из их дочерей.
🗣 Главная роль отведена персонажу, который назван Стариком. В его репликах все темы Метерлинка: хрупкость человеческой жизни, страх перед истиной, общность людей на пороге между знанием и незнанием:
«Они просто сидят вечерком при лампе, как сидели бы и мы. А между тем мне кажется, что я гляжу на них с высоты какого-то иного мира, потому что мне известна маленькая истина, ими еще не познанная... Ведь правда, дети мои? Но почему же и вы бледны? Быть может, есть еще что-то такое, чего нельзя высказать и от чего на глазах у нас выступают слезы. До сих пор я не знал, что в жизни столько печального и что она так страшна для тех, кто ее созерцает... И, если бы даже ничего не произошло, я бы все-таки испытывал ужас, глядя, как они спокойны... Слишком велико их доверие к этому миру...»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В России активно переводили и ставили почти всех западных символистских драматургов, но и русские символисты внесли свой вклад в обновление театра. Давайте вернемся к Александру Блоку и рассмотрим его драмы подробнее.
👤 Блок обратился к драматургии довольно поздно, в 1906 году, и его пьесы отражают его саморефлексию и сомнения. Первые пьесы Блока — это снова цикл, «лирическая трилогия»: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка». Позже появятся еще две пьесы — «Песня судьбы» и «Роза и крест».
📘 Это короткие камерные драмы, которые во многом перекликаются со стихами, особенно третьего тома. Блок использует уже сложившиеся элементы символистского театра — условные ситуации, недоговоренности и намеки, логику сновидения — но в его пьесах появляется несвойственная символистам ирония.
🎭 Самая сложная и интересная пьеса Блока — «Балаганчик» (1906). Она отсылает к ярмарочному театру, как понятно из названия, и к комедии масок, из которой заимствованы Пьеро, Арлекин и Коломбина. Однако маски комедии дель арте и особенно Пьеро как прообраз декадентских персонажей получат символистское прочтение у Верлена.
👀 Интрига построена на серии столкновений между иллюзиями и реальностью. В пьесе действуют «мистики», которые ждут явления таинственной девы-Смерти — и принимают за нее невесту Пьеро Коломбину.
🗣 Реплики мистиков — злая пародия Блока и на Метерлинка, и на русских символистов, и на самого себя эпохи «Стихов о Прекрасной Даме». Им противопоставлен Пьеро, единственный персонаж, который видит настоящую реальность (и, очевидно, воплощает точку зрения позднего Блока).
🧸 На другом уровне в «Балаганчике» постоянно возникают напоминания о том, что перед нами только представление, что все происходит понарошку.
🗣 Действие периодически безуспешно пытается комментировать и направлять Автор, «взъерошенный и взволнованный». Три пары масок-влюбленных сменяют друг друга в танце, и каждая нова пара все игрушечнее: последний влюбленный — в картонном шлеме и с деревянным мечом, спрашивает: «Вы понимаете пьесу, в которой мы играем не последнюю роль?» Все это обрывается балаганным фарсом:
«В эту минуту одному из паяцов пришло в голову выкинуть штуку Он подбегает к влюбленному и показывает ему длинный язык. Влюбленный бьет с размаху паяца по голове тяжким деревянным мечом. Паяц перегнулся через рампу и повис. Из головы его брыжжет струя клюквенного сока.
Паяц (пронзительно кричит). Помогите! Истекаю клюквенным соком!
Поболтавшись, удаляется».
➡️ Это уже противоположно театральной эстетике символистов, в которой ставка делается на присоединение, растворение зрителей в таинственной атмосфере. Его пьесы адресованы публике, которая уже знакома с символистской драмой, но настроена критически.
✍️ В 1908 году Блок пишет статью-манифест «О театре»: в ней символистский театр отвергается, потому что ему не хватает масштаба:
«Мы говорим о близости театра больших страстей и потрясающих событий. Но едва герой этого театра вступит на подмостки, современная театральная публика покинет зал: ей уже не забавно и не смешно, ей неприятно громко; она устала, ей нужна мещанская жалобная жизнь на сцене или характеры, хотя бы самые утонченные, но все-таки удивительно смахивающие на ее собственный: безвольные, слабые люди, влекомые маленьким роком, обреченные маленькой смерти, терзающиеся от маленькой любви, ну хоть призрачные персонажи Мориса Метерлинка, писателя, отметившего своим литературным талантом целую большую эпоху, но, как мне кажется, органически враждебного театру, посягнувшего кощунственно на ту область, которая ему недоступна; на те высоты, где холодно и страшно, он хочет идти в автомобильной куртке».
📌 Блок сам не создал «театра больших страстей», но сделал важный шаг от символизма к другим формам модернистского театра. Не зря именно саркастический «Балаганчик» вдохновил Всеволода Мейерхольда: «обнажение приема» станет одним из главных принципов театра 20 века.
О смысле слепоты у Метерлинка
🎵 Давайте послушаем прелюдию Дебюсси «Затонувший собор» (1913) перед тем как приступать к следующей части урока о других искусствах.
Время прослушивания — 5 минут 20 секунд.
Узнаем, как повлиял Стриндберг на развитие символистского театра.
👤 Август Стриндберг (1849 — 1912) ко времени расцвета символизма был уже известным в Европе драматургом и романистом, по эстетике близким скорее к натурализму. В 1890-е он пережил глубокий внутренний кризис, увлекся мистикой и оккультизмом, и заново нашел себя в символистском художественном языке.
📖 Поздние пьесы Стриндберга — образец символистской драмы совершенно другого типа, чем у Метерлинка. Стриндберг сохраняет элементы реалистического стиля: действие привязано к современности, у персонажей есть типичные социальные роли, семейные и идеологические отношения. Но весь этот понятный бытовой мир переворачивается, разрушается изнутри и оказывается иллюзией, за которой раскрывается подлинная реальность.
⭐️ Программная для Стриндберга-символиста пьеса — «Игра снов» (1902). Стриндберг сопроводил ее «Напоминанием автора», которое прекрасно описывает, как он видит задачи нового театра — спектакль должен максимально походить на сон:
«Автор в этой пьесе стремился подражать бессвязной, но кажущейся логичной форме сновидения: все возможно и вероятно. Времени и пространства не существует; цепляясь за крохотную основу реальности, воображение прядет свою пряжу и ткет узоры: смесь воспоминаний, переживаний, свободной фантазии,вздора и импровизаций. Герои расщепляются, раздваиваются, испаряются, уплотняются, растекаются, собираются воедино. Но одно превыше всего — сознание сновидца; для него нет ни тайн, ни непоследовательности, ни раздумий, ни законов».
🎭 Вместе с актером Августом Фальком Стриндберг открыл камерный «Интимный театр» с залом всего на 150 зрителей, где шли в основном пьесы самого Стридберга, в том числе специально для этого театра написанные камерные пьесы («Ненастье», «Пеликан», «Пепелище», «Соната призраков»). Общая тема этих пьес — разоблачение. От обыденной лжи, семейных тайн и прочих скелетов в шкафах персонажей драма движется к полному уничтожению неподлинного мира.
🔥 Стриндберг для этого обращается к мифологии огня: в маленьком театре апокалиптические развязки пьес должны смотреться особенно эффектно. Прочитаем, как объясняет пожары у Стриндберга Л. Г. Андреев:
«Перекрашенные стены дома в «Пепелище», фальшивые титулы, присвоенные звания и мнимые заслуги гостей на «ужине призраков» в «Сонате призраков», ложь Матери о том, что она жертвует всем ради своих детей, в «Пеликане» служит воплощением той отвратительной действительности, которую, считает Стриндберг, следует уничтожить, спалить очистительным огнем. Огонь — самый главный среди символов драматурга. Пожаром заканчиваются «Игра снов» и «Пеликан». Пожар открывает глаза на правду Неизвестному в «Пепелище», позволяя ему «увидеть жизнь и людей такими, каковы они на самом деле» и разоблачить обитателей сгоревшего дома, которым долгое время удавалось скрывать свои преступления».
👥 Стриндберга ставили и ставят многие великие режиссеры, но особенно важен он для Ингмара Бергмана. О Бергмане и Стриндберге можно почитать статью в журнале «Сеанс».
🎭 Мы много узнали о символистском театре. Давайте попробуем угадать по фотографиям со спектаклей поставленные пьесы. Все из них мы упоминали в уроке.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день