angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр Скрябин

Биография и раннее творчество

Скрябин — знаменитый мастер тонких оттенков, новатор и музыкальный философ. Посмотрим, как складывался его творческий путь.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Александр Скрябин (1872–1915)

Начинаем разговор об Александре Скрябине с того, что обсудим биографию композитора и проследим, как складывался его творческий путь.

👤 Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (по старому стилю) в Москве в довольно обеспеченной дворянской семье. Его отец на тот момент был очень молод — ему было 23 года, его мать была на год старше отца. Отец был человеком выдающегося ума, учился на тот момент в Московском университете, ему прочили блестящую карьеру — так оно и случилось. Мать Скрябина была пианисткой. Это довольно частая история с великими композиторами и музыкантами, что они получают свои первые уроки от родителей и родственников, но этому не суждено было случиться — через год после рождения Скрябина его мать умерла от чахотки. Отец поехал делать карьеру дипломата, и Скрябин остался на попечении у родни.

🎹 Скрябин рано проявил музыкальные способности и интерес к фортепиано. Однако во многих семьях аристократического достоинства даже в конце 19 века, что уж говорить о его начале, занятия музыкой не считались чем-то слишком серьезным. И прежде, чем посвятить себя музыке — делу, успеха в котором никто и ничто не может гарантировать, даже одаренность, Скрябин был отдан в кадетский корпус. Он берет частные уроки, и когда получает одобрительное резюме о своих способностях, которые все признают совершенно выдающимися, бросает все и поступает в Московскую консерваторию. До этого берет уроки у профессора Николая Сергеевича Зверева, который известен в том числе тем, что у него учился Сергей Васильевич Рахманинов.

👥 Есть традиция проводить параллель Скрябин — Рахманинов, чтобы увидеть, сколь разные таланты и сколь разные композиторы могут получиться не только в одно время, но и в одной среде. Они во всем были различны: и темпераментом, и творческими интересами, и своим пианизмом, хотя, конечно, общим в них было то, что оба были и великими композиторами, и великими пианистами.

🎹 Рахманинов был пианистом для больших концертных залов: его мощная игра производила впечатление в больших пространствах, акустика которых давала ей развернуться. Искусство Скрябина, наоборот, было наполнено множеством тонких оттенков, причудливых гармонических сочетаний и парящей в воздухе гармонии. Конечно, чтобы расслышать это, лучше было находиться в небольшом зале.

👤 Jдин из величайших интерпретаторов Скрябина — Софроницкий, который был женат на его дочери, тоже был выдающимся именно камерным пианистом. Это не достоинство и не недостаток — это органическое свойство, как бриллиант восхитительно тонкой огранки выглядит наилучшим образом при определенном освещении, так и таланту пианиста нужны определенные условия, чтобы проявиться наиболее полно и ярко.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте послушаем два ранних сочинения Скрябина.

1️⃣🎵 Первый опус — вальс, написанный в 1886 году. Он очарователен, шопеновский по духу — то есть здесь сразу считываются музыкальные увлечения композитора. Это находит свое подтверждение и в биографии: бывало, Скрябин ложился спать с нотами Шопена под подушкой. А кто из композиторов в 1880-х годах может быть кумиром тонкого и чувствительного юноши, который не расстается с фортепиано и любуется множеством оттенков звука — ну конечно, Шопен!

🎼 Этот опус относится к доконсерваторскому периоду Скрябина, когда он брал частные уроки у Сергея Ивановича Танеева. Нельзя сказать, что мы слышим руку Танеева, тут, конечно же, Шопен, Шопен и еще раз Шопен. И мелодика, и интонации, и аккорды в левой руке — все здесь говорит о Шопене. Тем не менее, это произведение, написанное Скрябиным всего в 14 лет, несет в себе какую-то удивительную гармонию, если не сказать зрелость. Через всю эту похожесть мы все равно слышим, как просвечивает индивидуальность, которую нельзя вполне уловить.

🎹 Этот опус состоит из трех произведений, написанных в 1889 году. Это этюд до минор, прелюдия и импромтю a la mazur — импровизация в мазурском стиле (мазур — это национальность, среди которой и родился танец).

🎶 Этюд до-диез минор — одно из самых известных произведений раннего периода Скрябина. В нем уже есть совершенно индивидуальная скрябинская мелодика. С технической точки зрения это этюд на координацию, на умение вести одной рукой два голоса или вести голос и ему аккомпанировать. Индивидуально здесь выражение элегической задумчивости, какого-то смутного томления, повод и источник которого, возможно, ясен самому Скрябину. И это, пожалуй, та эмоция, которая привела его в духовные искания.

→ Александр Скрябин. Опус 2.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/LcwcqIdP2WcJMA
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

→ Александр Скрябин. Вальс фа минор.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ik4j4WyPoHRT4Q
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

Чтобы лучше понимать некоторые ноктюрны и прелюдии Скрябина, мы должны знать некоторые судьбоносные события его жизни.

⚡️ В 1891 году со Скрябиным происходят два значительных события. Первое — он уходит из класса композиции, где занимался у Аренского. Аренский нам сейчас известен преимущественно как автор одной арии из одной оперы — ария Рафаэля из оперы «Рафаэль». Он был довольно консервативен по своему музыкальному языку, не сказать, что сильно одарен, но, безусловно, профессионален — и, скорее всего, просто не понимал творческих исканий Скрябина. Тем не менее, Скрябин остается в классе по фортепиано, и в том же 1891 году с ним случается инцидент, который станет поворотной точкой для хода всей его дальнейшей жизни.

🎶 Готовясь к конкурсу и соревнуясь с соучеником по классу Сафонова — Иосифом Левиным, Скрябин переигрывает правую руку. Иосиф Левин, кстати говоря, пианист изумительной техники, который иммигрировав в Америку и оставил после себя целую школу. Он прожил не очень долго, но после его смерти за дело взялась его вдова Розина.

📽 Есть запись мастер класса с Розиной Левиной, где она говорит о самых азах техники, о гаммах терциями и секстами и показывает правильную постановку руки, которая сейчас достаточно необычна. Похожую постановку можно увидеть у Владимира Горовица, но большинство из тех, кто ею обладал, все-таки не оставили своей игры на видеозаписи. Это очень старая школа, которая интересным образом проявилась на другом континенте.

🎹 Скрябин хотел переиграть Левина, который был физически сильнее, чем тонкий и нервный Скрябин. И вот, увлекшись игрой виртуозных произведений — «Исламея» Балакирева, или Листа, он переигрывает правую руку и на некоторое время выходит из строя как пианист. Сначала повреждения руки кажутся необратимыми, но он все-таки восстанавливается, однако это занимает несколько лет. Чтобы иметь возможность концертировать, он пишет произведения для левой руки.

1. Иосиф Левин
2. Николай Александрович Скрябин (отец композитора)

Давайте обсудим и послушаем прелюдию и ноктюрн из 9 опуса.

🎵 Девятый опус «Прелюдия и ноктюрн для левой руки». Это произведение достаточно сложное — начинающему пианисту будет трудно и двумя руками их сыграть. Музыка записана на двух нотных станах, что отражает ее сложность. Скрябин с этой сложностью легко справлялся. Здесь неизбежно напрашивается сравнение с Шопеном, хотя от шопеновской музыки эти произведения сильно отличаются. Здесь куда более современная гармония с обильным включением диссонансов, несколько обсессивно развивающаяся мелодия и совершенно другая, чем у Шопена, можно сказать, декадентская атмосфера.

⚡️ Этот случившийся кризис достаточно сильно ударил по Скрябину, который всегда верил в свою счастливую звезду и был чрезвычайно эгоцентричен. Он пытался найти ответ на вопрос, почему такое случилось, увлекся философией, естественно изучал греков, которых тогда все изучали. Обладая довольно острым умом, он быстро прошелся по всей западно-европейской мысли. Не миновал его и мистицизм, ставший чрезвычайно популярным в последней четверти 19-го века, но серьезно теософией он увлечется позднее. С годами он будет закладывать в музыку все больше мистицизма. Пока он остается в рамках принятой формы, но совсем скоро этому настанет конец.

→ Александр Скрябин. «Прелюдия и ноктюрн для левой руки».

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/aU23YxKDOfSDiw
⏱ Время прослушивания: 8 минут.

В завершение разговора о ранних произведениях Скрябина давайте послушаем полонез си-бемоль мажор.

🎵 Полонез си-бемоль мажор — произведение, которое Скрябин создал в 1897 году во время своей поездки по Европе. Это была хорошая традиция для молодых дворян: прежде чем поступить на какую-нибудь службу или заняться делом — посмотреть мир. Благо были средства, Скрябин отправляется в путешествие. Останавливается в том числе и в Париже, где посещает могилу Шопена. Он путешествует с беременной женой Верой и уже в России у него рождается дочь. И полонез в си-бемоль миноре, опус 21 — один из последних перед тем, как Скрябин создаст нечто революционное.

🇵🇱👤 Конечно, Шопен несколько «приватизировал» жанр полонеза для 19 века. Александр Николаевич Скрябин довольно далек от польской культуры, здесь есть очевидное подражание формам большого блестящего полонеза Шопена. Здесь видна совершенно другая индивидуальность — его склонность к крайностям, исступленность и стремление к экстатическим переживаниям, и одновременно легкость их достижения, которая, судя по всему, являлась следствием специфики нервной организации композитора.

→ Александр Скрябин. Полонез си-бемоль мажор.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/QSfLvJdRW4sPFg
⏱ Время прослушивания: 7 минут.

→ Кор де Гроот играет Либестраум №3 Вагнера-Листа для левой руки.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/BSZ4YAutYbxuFw

→ Пауль Витгенштейн играет Чакону Баха-Брамса для левой руки.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/-KS-ybpLjvC6Lg

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;