Александр Скрябин
Фантазия си-минор, четвертая соната и вторая симфония
Фантазия си-минор, четвертая соната и вторая симфония — примеры виртуозного стиля композитора. Остановимся на них подробнее и разберем структуру.
![](https://levelvan.ru/upload/users/5ffda60592fe9.jpg)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/l1plus-2.png)
Поговорим о второй симфонии Скрябина и написанных вокруг нее четвертой сонате и фантазии си минор. Давайте начнем с фантазии.
👤 Вернувшись из заграничной поездки, Скрябин начинает преподавать. Это длилось не очень долго, и известных учеников у Скрябина не было, слишком уж был своеобразен его творческий метод. Научить тому, как он писал, он не мог — это было скорее органическими свойствами его музыкального мышления, его натуры, которые безусловно прошли огранку и во время частных уроков у Танеева, и во время его обучения в Московской консерватории.
🎼 Преподавание отнимало достаточно много времени. Когда Скрябин давал уроки, ему было всего 26 лет — это свидетельствовало о том, что уже тогда его достижения признавали выдающимися. Чуть ли не единственное большое фортепианное сочинение, которое он создал в то время, — это фантазия си минор. Когда звучит слово фантазия, мы сразу вспоминаем более раннюю музыку, к примеру, Шопена — это романтический канон, и здесь Скрябин отчасти следует ему.
🎹 Он вводит тему, начинает ее развивать, но по сложности своего внутреннего устройства эта фантазия напоминает сонатную форму. Конечно, эта фантазия менее организована, чем соната, она носит свободный характер, и Скрябин серьезно к ней не относился. Для него это был музыкальный эксперимент, где он применял на практике какие-то мысли, приемы, задумки.
🎶 Скрябин сочинял с большой легкостью. Он был не из тех композиторов, которые долго думают, ходят вокруг стола или рояля, садятся писать ноты, трудно и мучительно их выводят, а затем зачеркивают. Скрябину все давалось очень легко: и философия, и игра на фортепиано, и композиция, у него были большие природные способности. Может быть, поэтому он и не стал великим преподавателем, поскольку сам не знал многих трудностей, с которыми сталкиваются ученики. А может быть, из-за того, что был крайне сконцентрирован на себе, на своем самовосприятии, самоощущении, на внутреннем мире и на внешнем, который он считал точным отражением мира внутреннего. Все это делало его слабо подходящим к профессии педагога.
→ Владимир Софроницкий. Фантазия си минор.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/uB1pw76zlxytxw
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
👇 В отношении произведения крупной формы, фантазия си минор соединяет третью и четвертую сонату, отчасти наследуя виртуозный стиль последней.
Сейчас мы немного нарушим хронологию рассказа и забежим вперед. Дело в том, что 4 сонату Скрябин начал сочинять уже после 2 симфонии, приблизительно когда начал работать над 3 симфонией. Давайте обсудим и послушаем 4 сонату.
💫 Скрябин сочинил 4 сонату очень быстро, это заняло это у него не больше декады одного месяца. Соната вышла крайне удачной. Она была очень хорошо принята всем музыкальным сообществом и слушателями. Она состоит всего из 2 частей. Нельзя сказать, что Скрябин первым начал экспериментировать с сонатной формой, как-то видоизменяя ее, всевозможные эксперименты с наследием классики начались гораздо раньше. Даже Лист в своей си-минорной сонате отказался разделять ее на части — она звучит цельным монолитом.
📌 Подробно останавливаться на структуре этой сонаты мы не будем, достаточно запомнить, что ранние сонаты Скрябина — это тренировка умения обращаться с формой, которую он развил в себе достаточно быстро. Средние же сонаты (с 3-й до 6-й) — это своего рода творческая лаборатория, где он проверяет свои идеи, которые потом найдут отражение в его больших симфониях в камерном масштабе.
🎼 Несмотря на достаточно интересную и необычную гармонию и на обилие диссонансов, именно в этой сонате все получилось невероятно гармонично и невероятно тонко — начиная с самого строя и заканчивая волшебными звукокрасочными эффектами. Сонату очень хвалил Александр Константинович Глазунов, который вообще к Скрябину относился приязненно, но эту работу любил особенно. Более того, на момент ее создания Скрябин (на очередной волне творческого успеха) имел хорошее настроение, и похвала Глазунова касалась в том числе ясности выражения музыкальных мыслей.
❓ Что именно хотел сказать Глазунов?
🎶 Это не значит, что Глазунов смотрел в ноты и сразу же понимал, о чем эта соната и что именно хотел сказать Скрябин. Это не умение читать музыку, это не похоже на умение говорить на иностранном или древнем языке, который известен только узкому кругу профессионалов. Это связано больше с понятиями, которые описываются терминами изобразительного искусства.
➡️ Это гармония (не в смысле гармонического плана, а в смысле общего ощущения гармоничности), это понятия соразмерности частей в контексте целого. Здесь необходимо хорошо понимать законы написания музыки, умение обращаться с введенным в сонату музыкальным материалом, решать неизбежно возникающие трудности. Такая высокая оценка Глазунова говорила о том, что Скрябин в своих исканиях находился на правильном пути.
→ Михаил Плетнев. Соната №4 Скрябина.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/AX5aSfvy4BzRKg
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться![](https://levelvan.ru/upload/media/sbsc-culture.png)
1. Александр Головин. Портрет Александра Скрябина, 1915
2. Александр Пирогов. Портрет Александра Скрябина, 20 век
3. Роберт Штерль. Концерт для фортепиано, 1910 (На картине дирижер Сергей Кусевицкий и Александр Скрябин)
Давайте послушаем и обсудим вторую симфонию.
🎵 Вторая симфония была написана Скрябиным в 1901 году и впервые исполнена приблизительно тогда же. Во всем раннем творчестве Скрябина эту симфонию критиковали больше всего. В ней небанальное количество частей — она пятичастна.
❓ О чем эта симфония?
🎶 Вторая симфония повествует об изменении мира человеком его собственной волей, она чрезвычайно сложна по своему гармоническому и внутреннему устройству. Современники Скрябина из славянофильского крыла музыкальной критики очень сильно ругали ее за неблагозвучие, за какую-то непонятность.
🎵 Действительно, она очень сложна и даже запутана: гармония в ней уже сильно выходит за пределы всего, что написали российские композиторы в 90-е годы 19 века. Но это сложность, к которой надо быть подготовленным. Чтобы разобраться в этом, давайте представим, как мыслили композиторы и музыкальные критики старшего поколения:
«Вот у нас есть Глинка — наше все с его красочными операми и вариациями на soprano ostinato. Вот у нас есть Петр Ильич Чайковский, который как-то все довольно сильно усложнил, ну, по-крайней мере, дотянулся до идеала. Каждая тема в симфонии должна быть слышна — главная, побочная, их конфликт, реприза, кода — все элементы должны быть, просто потому что таковы правила».
📖 Рубеж веков отразился в жизни каждого художника по-разному. Если Лев Толстой, который 20 век немного застал, все-таки оставался по большому счету в веке 19-м, то Федор Михайлович Достоевский был персонажем нового века по своей творческой конституции, даже несмотря на то, что умер в 1881 году. Толстой и Достоевский — люди совершенно разного устройства, разной творческой направленности.
🎨 Модернизм, новое время — это импрессионисты, и вместе с ними творили художники, которые придерживались академического направления.
🎹 В музыке происходило то же самое — Дебюсси и Лядов, несмотря на то, что были современниками, все же являлись разными композиторами.
🎼 Вопрос принятия второй симфонии был вопросом открытости к новому, и Скрябин своим творчеством это новое представлял. Сейчас мы слышим ее совершенно иначе — мы можем насладиться тончайшим оркестровым письмом, завораживающей тающей в воздухе красотой, каким-то очень красивым пафосом в хорошем смысле этого слова. А для многих современников это было просто чуждо — они не понимали его языка.
⚡️ Имя Скрябина было не просто созвучно эпохе, оно несколько ее опережало. Эта 2 симфония стала очень хорошо приниматься под конец недолгой жизни композитора, когда уже смирились с его более поздними произведениями и иначе стали смотреть на то, что он создавал раньше. Публика увидела, во что Скрябин вырос, и стала ценить то, откуда он это все взял.
→ Евгений Светланов. Симфония №2 Скрябина.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/FZhgYysKqoYSSQ
⏱ Время прослушивания: 49 минут.
🔉 Мы прослушали три разных произведения Александра Скрябина: фантазию си минор, четвертую сонату и вторую симфонию.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-lecturer.png)
на лекции и практикумы
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-like.png)
средний рейтинг лекции
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-many.png)
вебинаров в день