angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр Скрябин

Фантазия си-минор, четвертая соната и вторая симфония

Фантазия си-минор, четвертая соната и вторая симфония — примеры виртуозного стиля композитора. Остановимся на них подробнее и разберем структуру.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о второй симфонии Скрябина и написанных вокруг нее четвертой сонате и фантазии си минор. Давайте начнем с фантазии.

👤 Вернувшись из заграничной поездки, Скрябин начинает преподавать. Это длилось не очень долго, и известных учеников у Скрябина не было, слишком уж был своеобразен его творческий метод. Научить тому, как он писал, он не мог — это было скорее органическими свойствами его музыкального мышления, его натуры, которые безусловно прошли огранку и во время частных уроков у Танеева, и во время его обучения в Московской консерватории.

🎼 Преподавание отнимало достаточно много времени. Когда Скрябин давал уроки, ему было всего 26 лет — это свидетельствовало о том, что уже тогда его достижения признавали выдающимися. Чуть ли не единственное большое фортепианное сочинение, которое он создал в то время, — это фантазия си минор. Когда звучит слово фантазия, мы сразу вспоминаем более раннюю музыку, к примеру, Шопена — это романтический канон, и здесь Скрябин отчасти следует ему.

🎹 Он вводит тему, начинает ее развивать, но по сложности своего внутреннего устройства эта фантазия напоминает сонатную форму. Конечно, эта фантазия менее организована, чем соната, она носит свободный характер, и Скрябин серьезно к ней не относился. Для него это был музыкальный эксперимент, где он применял на практике какие-то мысли, приемы, задумки.

🎶 Скрябин сочинял с большой легкостью. Он был не из тех композиторов, которые долго думают, ходят вокруг стола или рояля, садятся писать ноты, трудно и мучительно их выводят, а затем зачеркивают. Скрябину все давалось очень легко: и философия, и игра на фортепиано, и композиция, у него были большие природные способности. Может быть, поэтому он и не стал великим преподавателем, поскольку сам не знал многих трудностей, с которыми сталкиваются ученики. А может быть, из-за того, что был крайне сконцентрирован на себе, на своем самовосприятии, самоощущении, на внутреннем мире и на внешнем, который он считал точным отражением мира внутреннего. Все это делало его слабо подходящим к профессии педагога.

→ Владимир Софроницкий. Фантазия си минор.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/uB1pw76zlxytxw
⏱ Время прослушивания: 9 минут.

👇 В отношении произведения крупной формы, фантазия си минор соединяет третью и четвертую сонату, отчасти наследуя виртуозный стиль последней.

Сейчас мы немного нарушим хронологию рассказа и забежим вперед. Дело в том, что 4 сонату Скрябин начал сочинять уже после 2 симфонии, приблизительно когда начал работать над 3 симфонией. Давайте обсудим и послушаем 4 сонату.

💫 Скрябин сочинил 4 сонату очень быстро, это заняло это у него не больше декады одного месяца. Соната вышла крайне удачной. Она была очень хорошо принята всем музыкальным сообществом и слушателями. Она состоит всего из 2 частей. Нельзя сказать, что Скрябин первым начал экспериментировать с сонатной формой, как-то видоизменяя ее, всевозможные эксперименты с наследием классики начались гораздо раньше. Даже Лист в своей си-минорной сонате отказался разделять ее на части — она звучит цельным монолитом.

📌 Подробно останавливаться на структуре этой сонаты мы не будем, достаточно запомнить, что ранние сонаты Скрябина — это тренировка умения обращаться с формой, которую он развил в себе достаточно быстро. Средние же сонаты (с 3-й до 6-й) — это своего рода творческая лаборатория, где он проверяет свои идеи, которые потом найдут отражение в его больших симфониях в камерном масштабе.

🎼 Несмотря на достаточно интересную и необычную гармонию и на обилие диссонансов, именно в этой сонате все получилось невероятно гармонично и невероятно тонко — начиная с самого строя и заканчивая волшебными звукокрасочными эффектами. Сонату очень хвалил Александр Константинович Глазунов, который вообще к Скрябину относился приязненно, но эту работу любил особенно. Более того, на момент ее создания Скрябин (на очередной волне творческого успеха) имел хорошее настроение, и похвала Глазунова касалась в том числе ясности выражения музыкальных мыслей.

❓ Что именно хотел сказать Глазунов?

🎶 Это не значит, что Глазунов смотрел в ноты и сразу же понимал, о чем эта соната и что именно хотел сказать Скрябин. Это не умение читать музыку, это не похоже на умение говорить на иностранном или древнем языке, который известен только узкому кругу профессионалов. Это связано больше с понятиями, которые описываются терминами изобразительного искусства.

➡️ Это гармония (не в смысле гармонического плана, а в смысле общего ощущения гармоничности), это понятия соразмерности частей в контексте целого. Здесь необходимо хорошо понимать законы написания музыки, умение обращаться с введенным в сонату музыкальным материалом, решать неизбежно возникающие трудности. Такая высокая оценка Глазунова говорила о том, что Скрябин в своих исканиях находился на правильном пути.

→ Михаил Плетнев. Соната №4 Скрябина.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/AX5aSfvy4BzRKg
⏱ Время прослушивания: 8 минут.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Александр Головин. Портрет Александра Скрябина, 1915

2. Александр Пирогов. Портрет Александра Скрябина, 20 век

3. Роберт Штерль. Концерт для фортепиано, 1910 (На картине дирижер Сергей Кусевицкий и Александр Скрябин)

Давайте послушаем и обсудим вторую симфонию.

🎵 Вторая симфония была написана Скрябиным в 1901 году и впервые исполнена приблизительно тогда же. Во всем раннем творчестве Скрябина эту симфонию критиковали больше всего. В ней небанальное количество частей — она пятичастна.

❓ О чем эта симфония?

🎶 Вторая симфония повествует об изменении мира человеком его собственной волей, она чрезвычайно сложна по своему гармоническому и внутреннему устройству. Современники Скрябина из славянофильского крыла музыкальной критики очень сильно ругали ее за неблагозвучие, за какую-то непонятность.

🎵 Действительно, она очень сложна и даже запутана: гармония в ней уже сильно выходит за пределы всего, что написали российские композиторы в 90-е годы 19 века. Но это сложность, к которой надо быть подготовленным. Чтобы разобраться в этом, давайте представим, как мыслили композиторы и музыкальные критики старшего поколения:

«Вот у нас есть Глинка — наше все с его красочными операми и вариациями на soprano ostinato. Вот у нас есть Петр Ильич Чайковский, который как-то все довольно сильно усложнил, ну, по-крайней мере, дотянулся до идеала. Каждая тема в симфонии должна быть слышна — главная, побочная, их конфликт, реприза, кода — все элементы должны быть, просто потому что таковы правила».

📖 Рубеж веков отразился в жизни каждого художника по-разному. Если Лев Толстой, который 20 век немного застал, все-таки оставался по большому счету в веке 19-м, то Федор Михайлович Достоевский был персонажем нового века по своей творческой конституции, даже несмотря на то, что умер в 1881 году. Толстой и Достоевский — люди совершенно разного устройства, разной творческой направленности.

🎨 Модернизм, новое время — это импрессионисты, и вместе с ними творили художники, которые придерживались академического направления.

🎹 В музыке происходило то же самое — Дебюсси и Лядов, несмотря на то, что были современниками, все же являлись разными композиторами.

🎼 Вопрос принятия второй симфонии был вопросом открытости к новому, и Скрябин своим творчеством это новое представлял. Сейчас мы слышим ее совершенно иначе — мы можем насладиться тончайшим оркестровым письмом, завораживающей тающей в воздухе красотой, каким-то очень красивым пафосом в хорошем смысле этого слова. А для многих современников это было просто чуждо — они не понимали его языка.

⚡️ Имя Скрябина было не просто созвучно эпохе, оно несколько ее опережало. Эта 2 симфония стала очень хорошо приниматься под конец недолгой жизни композитора, когда уже смирились с его более поздними произведениями и иначе стали смотреть на то, что он создавал раньше. Публика увидела, во что Скрябин вырос, и стала ценить то, откуда он это все взял.

→ Евгений Светланов. Симфония №2 Скрябина.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/FZhgYysKqoYSSQ
⏱ Время прослушивания: 49 минут.

🔉 Мы прослушали три разных произведения Александра Скрябина: фантазию си минор, четвертую сонату и вторую симфонию.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;