Александр Скрябин
«Поэма огня» или «Прометей»
«Поэма огня» — самое известное произведение Скрябина, именно во время ее произведения музыка впервые была соединена со светом. Остановимся на ней подробнее.
Обсудим, послушаем и даже посмотрим «Поэму огня» Скрябина, а также поговорим про синестезию.
🌏 Большую часть первого десятилетия века Скрябин живет в Европе — во Франции и Бельгии. Он активно и весьма успешно гастролирует, а в 1910 году возвращается в Москву и приступает к созданию своего, пожалуй, самого известного на данный момент произведения — «Поэмы огня». Он пишет его с перерывом, как и предыдущую симфонию: свободно писать мешает концертная деятельность.
✍️ Скрябин из тех композиторов, которые плохо соединяли творчество и что-либо еще. Как известно, Скрбяин был великолепным композитором, превосходным пианистом и талантливым дирижером, но мог заниматься чем-то одним. Ему было непросто перестроиться в эмиграции: он довольно мало сочинял, а гастролировать было необходимо, чтобы зарабатывать на жизнь. Весь мир с его суетами и заботами отвлекал Скрябина от творчества.
🎵 Поэма была закончена в 1911 году, в этом же году она была впервые исполнена в России. А в полном виде премьера состоялась в 1915 году в нью-йоркском Карнеги-холле. Там впервые воплотился замысел Скрябина о соединении музыки со светом, для чего создали специальный аппарат.
Давайте посмотрим, как устроена «Поэма огня» Скрябина, и поговорим про синестезию — способность видеть звуки.
🎵 При всей необычности партитуры самое необычное в поэме — это партия света, luce. Она была записана нотами, и каждой ноте было присвоено свое цветовое значение. Такого не было ни до Скрябина, ни после.
🎹 Скрябин обладал синестезией — он видел звуки, окрашенные в определенный цвет. О природе синестезии сейчас уже есть достаточное количество исследований, и большинство ученых говорит о том, что в случае синестезии разные области мозга, к примеру те, которые отвечают за восприятие звука и света, по какой-то причине работают одновременно.
🧠 Это необязательно связано со звуком и светом, а вообще касается восприятия и анализа информации, которая приходит через один канал, ассоциативными рядами, связанными с другим каналом. К примеру, когда мы говорим «теплый звук» виолончели, это не значит, что мы чувствуем изменения температуры воздуха. Конечно, звук, как и вибрация, несколько влияет на температуру, но это влияние можно зафиксировать только приборами, а для органов чувств разница будет незначительна.
❓ Почему мы говорим про музыку, что она яркая и красочная?
🔆 С одной стороны, к этому нас приводит язык, которым мы привыкли говорить про музыку. С другой стороны, скорее всего, человеческая природа такова, что в ней нет изолированности. Трудно представить, чтобы мы, идя по улице, отдельно чувствовали звуки, слышали запахи, чувствовали погоду. Все это сплетается в единую картину, единый образ этой прогулки. Но далеко не у всех синестезия доходит до такой степени, как это было у Скрябина или Римского-Корсакова.
👀 Можно связать конкретный звук с конкретным цветом, но это не является чем-то совершенно объективным, синестезия очень индивидуальна. Если вы посмотрите на то, какими по цвету видели ноты Римский-Корсаков и Скрябин, то они окажутся совершенно разными.
➡️ Если стремиться к какой-то объективности, то по мере повышения частоты звука, то есть его высоты, цвет должен становиться светлее. И таким образом с гаммой мы прошли бы всю радугу. У Скрябина — не так, и у Римского-Корсакова тоже не так, но это лучше помогает понять их мир и их восприятие.
👇 Далее мы поговорим о гармоническом строе поэмы.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кроме совершенно необычной партии света в самой музыке все тоже достаточно необычно.
🎹 Во-первых, состав: вместе с оркестром здесь есть орган и даже фортепиано. Во-вторых, гармонический строй: Скрябин отказывается от традиционных тональных отношений и создает свою уникальную гармонию, которую и вводит в первых звуках — так называемый прометеев аккорд. Это не первый случай авторских аккордов, здесь можно вспомнить и о Тристан-аккорде Вагнера, и о шопеновской доминанте. Скрябин, оставаясь в рамках 12-тоновой системы, то есть той, где интервал октавы разделен на 12 равных тонов, создает свои отношения между этими звуками.
🔥 К поэме нет литературной программы. Почему ее нет? Здесь две версии. Первая — она слишком сложна. Хотя Скрябин сложностей не боялся, здесь имеется в виду, что там зашифрованы такие состояния, которым трудно подобрать описание в весьма неконкретном человеческом языке. Вторая версия — программа зашифрована в названии этого героического мифа, который, безусловно трактован не буквально.
📜 Это не рассказ о бедном Прометее, который украл у богов огонь и принес его людям, а потом был прикован к скале, и орел терзал его печень. Нет, здесь отображен основной смысл только первой части этого мифа — принесении огня людям. Принесение себя в жертву осталось за кадром. Здесь огонь тоже имеет не буквальное значение: это и символ творчества, и символ человеческого духа, который и выражен через стихию огня.
Давайте обсудим, какие проблемы могут быть с воспроизведением этой поэмы и ее записью.
💡 Проблемы с интерпретацией поэмы возникают преимущественно в отношении света. К примеру, те аппараты, которые подразумевал использовать Скрябин, давали эффект только в небольших помещениях, где оркестр с органом просто не поместился бы. Концертные залы не были рассчитаны на такие представления. Оперные театры со сложным светом тоже не подходили — там не было органа, да и кто бы отдал театр Скрябину на целый вечер из-за произведения, которое длится 20 минут?
🌟 Поэтому световую партию пытаются восстановить с использованием современных средств, и почти никогда это не получается удачным. Пока что нет такой записи, где идеально сосуществовало бы качество исполнения музыки и уместность света. С эстетикой света все сложно: неизбежно приходится использовать современные прожекторы, светодиодные лампы и даже дым машины, что делает похожим исполнение «Прометея» на рок-концерт.
👀 Можно, конечно, смотреть не на них, а на оттенки. Но все-таки нет ни одного записанного исполнения, которое бы восстановило свет Скрябина в технологиях того времени. мы ждем этих открытий от сторонников исторически информированного исполнительства.
📽 И третья проблема — это видеосъемка. Она не всегда удачна, может быть, имеет смысл снимать все это с одной камеры, которая стоит где-то по середине партера. то есть имитировать зрительский взгляд.
🎞 В съемках любых концертов принято развлекать зрителя и давать разные планы. Крупный план, общий план, лицо первой скрипки, взмах руки дирижера, то, как играет пианист — этот специфический монтаж и детализация способствуют размытости впечатлений, когда речь идет о совершенно концептуальном искусстве, когда зрительный ряд столь же важен, сколь и музыкальный. Лучше слушать и смотреть это вживую, когда представится возможность.
➡️ Поскольку нет записи, где бы идеально совпадали пропорции звука, света и видеосъемки, то мы посмотрим несколько записей.
→ Александр Скрябин. «Поэма огня». Запись мировой премьеры концерта «Прометей» 19 февраля 2009 года в Ледовом дворце Петербурга.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/JiN99ZYc_8escw
⏱ Время прослушивания: 22 минуты.
→ Александр Скрябин. «Поэма огня». За фортепиано Александр Гольденвейзер. Запись 1947 года.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/bvFrgPvYyMUvoA
⏱ Время прослушивания: 21 минута.
→ Александр Скрябин. «Поэма огня». За фортепиано Алексей Любимов. Запись 1998 года.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/ZvgNvAn6C1wUUw
⏱ Время прослушивания: 24 минута.
→ Александр Скрябин. «Поэма огня». За фортепиано Марта Аргерих.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/HzkOYIoFefNDrw
⏱ Время прослушивания: 19 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день