Александр Скрябин
Мессы: «Белая» и «Черная»
Белая и черная мессы — поздние произведения композитора, части грандиозного замысла, который невозможно было воплотить полностью. Разберем последние произведения Скрябина.
Мы завершаем урок об Александре Скрябине разговором о его смерти и странных обстоятельствах, с нею связанных, а также о 7 и 9 сонатах.
◼️ Скрябин умер 14 апреля (27 апреля по новому стилю) 1915 года. Его смерти ничего не предвещало, он был совершенно здоров, полон сил и идей и сгорел буквально за неделю. Скрябин был маниакально чистоплотен, да и в целом в те времена представления о гигиене были не совсем такими, как сейчас. Скрябин постоянно мыл руки, ежедневно принимал душ и ванну и был крайне недоволен, если на его стакан садилась муха. Тем не менее, из-за карбункула на верхней губе у него развился сепсис, который протекал крайне нетипично — без температуры. Смерть Скрябина можно считать несчастным стечением обстоятельств.
⚫️ В дополнение к несчастливым случайностям Танеев, учитель Скрябина по композиции, схватил простуду на похоронах композитора и умер приблизительно через месяц после ухода Скрябина.
В финале разговора о Скрябине давайте послушаем и разберем 2 его поздних сонаты — 7-ю и 9-ю. 7 — «Белая месса», 9 — «Черная месса».
🎶 Название «Черная месса» придумал не Скрябин, но он его услышал и был с ним вполне согласен. Если сравнивать музыку этих сонат. то музыка «Белой мессы» гораздо более тревожащая, а в «Черной мессе», куда более спокойной, вся тьма сгущается к концу.
🎵 Создание Скрябиным «Белой мессы» — это след того эйдоса, который он преследовал большую часть своей жизни. Дело в том, что он планировал написать мистерию — некое действо, которое соединило бы в себе музыку, танец, архитектуру, свет. Проект был грандиозный, утопический. У Скрябина, к сожалению, не было Людвига II Баварского, как у Вагнера, да и времена богатых династий и щедрых правителей, поддерживающих искусство, подходили к концу. Замысел был столь грандиозен, что Скрябин мог воплотить его только частями.
📖 Понятие эйдоса взято из платоновской философии и объясняется мифом о пещере. Этот миф заключается в том, что некоторые люди от рождения живут в пространстве наподобие пещеры. Они прикованы к месту кандалами, не могут двинуться, а сверху видна узкая полоска света. За их спинами горит огонь, и единственное, что они могут видеть — это тени, которые они, за неимением другого опыта, принимают за объекты реального мира.
♠️ Тут тени — тот мир, который нас окружает, а эйдосы, или идеи, — это некоторый «над-мир», где содержится первообраз всех этих вещей. Скрябинскую мистерию можно назвать таким первообразом, который, не имея возможности проявиться полностью, явил себя частями.
🔥 Одна из самых впечатляющих — это поэма «Прометей», которую мы слушали. «Белая месса» и «Черная месса» стали точно такой же проявленной частью этого мистериального универсума.
➡️ Мы заговорили о Людвиге Баварском и вспомнили о Вагнере, который славился своими мегаломанскими идеями. Разница в том, что Скрябин искренне верил, что это действо, будучи осуществленным, изменит мир. И не просто его изменит, а приведет к концу, который в свою очередь даст возможность родиться миру новому.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте послушаем 7-ю и 9-ю сонаты и обратим внимание на темы.
⚪️⚫️ «Белая месса» и «Черная месса» в понимании Скрябина — это два обратных процесса: «Белая месса» — возвышение, «Черная месса» — понижение или осквернение. Слушать их гораздо интереснее, чем пытаться словами объяснить их содержание. Давайте поговорим о «Черной мессе», где суть в том, что божественно прекрасная мелодия оскверняется и низвергается, и эти алхимические преобразования музыкальной ткани, даже если не связывать их непосредственно с теософией, личным мистическим опытом и личной эсхатологией Скрябина, производят удивительный эффект.
🎼 На двух представленных видео темы этих сонат, каждая из которых, безусловно, имеет название, подсвечены таким образом, что даже если вы не знаете нотную грамоту, вы сможете за ними уследить. Они разные по характеру, настроению, и дальше мы дадим их перевод: вы можете открыть видеофайл и одновременно смотреть на картинку с названиями тем.
→ Александр Скрябин. «Белая месса» (соната №7).
Видео-пример: https://yadi.sk/i/ResUOA3UlGTKow
⏱ Время прослушивания: 11 минут.
→ Александр Скрябин. «Черная месса» (соната №9).
Видео-пример: https://yadi.sk/i/XQ1xNSdZryEhnw
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
Названия тем в «Черной мессе» и «Белой мессе».
О музыковедах, тайных монахинях и о том, полезно ли слушать музыку Скрябина для души
В этом уроке мы изучали творчество Александра Скрябина. Давайте повторим, что мы узнали.
👤 Скрябин родился в дворянской семье. Он закончил Московскую консерваторию, где учился у профессора, который преподавал Рахманинову.
🎹 В отношении оркестрового письма Скрябина можно сказать, что оно чрезвычайно тонкое, умелое и своеобразное. Как мы помним, Скрябин-пианист владел множеством оттенков звука, соответственно, был очень внимателен к тембру. Скрябин умеет обращаться, почти что играть с разными тембрами оркестра.
👁 Скрябин обладал синестезией — он видел звуки, окрашенные в определенный цвет.
🎵 Создание Скрябиным «Белой мессы» — это след того эйдоса, который он преследовал большую часть своей жизни. Он планировал написать мистерию — некое действо, которое соединило бы в себе музыку, танец, архитектуру, свет. Замысел был столь грандиозен, что Скрябин мог воплотить его только частями.
👇 Мы послушали и обсудили:
🎼 Первый опус Скрябина — вальс, написанный в 1886 году. Он относится к доконсерваторскому периоду Скрябина, когда он брал частные уроки у Сергея Ивановича Танеева.
🎶 Этюд до-диез минор — одно из самых известных произведений раннего периода Скрябина. В нем уже есть совершенно индивидуальная скрябинская мелодика. Здесь есть выражение элегической задумчивости, это эмоция, которая, возможно, и привела Скрябина в духовные искания.
🎵 Девятый опус «Прелюдия и ноктюрн для левой руки» — музыка, записанная на двух нотных станах, что отражает ее сложность.
💃 Полонез си-бемоль мажор — произведение, которое Скрябин создал в 1897 году во время своей поездки по Европе.
🔉 Мы послушали 3 сонату, написанную в 1897–1898 годах, когда Скрябин был в Париже. Там он слышит ту музыку, которую у нас практически не играют, и создает сочинение, которое принято считать одной из поворотных точек к его собственному, особенному стилю.
🎶 Мы послушали первую симфонию, которая была впервые полностью исполнена в 1901 году. Здесь уже яснее видны эксперименты с формой — она перестает ограничивать творческие желания Скрябина, наоборот, начинает им служить.
🎵 В этом же году была написана и вторая симфония, ее во всем раннем творчестве Скрябина эту симфонию критиковали больше всего — за неблагозвучие и за какую-то непонятность.
⚫️🔴 Мы разобрали и послушали «Сатаническую» и «Трагическую» поэмы Скрябина. «Сатаническая поэма» может быть считана как вызов всей закостенелой христианской культуре. В «Трагической поэме» достаточно трудно найти определенные связи с кем-то, в чем ее содержание — можно только догадываться.
🎵 Мы послушали третью симфонию Скрябина, которая озаглавлена как «Божественная поэма». Это поэма о человеке, который становится как божество.
⚡️ Мы послушали «Поэму экстаза», над которой Скрябин работал необычайно долго. Премьера состоялась в Нью-Йорке в 1908 году.
🔥 Мы обсудили «Поэму огня» Скрябина, а также подробно разобрали явление синестезии. При всей необычности партитуры самое необычное в поэме — это партия света, «Luce» — она была записана нотами, и каждой ноте было присвоено свое цветовое значение. Необычен здесь и гармонический строй: Скрябин отказывается от традиционных тональных отношений и создает свою уникальную гармонию, которую и вводит в первых звуках — так называемый прометеев аккорд.
⚫️⚪️ Мы послушали 2 поздних сонаты — 7-ю и 9-ю — «Белая месса» и «Черная месса». В понимании Скрябина — это два обратных процесса: «Белая месса» — возвышение, «Черная месса» — понижение или осквернение.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день