Александр Скрябин
Поэмы: «Сатаническая», «Трагическая» и «Божественная»
Жанр поэм в музыке — отчасти изобретение Скрябина. В них по-особому — более плотно — раскрывается талант композитора. Разберем и послушаем каждую из них.
Разберем «Сатаническую» и «Трагическую» поэмы Скрябина, которые он сочинил незадолго перед завершением своей 3 симфонии. Давайте сперва послушаем и обсудим «Сатаническую поэму».
🎶 Сам жанр поэмы для музыки того времени был достаточно новый. Были баллады, песни, но не поэмы, можно сказать, что этот жанр — изобретение Скрябина. Он отличается от той же фантазии или любого другого произведения относительно свободной формы тем, что в нем всегда слышится какое-то сюжетное содержание. Насколько это эффект восприятия из того, что мы знаем что это поэма, и насколько это заложено в музыке — точно сказать нельзя. Поэмы Скрябина очень плотные, чувствуется, что он много в них заложил.
🔥 «Сатаническая поэма» может быть считана как вызов всей закостенелой христианской культуре. Но на самом деле это аллюзии на образ дьявола, который так замечательно представлен в творчестве романтиков. Там, где есть романтизм, есть герои. Там, где есть герои, есть свершения, а свершения не могут быть на пустом месте — обязательно надо кого-то побеждать, с чем-то бороться. И внимание к темной стороне жизни человека только росло. Мы можем вспомнить декадентов, которых даже страдающий Шуберт бы не очень понял. Шуберт страдал, мчался, но все-таки хотел найти выход из этого, а декаденты страданием наслаждались, объясняли его для себя. Нельзя сказать, что Скрябин был декадентом, но злом, естественно, он очень интересовался.
🔮 В мистических кругах того времени бытовало представление, что человек в пути своего познания должен не просто стремиться к высокой цели, к достижению света или слиянию с абсолютом, но он также должен познать и мир тьмы — и в первую очередь в своей душе. Раз мы заговорили про мистицизм, можно процитировать слова Алистера Кроули (1875–1947), настоящего мага: «Ногами находится глубоко под землей, а голова его возвышается над облаками» — то есть это попытка холистического взгляда на мир: объять все, ничему не противиться.
✝️ Подобные практики существовали во всех религиях. Какие-то религии старались их подавить: к примеру, католическая церковь разделывалась с ересью гностиков. Где-то, наоборот, был другой подход — «Пусть расцветет сто цветов».
📿 В восточных учениях известен путь «левой руки», который направлен на познание и слияние со всем негативным, что есть в мире. И через уничтожение представлений о безобразном, через слияние с ним человек так же сливается со всем абсолютом (это психологическа трактовка, в религиозных дискурсах она гораздо шире). Но синкретическая теософия и прочая западно-европейская мистика с восточным уклоном эти пути соединила — и получилось то, что получилось.
→ Виталий Маргулис. «Сатаническая поэма».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/KfvISjOXuTxdTA
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
Об идеях русского космизма нам расскажет эксперт Ольга Хлопонина
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
А теперь давайте обсудим и послушаем «Трагическую поэму» Скрябина.
🎵 Если «Сатаническая поэма» сильно напоминает «Мефисто-вальс» Ференца Листа, то в «Трагической поэме» достаточно трудно найти определенные связи с кем-то, как трудно найти в ней и трагизм. Радостной ее не назовешь, но она написана в си-бемоль мажоре, тональность в ней неустойчива, здесь присутствуют сюжетные перипетии, и о чем эта трагедия, в чем ее сюжет, содержание — можно только догадываться.
→ Тамара Шалвашвили. «Трагическая поэма».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/1XRFWsyTASyrRw
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
Давайте обсудим и послушаем третью симфонию Скрябина, которая озаглавлена автором как «Божественная поэма».
🎼 Это поэма о человеке, который становится как божество. В ней три части, состав оркестра — масштабнейший, а содержание — в лучших традициях программной музыки, было написано Татьяной Шлёцер в программке к первому исполнению.
1️⃣🎵 В первой части симфонии мы можем услышать борьбу человека с Богом, но не с Богом как абсолютом, а с исторически сложившемся Богом-рабовладельцем. Он как бы поставлен над человеком — с его заповедями, законами и необходимостью подчиняться, даже если смысл предъявляемых требований не совсем понятен. И это утверждение человеком собственного Я, которое, как полагал Скрябин (и, в том числе, теософы), изначально имело божественную природу. А проявиться ей и мешали традиции, правила, догмы, порядки — первая часть посвящена борьбе именно с ними.
2️⃣🎵 Вторая часть — это наслаждение. Когда старый Бог низвергнут, человек становится свободным, и ничто ему не мешает жить счастливо и наслаждаться всем, что только возможно себе представить. Эта часть несколько дисгармонична, она слишком велика и, с точки зрения музыкальной формы, выпадает из общей картины. Но она удивительно точна психологически: любое наслаждение рано или поздно приедается. И здесь нужна или перемена, или увеличение его интенсивности. Тем более, когда наслаждение трактовано и воспринято преимущественно как экстатическое, довольно сильно приподнятое над обыденным состоянием, конечно, его хочется длить как можно дольше. Отражение этого мы и слышим в музыке.
3️⃣🎵 3 часть озаглавлена как «Божественная игра». Что произошло в конце второй части, не до конца понятно. То ли это смерть (впрочем, счастливая), то ли это просто растворение наслаждающегося, которое открывает дорогу для духа, позволяет ему проявиться из-под всего того, что интересовалось чувственными наслаждениями, которые, безусловно, ниже, чем наслаждения духа.
➡️ На ум приходит интересная параллель с тем, что сейчас говорит психолог Михаил Лабковский. Его идеи про то, что нужно делать, что хочется, и не делать того, что не хочется, некоторые его критики воспринимают как довольно инфантильные, Они утверждают, что все мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что есть долг, есть ответственность, есть то, что делать приходится, поэтому такие идеи — что-то совершенно невозможное, детское.
👁 Но можно посмотреть на это с другой стороны: это давно известный способ дойти до той точки, когда уже не нужны ничьи советы, ничья помощь, ничья поддержка, когда человек понимает, чего он хочет, когда добирается до себя, и дух его свободен. Эта трактовка не подразумевает никакой гнусной вседозволенности, которой недалекие учителя любят пугать недалеких учеников. Это о другом — об одном из возможных путей к естественности. У Скрябина эта естественность понимается как игра. Душа (или ребенок-бог) играет в бесконечном космическом пространстве со звездами, млечным путем, любыми сущностями, которые встречаются на его пути.
→ Евгений Светланов. «Божественная поэма».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/p3MUyXohJbix3Q
⏱ Время прослушивания: 50 минут.
Об основах теософии: что нужно знать, чтобы лучше понимать смыслы, которые Скрябин закладывал в свои произведения
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день