angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр Скрябин

Третья соната и первая симфония

Третья соната и первая симфония заложили основу всего будущего творчества Скрябина и основы его стиля. Познакомимся с этими знаковыми произведениями.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Разберем и послушаем 3 сонату и первую симфонию Скрябина.

🎹 Скрябин пишет 3 сонату в 1897–1898 годах, находясь в Париже. Он напитывается красотой, слышит ту музыку, которую у нас практически не играют, и создает сочинение, которое принято считать одной из поворотных точек к его собственному, особенному стилю.

В чем особенность третьей сонаты?

🎵 Здесь обычные четыре части. Выбор темпов: для первой — allegro drammatico, для второй — allegretto, для третьей — andante (не largo, как это было, допустим, у Шопена), и для четвертой — presto con fuoco, то есть очень скоро и с жаром, с пламенем. Это говорит о темпераменте Скрябина. Композиция каждой из частей в целом остается классической, он несколько по-своему работает с сонатной формой, но все-таки это соната с главной и побочной партиями, с репризами, разделенная на части.

Что нового создал Скрябин?

🎼 Это программная музыка. Вопрос о внемузыкальном содержании музыки появляется в разговоре и о Вагнере, и о Чайковском, и о Шопене. Далеко не всегда содержание этой музыки совершенно ясно — оно может быть не сюжетным, но эмоциональным. Но есть все-таки одна романтическая ветвь, которая идет от Гектора Берлиоза. Это программная музыка, где любое произведение можно превратить в литературный сюжет, даже наоборот — сначала создается некий сюжет, и потом он отражается в музыке. Здесь мы вспоминаем о Вагнере и о том, что он закладывал в свою музыку. По этому пути решил двигаться и Скрябин. Музыка, чистая, абстрактная — ему совершенно неинтересна.

🎹 Содержание частей сонаты приблизительно таково — это путь души в разных ее состояниях и обстоятельствах.

▫️ Первая часть — аllegro drammatico — это душа первобытная, которая еще не знает оков цивилизации, ограничений, которые накладывает на нее человеческий мир, она движется совершенно свободно в пространстве и переживает мир со всей доступной ей страстью.

▪️ Вторая часть — allegretto — это примерно то же самое что «Rast» — покой или отдых из «Зимнего Пути» Шуберта. Это душа, которую утомила такая бурная жизнь, и она находит себе краткое и ложное утешение.

▫️ Третья часть — andante — это часть медленная, лирическая. И трудно в ней изобразить что-либо иное, чем любовь в разных ее оттенках. Это, пожалуй, самая человечная часть. Это соната, где нет ни попытки выхода в метафизику, ни особенно даже какой-то философии, а просто изображение трудно формулируемых переживаний.

▪️ К четвертой части душа набирается сил и оказывается в буре. Но это не изматывающая буря, а наоборот — буря, придающая ей сил. Вот такой путь души изобразил Скрябин.

→ Станислав Нейгауз. Соната №3 Скрябина.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/wx_LAspUOcilnQ
⏱ Время прослушивания: 18 минут.

Давайте узнаем, как была принята третья соната Скрябина и в чем особенность русской музыкальной общественности того времени.

😏 Русская музыкальная общественность эту сонату приняла не очень хорошо, как, впрочем, и его первую симфонию. Конечно, у Скрябина были свои поклонники, был круг «скрябинистов», но отношение к нему никогда не было ровным. Его или обожали и преклонялись, или очень сильно не любили.

🎩 Русская музыкальная общественность, преимущественно московская (Скрябин был москвич), была примерно наполовину очень консервативна. Это деление проходило ровно по границе западничества и славянофильства.

➡️ Западники, в том числе братья Рубинштейны, всячески пропагандировали новую европейскую музыку и горячо ее приветствовали. Они сами писали музыку, близкую к художественным процессам, которые происходили в Европе.

➡️ В то время как славянофилы ориентировались на Михаила Ивановича Глинку, на несколько однобокую традицию, которая появилась после смерти Глинки.

⚡️ Скрябин был для того времени ультрасовременен, и дело вовсе не в идеологии: теософские или околотеософские взгляды на мир, или же глубокая религиозность среди людей искусства тогда были довольно обычным делом. Была очень распространена бытовая и салонная мистика — спиритические сеансы, собрания масонских лож — Скрябин оказался во временах, когда все это было очень популярно.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте послушаем и обсудим первую симфонию Скрябина.

🎶 Первая симфония Скрябина была написана им за несколько месяцев 1900 года и впервые полностью исполнена в 1901 году. Здесь уже яснее видны эксперименты с формой — она перестает ограничивать творческие желания Скрябина, наоборот, начинает им служить. Вместо привычных для романтической симфонии четырех частей здесь — целых шесть. Причем последняя исполняется не только оркестром, но еще солистами и хором.

📜 Текст для солистов и хора написал сам Александр Николаевич. Отметим, что для программной музыки выход за пределы какой-либо формы достаточно обычен, поскольку у музыки появляется драматургическая основа — музыка начинает работать по законам драматургии и ей служить. При этом какие-то формальные вещи, как правила сочинения симфонии, отпадают за ненадобностью.

🎶 Можно вспомнить, что у «Фантастической Симфонии» Берлиоза было пять частей, каждая из которых имела название. Эта симфония была написана в 1830 году, то есть за 70 лет до первой симфонии Скрябина. У Скрябина названий нет, только обозначения темпов, и весь заложенный смысл раскрывается в финальном «Хвалебном Гимне».

🎹 Эта симфония чрезвычайно трудная для исполнения даже сейчас. 20 век благоприятствовал развитию виртуозности, однако можно себе представить, что в самом его начале некоторые моменты были практически неисполнимы. С этим сталкивался не только Скрябин, например, о трудности многие говорили и Глазунову. Одна из причин — репертуарное отставание оркестров и хоров, которые исполняли преимущественно музыку, ориентированную в прошлое, а все, что предлагал Скрябин, было для них совершенно новым.

🎼 Здесь мы слышим не просто путь души (третья соната была лишь упражнением), именно в первой симфонии Скрябин говорит о преобразовании души конкретного человека, да и всего человечества через его музыку, через его искусство.

О, дивный образ Божества,
Гармоний чистое искусство!
Тебе приносим дружно мы
Хвалу восторженного чувства.
Ты жизни светлая мечта,
Ты праздник, ты отдохновенье,
Как дар приносишь людям ты
Свои волшебные виденья.
В тот мрачный и холодный час,
Когда душа полна смятенья,
В тебе находит человек
Живую радость утешенья.
Ты силы, павшие в борьбе,
Чудесно к жизни призываешь,
В уме усталом и больном
Ты мыслей новый строй рождаешь.
Ты чувств безбрежный океан
Рождаешь в сердце восхищенном,
И лучших песней песнь поет,
Твой жрец, тобою вдохновленный.
Царит всевластно на земле
Твой дух, свободный и могучий,
Тобой поднятый человек
Свершает славно подвиг лучший.
Придите, все народы мира,
Искусству славу воспоем!
Слава искусству,
Вовеки слава!

→ Александр Скрябин. Симфония №1 Скрябина.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/K3RN1uSI0VZvOA
⏱ Время прослушивания: 50 минут.

Давайте подробнее остановимся на особенностях игры Скрябина и его характерных чертах.

🎹 В отношении оркестрового письма Скрябина можно сказать, что оно чрезвычайно тонкое, умелое и своеобразное. Как мы помним, Скрябин-пианист владел множеством оттенков звука, соответственно, был очень внимателен к тембру. Это же внимание можно услышать в нежнейшей звукописи и насладиться тем, как Скрябин умеет обращаться, почти что играть с разными тембрами оркестра.

🎵 Эту симфонию связывает с предыдущими его работами некоторая обсессивность мелодики, то есть повторение несколько раз одного и того же паттерна. Как будто бы Скрябин настаивает на какой-то мысли, на какой-то идее, убеждении и хочет одновременно и сам в ней увериться, и донести ее до публики.

🔘 Одна из претензий к Скрябину, которая была забыта со временем, это упрек в дурновкусии. И он имеет под собой основания. Вкус — это вещь всегда интуитивная, которая совершенно непонятно как формируется. И в одежде, и в литературе, и в музыке это все почти случайно. Самое простое объяснение — это детские впечатления, эстетизм среды, хотя и оно не исчерпывающее. Наука, цивилизация пришла к тому, что вкус либо в целом есть, либо его нет.

🎩 Вкус всегда подразумевает две вещи: первое — это умение обращаться и взаимодействовать с текущей системой представлений о прекрасном и безобразном, второе — это умеренность, которую в частности может дать следование форме. Скрябин же пишет музыку, которая изобразительна, может быть, даже избыточна, экстравагантна.

💔 Здесь нужно учесть, что сам Скрябин был чрезвычайно чувствителен, его переживания были очень яркие, трогали глубоко его душу. И в музыке, которая буквально такое изображает, пожалуй, можно найти признаки дурного вкуса, но у Скрябина нет и никогда не было цели быть его эталоном. Его цель — изобразить философию (которая как текст далеко не всегда является образцом художественности), и адекватно передать свои ощущения. Да, в этой музыке слышна некоторая манерность, иногда даже декоративность, свойственная ар-нуво. Но таков уж был Скрябин.

О превратностях объяснений мировоззрения Скрябина

Передачу, о которой говорится в видео, можно посмотреть здесь: https://yadi.sk/i/7D9xTmGM6SI93A
курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;