Скука — чума 21 века?
Состояния противоположные скуке
Психологи исследуют, какие состояния противоположны скуке. Обсудим, что уже удалось выяснить и научимся находить пользу в скуке.
«Противоядие» от скуки 👇
1️⃣🦋 Состояние потока. Термин, который пришел из позитивной психологии благодаря американскому психологу венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи. Он означает психическое состояние во время полного погружения в процесс. Исчезает ощущение времени, чувство страха и личные переживания о результате.
🌐 Скука и состояние потока находятся на разных полюсах.
▫️ Ощущение времени: скука — время тянется медленно; состояние потока — время пролетает незаметно.
▫️ Ощущения собственного Я: скука — остро чувствуем свое Я и отсюда возникает неприкаянность; состояние потока — растворяемся в процессе, как бы не чувствуем своего Я.
🔻 Быть постоянно в потоке невозможно. Чаще всего мы находимся в других состояниях. Узнаем, в каких.
2️⃣⚠️ Состояние интереса. Любопытство — это реакция на новизну, мотивация искать что-то новое. А интерес — это желание фокусироваться на чем-то одном, поддерживать с этим связь. Мы включены в процесс, но не поглощены им полностью. Пример поддержания интереса — это коллекционирование. Выбор объекта интереса — достаточно случайный процесс. Допустим, в момент скучания на глаза попался дорожный конус и человек начал их коллекционировать. Нет смысла долго перебирать виды деятельности и искать, что из этого нам лучше подойдет. Лучше поддерживать интерес к тому, что есть из доступного.
3️⃣🏝 Состояние расслабления. Оно ближе всего по ощущениям к скуке, но в состоянии релаксации нет раздражения, агрессии и активного поиска. Нет и отстраненности от внешних событий, но зато есть пространство для творчества, воспоминаний и свежих идей. Техники медитации и майндфулнес помогают как раз научиться погружаться в такое состояние продуктивного расслабления, переносить фокус внимания на себя: свое тело и мысли.
4️⃣😀 Состояние радости. Оно часто сопровождает интерес и любопытство. Возникает как ответ на включенность и поглощенность деятельностью. Радость является маркером, что мы не скучаем. В скуке радости никакой нет.
Выясним, какую пользу можно извлечь из скуки.
🥤🥤Лифчик из стаканчиков. Исследователь Сэнди Манн изучала творческие аспекты скуки и ее эволюционную роль. Она просила испытуемых делать скучную монотонную работу на протяжении разного количества времени, а потом давала тест Джоя Пола Гилфорда на креативность. Это тест, в ходе которого испытуемым дают очень простые объекты, такие как скрепки или стаканчики, и просят назвать как можно больше способов использования этих вещей. Эксперимент показал, что чем длительнее был монотонный и скучный труд, тем более радикальные и креативные идеи предлагали люди. Одним из таких вариантов был лифчик из двух стаканчиков.
💡 Что хорошего в скуке? Скука имеет большое эволюционное значение. Благодаря скуке у нас может родиться что-то действительно креативное и необычное. Будучи в цейтноте ежедневных забот, когда некогда подумать о себе и просто вздохнуть, мы не можем придумать ничего нового и как-то улучшить свою жизнь. Не зря именно после отпуска или небольшого отдыха к нам приходят креативные идеи.
🤭 Куда пропала креативность? Возможность поскучать открывает двери к фантазированию и творческому мышлению без конкретной цели. Травмирующий детский опыт может закрыть эти двери. Сознание защищается от негативного опыта и вымещает его в подсознание, предотвращая воспоминания об этом событии.
➡️ Чем лучше мы распознаем свои эмоции, тем более креативные идеи нам приходят во время скуки.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как помочь детям справляться со скукой
Ученые смогли с помощью нейровизуализации увидеть работу мозга во время состояния скуки. Получилось не только познавательно, но и потрясающе красиво! Давайте наслаждаться вместе.
🚶♂️ Состояние индифферентной скуки можно сравнить со спокойным блужданием разума. Нейробиолог Джонатан Смолвуд говорит, что есть два типа систем обработки информации в головном мозге.
▪️ Одна система обработки информации головным мозгом отвечает за сознательное внимание. Она активизируется, когда нужно отвечать на внешние стимулы. Этот способ изучен достаточно глубоко.
▪️ Другая система включается под воздействием внутренних стимулов. Когда мы скучаем, вокруг нас ничего не происходит, ничто не воздействует, но «грезы наяву» имеют место быть. Их возникновение до последнего момента было сложно изучить, потому что ученые не понимали как.
🧠 Благодаря нейровизуализации ученые узнали, как именно блуждает разум. Нейронная сеть пассивного режима (а иначе режима скуки) включает структуры мозга, которые задействованы в процессах автобиографической памяти, распознавания эмоций и ощущения своей идентичности.
➡️ Когда мы бездействуем, почти 95% нейронных сетей продолжают активно работать. Так что неверно утверждать, что во время скуки мы тупеем.
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день