Современная литература
Орхан Памук: произведения на стыке восточных традиций и европейского влияния
Памук выпустил автобиографический роман-гид по Стамбулу, за который получил Нобелевскую премию. Узнаем, каких тем касается Памук в своем творчестве и как их раскрывает.
В этой части урока мы говорим об Орхане Памуке — главном имени в современной турецкой литературе. Обсудим, что повлияло на его творчество.
🕌 Орхан Памук родился в Стамбуле в 1952 году. Его фамилия переводится как «хлопок». Интересно, что все турецкие фамилии появились в начале 20 века, в годы правления Мустафы Ататюрка, который обязал всех жителей Турции придумать себе осмысленные фамилии с турецким звучанием.
❇️ Стамбульское происхождение очень сильно повлияло на творчество и личность Памука. Он аристократичен, интеллектуален, хорошо знает европейскую культуру. Человек светский, который в целом поддерживает современные европейские ценности, выступает за признание Турцией геноцида армян и против идеологических манипуляций в истории. В своих книгах Памук, например, честно касался непростой темы насильственного отуречивания некогда многонационального Стамбула.
🏅 В 2006 году Памуку была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: «автору, который в поисках меланхоличной души родного города нашел новые символы для столкновения и переплетения культур».
🔖 Орхан Памук — не просто нобелевский лауреат. Он заслонил собою всю остальную турецкую литературу. Это объяснимо: Памук — наследник европейско-американской модернистской традиции, на него повлияли Марсель Пруст, Уильям Фолкнер, Владимир Набоков. Его произведения хорошо понятны европейскому сознанию.
📗 В 2003 году вышла книга Памука «Стамбул. Воспоминания и город», посвященная юности Памука и городу Стамбулу. В ней довольно много говорится, в том числе, о литературе, посвященной Стамбулу. Например, Памук упоминает роман «Покой» турецкого писателя Ахмеда Хамди Танпынара (1901–1962), и благодаря этому роман перевели на русский язык.
❇️ Чтобы понять, почему на литературе Стамбула делается явный акцент, немного углубимся в историю Турции.
🔎 Культура Турции условно делится на стамбульскую и всю остальную — анатолийскую. Стамбул был всегда, с одной стороны, более европеизированным и светским городом (следствие его географического расположения и истории), а с другой стороны, сохранял остатки османской роскоши. Тема противостояния восточных традиций и европейского влияния будет не раз встречаться в романах Памука.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Назовем главные произведения Памука и на примере одного из них узнаем, каких тем он касается в своем творчестве и как их раскрывает.
Пять важнейших книг Памука:
📕 «Дом тишины» (1983)
📒 «Имя мне — красный» (1998)
📙 «Снег» (2002)
📘 «Стамбул. Воспоминания и город» (2003)
📗 «Музей невинности» (2008)
✍️ Остановимся подробно на романе Памука «Дом тишины». Он был написан в 1983 году, когда автор еще не был знаменит во всем мире.
👥 Следуя традициям Уильяма Фолкнера, Памука организовывает рассказ сложным образом. Писатель вводит пять разных рассказчиков и виртуозно передает повествование от одного к другому, причем всегда в одном и том же порядке.
❇️ Как эти традиции реализовал Памука в «Доме тишины»
🕰 Начинается роман в начале 20 века, заканчивается повествование примерно в 1980-м году.
🧑🦳 Сюжет книги строится вокруг посещения пятью внуками своей престарелой бабушки, которая живет на популярном морском курорте. В стране царит неспокойная обстановка: в 1980-х годах Турция находилась на грани гражданской войны.
👫 Селяххатин и Фатьма, муж и жена — самые первые упоминаемые герои. Если смотреть хронологически, то именно с их свадьбы начинается история. Взаимоотношения пары связаны с типичной для Памука темой взаимоотношения востока и запада в Турции.
⛑ Муж Селяххатин — молодой доктор проевропейских взглядов, ярый атеист и сторонник европейского пути Турции. Он подвергается гонениям за свою позицию и вместе с женой вынужден уехать из Стамбула в пригород.
📖 В описываемое в романе время, его жена Фатьма — уже старуха, а сам Селяххатин давно умер. Вся информация об их прошлом подается как бесконечные воспоминания вдовы, которые заменяют ей в силу возраста большую часть жизненной активности.
📰 Внуки дискутируют о политике, и родственные чувства подвергаются испытанию: хаос, царящий в обществе, где различные экстремистские группировки рвутся к власти, отражается на взаимоотношениях в семье.
👨👩👧👦 Памуку удается организовать многогранный текст об истории одной семьи. О разрушении традиционных отношений и смене поколений.
❇️ Сам автор отстраняется от суждений и оценок, стараясь вести рассказ от лица разных персонажей и убеждая нас, что из всей этой совокупности мнений никакого единого вывода не следует.
Давайте отправимся в небольшое путешествие по черно-белому Стамбулу вместе с книгой «Стамбул. Воспоминания и город» Орхана Памука и фотографом Арой Гюлером.
📗 Книга о Стамбуле помогла Памуку получить Нобелевскую премию, которую дают, как правило, не за конкретный текст, а за тенденции в творчестве писателя.
🔀 «Стамбул. Воспоминания и город» — вот правильный перевод названия книги. Во многих языках название заменили на словосочетания — «город воспоминаний», «память города», что красиво, но несколько размывает изначальный смысл.
🖌 Эта книга — реальные воспоминания Памука о его взрослении, соединенные с очень личными очерками о городе. Воспоминания — на первом месте, но они ограничены и организованы городом.
❌ Чего мы не найдем в книге Памука?
⛔️ античной и христианской истории Константинополя
⛔️ Османской империи
⛔️ важнейших туристических достопримечательностей
✅ Что есть в книге Памука?
🔸 детские впечатления, самые яркие образы из детства
🔸 импрессионистичные зарисовки жизни города
🔸 рассказ о семье Памука
🔸 тоска по утраченному деревянному зодчеству
🔸 повествование о взрослении — в духе автобиографической трилогии Толстого
❤️ В книге отражена душа города, преломленная через восприятие коренного жителя. Это очень личный текст о городе, интимные переживания, боль человека, наблюдающего за исчезновением городской старины.
🗝 Памук в сознании читателей всего мира слился с образом Стамбула, стал его певцом и гением места, заслонив фигуры всех тех, кто писал о Стамбуле до него (в том числе и Бродского, автора довольно едкого эссе «Путешествие в Стамбул», 1985).
🙇 Основное настроение книги — печаль («хюзюн» по-турецки). Для Памука печаль — это истинное настроение Стамбула. Это город с умирающей деревянной архитектурой: один из ярких образов книги — горящие аристократические особняки.
🏺 При Ататюрке Стамбул расстался со столичным статусом (столицей Турции стала заново отстроенная Анкара). С тех пор жизнь в городе приостановилась, город как будто живет прошлым, а не настоящим. Один из символов Стамбула — мелкие антикварные лавки, торгующие разным старьем.
🍂 Памук избегает туристического Стамбула. Может быть, поэтому он его описывает большей частью не в сезон, а в зимнее время города. Стамбул Памука — город пустых улиц и мокрого снега.
🔎 Поэтому использовать книгу Памука как туристический путеводитель по Стамбулу не стоит: никакой туристической информации в нем нет.
🎞 Книгу сопровождают фотографии из семейных архивов и фото известного стамбульского фотографа Ары Гюлера. Все фотографии — принципиально черно-белые. Это гармонирует с цветами зимнего Стамбула, который так любит Памук.
Больше снимков Ары Гюлера можно увидеть на сайте фотографа
А сейчас давайте узнаем про роман, героем которого стал сам автор, и необычную идею Памука создать «Музей невинности».
❇️ «Музей невинности» — важнейший проект Памука, идея которого родилась у него еще в 1990-е годы. Писатель хотел в один и тот же день открыть музей и издать роман, который являлся бы музейным каталогом.
🏛 С этой целью в 1998 году Памук купил 120-летнее здание в стамбульском квартале Чукурджума. В нем позднее и был размещен музей. Памук писал роман в период с 2001 по 2008 год с перерывами и параллельно собирал музейную коллекцию.
➡️ Разберем чуть подробнее сюжет романа.
❤️ В романе описана любовь главного героя, молодого человека из богатой стамбульской семьи Кемаля Басмаджи к своей дальней родственнице Фюсун, чья семья гораздо беднее. При этом жениться Кемаль планирует на Сибель — его родственники всецело одобряют этот брак.
👫 Любовь к Фюсюн была безумной и трагичной, и в определенный момент Кемаль надолго потерял ее. Вся дальнейшая его любовь представляет собой цепь попыток сохранить и вернуть ускользающие мгновения.
❓ Как возник Музей невинности?
🧤 Обедая с Фюсун, а потом и с ее родителями, Кемаль незаметно ворует вещи, имеющие к ней отношение. Впоследствии он создает Музей невинности, посвященный своей любви к Фюсун и дням, проведенным с ней. Финал этой любовной истории мы рассказывать не будем.
🗣 В конце романа Кемаль обращается к самому Орхану Памуку, который по сюжету присутствовал со своей семьей на помолвке Кемаля и Сибель, с просьбой написать роман, который был бы историей любви Кемаля и одновременно каталогом музея.
❗️ Важность этого романа в ряду других Памук подчеркнул тем, что в книге появляются и упоминаются не только сам писатель, но и персонажи других его книг: «Джевдет-бей и его сыновья», «Дом тишины», «Черная книга», «Снег».
📕 Роман был опубликован в 2008 году, музей открыт позже — в 2012. Для Музея невинности Памук покупал на блошиных рынках, в букинистических магазинах и у коллекционеров посуду, ключи, часы и другие вещи, которые могли бы использовать персонажи его романа.
🎞 Поскольку «Музей невинности» в итоге получился романом, а не каталогом, Памук дополнительно пишет еще и музейный каталог «Невинность вещей» (он не переведен на русский язык). Но и на этом Памук не остановился: в 2015 году на основе романа Памук выпустил полудокументальный фильм «Невинность воспоминаний» (сорежиссер — Грант Джи).
🕰 По словам Памука, «Музей невинности» в Стамбуле — очень необычный музей: это одновременно и музей любви, и музей книги, и музей истории города 1940—1990 годов». Большинство предметов, собранных в музее, не имеет почти никакой ценности. Однако ценность всей коллекции возрастает год от года, поскольку экспонаты представляют собой подробнейшее собрание мелочей стамбульской жизни середины 20 века.
📜 Незадолго до открытия «Музея невинности» Памук выпустил манифест музеев, где изложил свое видение музеев будущего. По его замыслу, новые небольшие музеи должны представлять человека, а не государство, в отличие от больших и дорогих музеев прошлого.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день