angle-down facebook instagram vkontakte warning

История современного жилья

Как на строительство повлиял авангард

Авангардисты дали жилому строительству новые типы организации пространства, планировки и материалы. Познакомимся с их экспериментами.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, искусствовед, архитектурный критик

1. Жилой комплекс Spangen Quarter, Роттердам, Нидерланды, 1919
2. Внутренний двор
3. Вид на блок котельной
4, 5. Дворы и улицы
1. «Улица в небе»
7, 8. Примеры кирпичных деталей
1. Процесс строительства

Поговорим об экспериментах авангарда. В 1920–1930-е годы поиски нового во всех сферах жизни отразились и на архитектуре — особенно в жилом строительстве, где это совпало с новыми подходами к быту. Мы рассмотрим примеры из разных стран.

Начнем с проекта Spangen Quarter в Роттердаме 👇

🧱 Голландские архитекторы отличались особенным отношением к будущим жильцам. Они не гнались за масштабом, а старались создать небольшие уютные комплексы, напоминающие о деревнях, из которых приехали новые горожане или их родители. Хотя в этих зданиях используются железобетонные конструкции, их любимым материалом остается кирпич. А в деталях можно подметить много элементов в духе экспрессионизма, хотя весьма сдержанного. Все это приметы так называемой «Амстердамской школы» — направления, почти незаметного на фоне Баухауса и советского авангарда, но очень интересного.

🏠 Spangen Quarter — жилой квартал в Роттердаме. Город — один из важнейших европейских портов, который активно развивался в 19 веке. Портовых и фабричных рабочих и служащих становилось все больше, так что им требовалось жилье. Архитектор Майкл Бринкман спроектировал комплекс из 273 апартаментов. Несколько корпусов создают замкнутый периметр размером 147 на 85 метров. Получается два двора, а в центре — котельная с центральным отоплением, банями и стоянкой для велосипедов.

🔲 Главное новшество — терраса на внутреннем дворе на уровне третьего этажа. Это сплошная галерея длиной один километр и шириной 2-3 метра. Она считается частной территорией, ее не видно снаружи. Однако впервые появляется переходная зона между общественным пространством и частной квартирой. По этой галерее можно пройти к квартирам — так не приходится тратить место на коридоры и лестницы внутри здания, остается больше места для квартир.

🔝 Концепцию таких террас назвали «Улицы в небе» (Streets in the sky). Их активно использовали в жилищном строительстве на протяжении всего 20 века — и используют до сих пор.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Главные идеи модернистского жилья

1. Карл-Маркс-Хоф, Вена, Австрия, 1930
2. Вид комплекса
3. Главный фасад
4, 5. Подъезды
6, 7. Скульптуры
1. Архитекторы, конструкторы и инженеры комплекса

Теперь поговорим о жилом здании Карл-Маркс-Хоф в Вене. Это пример архитектуры, которая стала ярким политическим высказыванием, хотя изначально автор этого не предполагал.

📉 После Первой мировой войны Вена столкнулась с жилищным кризисом. Как и везде, здесь были высокая арендная плата, перенаселение, массовая безработица.

👈 Городские власти в Вене были «левыми» австромарксистами. И в отличие от других европейских столиц, они решили не строить новые микрорайоны в пригороде, а восстанавливать центр города. Австромарксисты считали, что лучше оставить рабочих в густонаселенных, сплоченных жилых районах, только более комфортных.

🏗 Меньше чем за 10 лет в Вене были построены муниципальные дома, комплексы и целые микрорайоны — всего 64000 квартир. Строительство велось за счет высоких налогов обеспеченных горожан — которые, разумеется, были недовольны и в будущем стали главными сторонниками австрийского фашизма.

📏 Карл-Маркс-Хоф построен в 1927–1930 годы. Длина дома — 1,1 километр, четыре трамвайные остановки. Это самое длинное жилое здание в мире.

▪️ Арочные проходы ведут к открытым зеленым дворам со школами, детскими площадками, банями, библиотеками и больницами — сравните с темными дворами-колодцами в доходных домах, которые мы смотрели вчера.

▪️ Дворы украшены скульптурами, фресками, плиткой — их заказывали, чтобы обеспечить мастеров работой в период всеобщей безработицы.

Карл-Маркс-Хоф стал одним из центров Февральского восстания 1934 года. Тогда к власти в Австрии пришли правые консерваторы, которые начали репрессии против австромарксистов. Перенаселенные рабочие новостройки превратились в крепости, которые штурмовали и обстреливали правительственные силы. Тогда очаги восстания удалось подавить, но Карл-Маркс-Хоф стал его символом.

👤 Сам архитектор здания, Карл Эн не был социалистом: он успешно сотрудничал с консервативными властями Австрии, а после аншлюса и с администрацией нацистов.

Теперь рассмотрим Дом Наркомфина — шедевр конструктивизма.

📐 Конструктивизм — новаторское течение в русском искусстве первой трети 20 века. В архитектуре это означало увлечение новыми строительными технологиями. Архитекторы-конструктивисты отказывались от внешнего декора, создавали функциональные планы и глубоко прорабатывали социальные концепции зданий — как общественных, так и жилых.

🧩 Дом Наркомфина — пример конструктивистского подхода к жилому строительству. Архитектор решал задачу максимально эффективного размещения квартир. Чем больше квартир в доме, тем меньше (в пересчете на каждую) потребуется внешних стен, конструкций, крыши и т.д. Но если квартир слишком много, то придется делать больше лестниц и коридоров.

🚪 Жилой корпус — шестиэтажное здание-пластина длиной 85 м и высотой 17 м, вытянутое с юга на север. Дом рассчитан на 50 семей, примерно на 200 человек. В доме было несколько типов квартир, от двух- трехкомнатных до комнат площадью 30 кв. метров. Спальни были ориентированы на восход, а гостиные — на закат.

🔝 Самая заметная особенность дома — двухэтажные квартиры. Они расположены так, что входы в них выходят в один коридор, что стало еще одним способом сэкономить на «лишних» пространствах и оставить больше места для жилья. Другие способы — очень маленькие кухни, а есть можно было в большой столовой в отдельном блоке (столовая не заработала, но была кухня с едой на вынос). В другом отдельном блоке располагалась прачечная, она была нужна, чтобы люди не стирали в ванных (стиральных машин ведь не было).

🔲 У него простые формы, но в этом минимализме есть своя выразительность. Ленточные окна подчеркивают горизонтали. Поднятый на опорах первый этаж освобождает пространство парка. Кровля — эксплуатируемая площадь с общественным пространством для жильцов. Здесь можно было заниматься гимнастикой по утрам.

🚢 Неофициальные названия здания — «Дом-корабль» или «Дом-пароход». Оно стало символом архитектуры, устремленной в будущее. Однако проект так и остался экспериментом, который скоро начали критиковать за технические несовершенства и проблемы с эксплуатацией. На протяжении долгого времени дом был в запустении, постепенно превращаясь в сквот художников. Недавно комплекс был отреставрирован внуком архитектора, Алексеем Гинзбургом — теперь квартиры в доме очень дорогие.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
9100₽ 4550₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;