angle-down facebook instagram vkontakte warning

Stabat mater

Иоганн Себастьян Бах и Франц Шуберт

Бах создал своеобразный ремикс на Stabat mater Перголези, а Шуберт сочинил свою секвенцию в юности на пороге славы. Выясним, как композиторы к этому пришли, и послушаем их произведения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о Stabat mater Шуберта, который написал секвенцию в 19 лет. Но прежде, чем начать, узнаем об обработке Stabat mater Перголези, которую выполнил Иоганн Себастьян Бах.

Stabat mater Перголези в обработке Баха появилась за несколько лет до того, как оригинальная партитура Перголези была издана в Германии, и относится к позднему периоду творчества Баха. В ту эпоху понятие авторства было несколько иным, чем сейчас. Вполне возможной была ситуация, когда какая-нибудь юная бездарность крадет интересную мелодию, на ее основе создает произведение и получает первый легкий успех. Но рано или поздно все понимают, что «король-то голый», и теряют к этому композитору интерес. Другое дело, когда признанный мастер своего дела, автор множества произведений, в том числе церковных, берется за обработку чужой музыки и ничуть не скрывает, что она не принадлежит ему самому. Тем не менее, в этом не видели ничего зазорного. Даже сейчас у нас есть ремиксы: когда выпускается альбом, например, из семи песен, три песни будут ремиксами от других авторов.

🎼 Желание экспериментировать, пробовать новое было у Баха и раньше, за это он даже однажды оказался в тюрьме. Вспоминается чуть более ранняя интересная история его биографии, которая относится к 1717 году. Тогда Бах служил у герцога Веймарского, где ему приходилось исполнять огромное количество обязанностей, в том числе писать музыку для церковных служб. Композитор получил приглашение стать капельмейстером князя Леопольда Ангольт-Кетенского и был готов его принять, но его бросили в тюрьму за то, что попросил отставку. Из заточения он написал письмо, в котором говорил, что больше не может писать кантат, что обязательное сочинение музыки для церкви не приносит ему никакой радости, он хочет экспериментировать и развиваться как композитор. В тюрьме Бах времени не терял. Он написал совершенно прекрасные хоралы, один из которых звучал в фильме Андрея Арсеньевича Тарковского «Солярис». Давайте послушаем, вы все его узнаете.

Иоганн Себастьян Бах. Церковная кантата «Ich ruf zu dir»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

❤️ Возвращаясь к Stabat mater, можно сказать, что эта музыка настолько хороша, что вызывает интерес не только у слушателей, но и композиторов. Эстетика с момента написания оригинальной Stabat mater изменилась не сильно, поэтому можно было основательно ее не переиначивать, а полифонически обработать. Текст в ней немецкий, но мелодии те же самые, а весь аккомпанемент обработан в соответствии со сложным контрапунктическим стилем баховской музыки. Давайте послушаем.

Иоганн Себастьян Бах. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 38 минут

Франц Шуберт — выдающийся композитор-романтик. Его музыка отличалась особой чувственностью, которая передавалась интонациями и построением мелодий. Жизненные переживания композитора отражались и в его музыке, что делало ее неповторимой.

🇩🇪 Версию Шуберта можно назвать немецкой Stabat mater. Он использует вольный перевод латинского текста авторства Фридриха Готлиб Клопштока — одного из крупнейших поэтов 18 века, который помимо переложения латинского текста написал большое количество любовной лирики. На его стихи композитором так же написаны песни «Dem Unendlichen» и «Das Rosenband». Давайте послушаем.

Франц Шуберт. Песня «Dem Unendlichen»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

Франц Шуберт. Песня «Das Rosenband»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

💔 Эти две песни были написаны в связи с его влюбленностью в Терезу Гроб, на которой он хотел жениться, но их союз оказался вне закона, который был принят в 1815 году. По новому закону жених должен был предоставить доказательство финансовой состоятельности родителям невесты. Шуберт был бедным учителем, его финансовое состояние всегда было не очень хорошим. Когда приняли закон, свадьба расстроилась.

🌍 Сама натура Шуберта была довольно социальна, для него было важно быть в обществе. «Зимний путь» композитора посвящен, в том числе, одиночеству и невозможности быть с тем, кто поддержит, кто тебя любит, и кого ты любишь. Были композиторы, которым на это было наплевать, а Шуберт привязывался к людям. В его музыке есть много посвящений.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В 1816 году Шуберт, будучи 19-летним юношей, находился на пороге первого успеха — он пишет Stabat mater. Однако, успех ему принесет все же песня «Лесной Царь» на текст Гете, которая является одним из самых известных его сочинений.

🤝 Stabat mater была посвящена его брату Фердинанду Шуберту, который в то время стал директором сиротского приюта. Фердинанд тоже был композитором, но написал гораздо меньше, и музыка его была скучноватой. Единственное его произведение, которое представляет интерес — это реквием, который был опубликован Фердинандом после смерти Франца Шуберта и скорее всего ему и принадлежит.

🎼 Stabat mater была написана в ранний период творчества Шуберта, и он, сочиняя музыку, обращает взгляд в прошлое на великих предшественников, особенно на Гайдна. Вся структура очень напоминает «Слова Иисуса Христа на Кресте», которые впервые прозвучали в 1789 году в Кадисе. Через некоторое время произведение игралось и в Европе, к моменту сочинения Stabat mater Шуберт их уже слышал.

💭 Музыка пятой части (10:34–13:59) очень напоминает Императорский гимн Гайдна. При том, что в Stabat mater очевидно влияние музыки прежних времен, у музыки Шуберта есть неповторимое своеобразие. Это специфика его чувственности и особая атмосфера его музыки. В чем конкретно оно заключается, сказать невозможно, потому что ее неповторимое очарование не в том, о чем можно сказать языком музыковедения.

🗣 Дело в том, что музыка может и переводима на язык строгой науки, но с объяснением чувственной части этот язык справляется не очень хорошо. Постичь нечто можно несколькими способами, например, у плотника есть одно знание, что такое дверь, у химика другое, у пожарного, которому эту дверь приходится выламывать, третье, у установщика замков четвертое и так далее. Каждый из этих взглядов не является исчерпывающим или единственно верным. Мы имеем специфику нашего мозга и органов чувств, которые обуславливают наше восприятие. Как фантазия Борхеса о том, что, если бы из органов чувств у нас были только обоняние и слух, мы бы жили в совершенно другом мире. Это все сводится к тому, что специфические шубертовские интонации для каждого звучат по-своему.

🎵 Существуют также авторские нововведения или просто любимые приемы, которые закрепились за композиторами. Например, шубертовская субдоминанта, или тристан-аккорд Вагнера. Если искать причину специфики музыки Шуберта, то нужно обращаться к интонациям, к их структуре, к соотношению с другими интонациями и к тембру, который использует композитор. Однако, точного научного ответа, почему шубертовская ранняя музыка отличается от всего существующего, никто не даст. Есть ответ только чувственный — в ней вполне дан мир переживания и чувств. Со временем Шуберт станет шире, богаче, найдет свое более полное выражение. А пока можно слушать и думать, какого таланта был этот человек, что в 19 лет написал такую музыку. Давайте послушаем.

Франц Шуберт. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 40 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;