Stabat mater
Жоскен де Пре и Антонио Вивальди
Между Жоскеном де Пре и Антонио Вивальди дистанция в 300 лет. Послушаем их Stabat mater и выясним, насколько разные у них подходы и что между ними общего.
Чтобы попробовать представить, как звучала секвенция в 15 веке, поговорим о Stabat mater Жоскена де Пре и послушаем ее.
👏 Жоскен Де Пре — один из главных композиторов конца 15 — начала 16 веков, был среди ведущих представителей франко-фламандской полифонической школы. Stabat mater была написана молодым де Пре в 1480-х годах. В то время он служил у кардинала из рода Сфорца в Милане, сочинял музыку и участвовал в ее исполнении.
🎹 Техника де Пре — одно из высших выражений строгого стиля в полифонии. Его Stabat mater это мотет для пяти голосов. Мотет — это вокальное многоголосное произведение полифонического склада. Кантус фирмус — это мелодия, на которой строится сложная полифония, она обычно поручается тенору, так делает и де Пре. Сам мотив он берет из светской песни достаточно фривольного характера Жиля Беншуа.
🌟 В Stabat mater де Пре роль музыки не в том, чтобы оттенять текст. В его произведении текст не влияет на развитие музыкальной фразы. Наоборот, музыка — главная, логика ее построения абсолютно доминирует над текстом секвенции. Иногда текст непонятен или трудноразличим — так в то время писали мотеты. Здесь пропущено несколько строф — с одиннадцатой по четырнадцатую, потому что они не укладывались в ту логику музыкального развития, которую хотел выстроить Жоскен де Пре. Давайте послушаем.
→ Жоске де Пре. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
Вторым композитором, чью версию Stabat mater мы рассмотрим в этой части, будет Антонио Вивальди. Свое произведение он писал через 300 с лишним лет после Жоскена де Пре, незадолго до того, как Тридентский собор снова разрешил Stabat mater к исполнению в службах.
❔ В Stabat mater Вивальди есть много непонятных и неизвестных моментов. Невозможно сказать датировку написания этого произведения с точность до года. Существует два предположения: в 1712 году по заказу церкви Санта-Мария-делла-Паче в Брешии, где жили предки Вивальди со стороны отца, или в 1715, возможно, по заказу венецианской церкви, так как композитор в то время жил в Венеции.
♾ Точной датировки нет еще и потому, что Вивальди был автором огромного количества произведений, и они часто были очень большими. Об этом даже ходила байка, будто он мог за 5 дней полностью написать трехактную оперу, которая была бы хорошей. И это вполне могло быть правдой, учитывая, как было принято писать свои произведения в те времена.
🗣 Могла ли она быть написана в 1712 году, когда исполнение Stabat mater на службе еще было под запретом? Конечно, пусть постановление Тридентского собора было в силе, и Stabat mater не входила в проприи, но в Брешии — небольшом итальянском городке, ее вполне могли включить в службу.
🎵 Впервые Stabat mater Вивальди прозвучала в 1727 году, когда ее официально разрешили к исполнению. Его версия написана для низкого голоса, скорее всего подразумевалось, что это будет исполнять кастрат с контральтовым тембром. Сейчас ее поют контратенора или меццо. Текст Вивальди использовал оригинальный, но сократил его вдвое. Есть версия, что одна часть рукописи была утеряна, но это совершенно точно не так, Stabat mater — это законченное произведение.
💫 Еще при жизни Вивальди был известным композитором, но его слава несколько померкла под конец. Когда он писал Stabat mater, композитор был на пике славы, но уже к 1741 году его материальное положение ухудшилось, он умер в долгах и был похоронен на кладбище для бедняков.
🌀 После смерти Вивальди его произведения были надолго забыты. Интерес к его творчеству вернул австрийский скрипач Фриц Крейслер, который написал концерт в стиле композитора. С течением времени начали находить рукописи самого Вивальди, которые считались утраченными, восстанавливать его произведение и сейчас, по крайней мере, «Времена года» Вивальди знают абсолютно все.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Церковь Санта-Мария-делла-Паче в Брешии
Stabat mater Вивальди — это красивейшая музыка, одно из самых выдающихся произведений Вивальди и того времени в целом.
🤝 В версиях Stabat mater Кальдары и Вивальди, а как мы еще узнаем, и Перголези, есть некоторый общий дух. Конечно, у этих композиторов была общность эстетики — всегда есть специфический дух времени, который присутствует в произведениях и покрывает некоторую территорию. Также похожесть объясняется самим музыкальным языком барокко и его риторическими фигурами.
🗣 Риторическая фигура для нас — это код, как правило связанный с библейской историей, который сообщает нам о том, что конкретно имел в виду композитор. Риторические фигуры в музыке тоже имеют свой символизм, как и кресты или диезы, символизм которых более понятен. Дело в том, что с крестным ходом, со страстной неделей, с богородичными сюжетами было принято ассоциировать определенные мелодические паттерны, которые и использовались композиторами.
📜 Набор риторических фигур — это словарь принятых формул, который можно сравнить с хорошими манерами. Формулы для религиозной музыки требовали употреблять примерно как бонтон, т.е. хорошие манеры в словах и обращении в дворянско-буржуазном обществе светском обществе. Его можно было менять, но в совершенно определенных пределах. Давайте послушаем Stabat mater Вивальди и попробуем проследить эти пересечения с произведениями других композиторов.
→ Антонио Вивальди. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 19 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день