Stabat mater
История Stabat mater и Антонио Кальдара
Сочинять на связанные с католической верой темы было хорошей традицией и способом обозначить, что это музыка о серьезных вещах. Изучим историю востребованной среди композиторов форм и послушаем одну из первых версий Stabat mater.


Stabat mater — это средневековая католическая секвенция. Когда она появилась и кто ее автор, точно не известно. Но есть несколько предположений. О истории ее происхождения поговорим прямо сейчас.
🙏 Скорее всего автором Stabat mater был Якопоне да Тоди — францисканский монах, поэт, который по преданию был из очень хорошей и богатой семьи, имел прекрасное образование и всячески наслаждался жизнью, пока не случилась беда. Во время его венчания началось землетрясение и своды церкви обрушились. Он выжил, но его невеста погибла, и под ее платьем обнаружили власяницу и разные предметы для самобичевания. Власяница — это очень грубая ткань, которую носили многие христианские аскеты для усмирения плоти. Он счел это знаком, вступил в орден францисканцев и в основном известен нам своими мистическими стихами, восхваляющими Христа.
💫 По второй версии автором был Папа Иннокентий III, который жил раньше Якопоне да Тоди — в самом начале 13 века. Третий вариант — это был Бонавентура, францисканский монах, генерал, теолог, богослов. В общем, точно автор неизвестен до сих пор.
❓ Что такое секвенция? У католического богослужения есть две части — обязательная и дополнительная. Обязательная часть повествует о главных темах священного писания, а дополнительная изменяется в зависимости от церковного праздника, дня недели и прочего. Эта часть называется пропрей. Секвенция — это вид песнопения, который входит в изменяемую часть мессы.
🗣 В богослужении секвенция использовалась вплоть до 16 века, после чего была запрещена. Католицизм стал строже и в отношении вероучений, и по отношению к самому себе. О Stabat mater все на некоторое время забыли, а в 1727 году, когда свою Stabat mater написал Антонио Вивальди, она была вновь допущена. Здесь мы видим, как на искусство влияет формальное регулирование. Возможно, было и обратное влияние. Вивальди написал Stabat mater, ее увидели церковные бюрократы и вернули.
Композиторы обращались к Stabat mater каждый по своим причинам, но в основном потому, что духовная музыка была важной частью жизни общества и давала возможность углубиться в религиозные смыслы.
📜 У текста Stabat mater есть несколько вариантов, как и у многих средневековых текстов. Это связано с особенностью средневековой латыни. По сравнению с классической, правильной латынью средневековая содержит большое количество «неправильностей» из-за безграмотности людей. Наиболее распространенных вариантов существует два, они оба будут в записях для прослушивания.
🙏 Stabat mater, которые мы будем слушать, были написаны в то время, когда религиозная музыка играла большую роль. Она была важной частью музыкальной жизни общества и частной жизни многих композиторов, как и сама религия. Вивальди, например, был католическим священником. Написание подобных произведений — это обращение, с одной стороны, к богатейшему религиозному наследию, с другой — к античности. Это во многом создало европейскую музыку такой, какая она есть.
🌊 Можно по-разному относиться к христианству, утверждая, что мы больше взяли из античности. Но христианская вера привнесла в музыку эмоциональную глубину. Если не воспринимать ее смыслы как истину в последней инстанции, сама мысль, которая родилась в пределах католической веры, чрезвычайно сложна по своему устройству, и вопросы, которые в ней поднимаются античности были неизвестны. Античность создала форму, которую заимствовала европейская культура, а христианство создало смыслы.
🎶 Сочинять произведения на темы секвенции, темы, связанные с католичеством и католической верой, было хорошей традицией и способом обозначить, что это музыка о серьезных вещах. Когда композитор писал подобную музыку, он пытался не только передать свое видение, но и самостоятельно осмыслить глубокую идею религии, ведь одно дело написать веселую песенку, другое — реквием. В некотором смысле, такие произведения противопоставлялись опере, которая больше рассказывала о светских темах.
⛪️ Нельзя сказать, что Stabat mater Кальдары, Скарлатти или Вивальди сильно повлияли на католическую церковь. Они писали Stabat mater до того, как она вернулась в службы, и, возможно, именно они обратили на нее внимание. Что они переосмыслили сами для себя, мы точно сказать не можем, даже исходя из разницы подходов к написанию их произведений.



Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Антонио Кальдара — автор одной из версий Stabat mater, которую мы послушаем в этой части. Поговорим немного о нем и о его творчестве.
🛶 Композитор родился в Венеции около 1670 года и там начал свои занятия музыкой. Он пел в Соборе Святого Марка, и начало его музыкальной жизни было связанно именно с этим местом.
✨ В то время, когда Кальдара написал Stabat mater, он был уже весьма известен. Композитор работал в Вене заместителем капельмейстера придворной капеллы, преподавал и не прекращал сочинять. Кальдара написал более трех тысяч произведений. Российскому слушателю и любому, кто интересуется локальной музыкой или учился петь, знакома его ария «Sebben, crudele». Эта ария из его оперы «La Costanza in Amor Vince L’inganno» — «Постоянство в любви побеждает обман». Давайте послушаем ее.
→ Антонио Кальдара. Ария «Sebben, crudele»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🗣 Свои основные усилия он прикладывал в области оперы; а то, что он писал для церкви, создано в таких количествах, что не может быть корпусом шедевров. Кальдара был хорошим, талантливым композитором, но у него много проходных сочинений, как, например, и у Вивальди. Это признак эпохи — выражение математичного отношения к музыке, которая собирается, как конструктор.
🕰 Stabat mater Кальдары осталась в истории. Это было произведение, которое ничего не переосмысляет, не говорит ничего нового. Оно состоит из 15 частей для четырех солистов и хора. В ней использована ватиканская редакция текста, которая считается оригинальной. Построена она по всем правилам полифонии того времени — у нас есть нисходящий скорбный мотив, с которого она начинается, и который присутствует во всех частях дальше. В заключительном хоре из всех этих мотивов создана фуга. Давайте послушаем.
→ Антонио Кальдара. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 17 минут
Собор Святого Марка
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах

на лекции и практикумы

средний рейтинг лекции

вебинаров в день