Stabat mater
Франсис Пуленк, Кшиштоф Пендерецкий, Алемдар Караманов и музыка 20 века
В 20 веке классическая музыка стала сложнее для восприятия, но не перестала быть эмоциональной. Узнаем, какие смыслы и переживания вложили в духовные сочинения три очень разных композитора 20 века, и подведем итоги урока.
В этой части мы познакомимся со Stabat mater Франсиса Пуленка, яркого представителя музыки 20 века. Но сначала давайте поговорим о самой музыке 20 века, которая дала огромное разнообразие направлений для творчества. Композиторы оказались в поиске новых путей для высказывания, из-за чего не все их произведения были понятны и приятны публике.
🎼 20 век — это век прощания с мелодией. Когда мы говорим о композиторе 20 века, нам сразу кажется, что это атональная музыка, музыка в которой композитор как-то пытается обойти, преодолеть классическую гармонию. Вместе с этим, в 20-м веке музыка перестает быть музыкой, вспомним, например, 4’33” Джона Кейджа.
→ Джон Кейдж. 4’33”
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
🗣 Мы приходим к постмодернистской максиме о том, что искусство — это все, что мы называем искусством, это то, что имеет контекст, с которым можно работать. Существует такой стереотип, что музыка современных композиторов — это музыка дисгармоничная и сложная для восприятия.
👏 Встречаются люди, для которых классическая музыка не представляет интереса, но современная повергает в восторг. Наш эксперт Денис Великжанин поделился историей из своей жизни, которая рассказывает как раз о таком примере. «Моя хорошая знакомая очень любит современную музыку. Когда мы с ней были в филармонии на органном концерте, в самом конце играл Бах, его произведение заканчивалось мощным ля-мажорным аккордом. Когда стихли аплодисменты, она мне сказала, что хотелось бы, чтобы этот аккорд продолжался и никогда не закончился. Тогда я понял ее восприятие от музыки — это удовольствие от тембров и созвучий».
💫 У Пуленка мы слышим различие с музыкой романтизма — что-то исчезло, что-то осталось. Осталось стремление к красоте, осталась сама система классической гармонии и дух простоты и строгости. Когда мы говорим о простоте и строгости, нужно понимать, что они другого порядка, — это простота и ясность внутренней структуры, сознательное ограничение себя в том, какие сочетания инструментов будут использовании.
🌸 Stabat mater Пуленка — очень чистая и искренняя музыка. Она создает впечатление французского изящества, которое рождается из образа жизни, который был когда-то во Франции. Это аромат той Франции, которая осталась в кино, литературе, музыке. Эта музыка очень нетребовательна — ее можно слушать фоном, можно пустить к фильму.
🎭 Существует стереотип, что французы легкомысленные, что их музыка — это только стиль, изящество и открытая чувственность. Глубокой философии в французской музыке ждать не стоит. Но очень часто это изящество оказывается просто формой, способом разговора о высоких материях. Это можно сравнить с придворным этикетом, элементы которого имели большое значение, но наполнить этот этикет можно было чем угодно.
Франсис Пуленк — французский композитор и пианист 20 века, один из ярчайших представителей группы «Шести». Его Stabat mater стала высказыванием после большой утраты. В нее он вложил те чувства и эмоции, которые испытывает человек после потери близкого.
👶 Франсис Пуленк родился в семье крупного промышленника. Первым музыкальным учителем стала мама мальчика, которая привила ему безграничную любовь к творчеству. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Рикардо Виньеса и композитора Шарля Кеклена. Они приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству Дебюсси, Равеля, а также к новым кумирам молодых — Стравинскому и Сати.
💥 За свою жизнь Пуленк застал две мировых войны — на первой он воевал, что помешало ему поступить в консерваторию, вторую войну он провел в Париже, поддерживая свой народ тем, что продолжал писать музыку. Известность композитору принесла «Негритянская рапсодия» для баритона и инструментального ансамбля 1917 года. Давайте послушаем ее.
→ Франсис Пуленк. «Негритянская рапсодия»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут
🌙 Stabat mater можно отнести к позднему творчеству Франсиса Пуленка. В 1949 году умирает близкий друг композитора, он очень тяжело переживает утрату, у него возникает потребность почтить память друга музыкальным произведением. Так он приходит к идее написать Stabat mater. Текст этой «заступнической молитвы» — как называл ее Пуленк, показался ему очень волнующим.
🎹 Stabat mater Пуленка — это масштабное произведение для пятиголосного хора с оркестром. Создавая ее, композитор опирался на существующую традицию, в том числе на версию Джованни Баттиста Перголези. В произведении Пуленка можно услышать некоторые общие черты со Stabat mater Перголези.
💿 И все же, это произведение остается творением современного композитора. В нем можно не смотреть на содержания и не икать его. Можно просто слушать созвучия, звукопись и дивиться тому, насколько Пуленк чувствует тембры и играет с ними. Как там появляются медные духовые, которые заставлять вспомнить откровение Иоанна Богослова. Давайте послушаем.
→ Франсис Пуленк. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 31 минута
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Послушаем Stabat mater двух современных композиторов — Алемдара Караманова и Кшиштофа Пендерецкого. Судьба у них разная — один находился на гребне успеха, второй прожил достаточно трудную жизнь, предпочитая успеху собственный путь. Мы начнем наше знакомство с Пендерецкого, польского композитора, дирижера и педагога.
⚫️ Самое известное произведение Пендерецкого — это «Плач по жертвам Хиросимы», заряженное невообразимым количеством эмоций. Пендерецкий был и остается кумиром интеллигенции, которая родилась в 60-е годы 20 века. Для них его значение часто неоспоримо, они им восхищаются. Со стороны тех, кто больше погружен в процессы современной академической музыки, Пендерецкий воспринимается, как стандартный авангардный композитор по отношению к композиторам, которые писали тогда легкую музыку для широкого круга, но не по отношению к авангарду.
🌊 В отношении эмоциональной глубины творчество разных композиторов совершенно различно. Нельзя провести четкую грань между старой и новой музыкой. К примеру, Гайдн, который стремился к классической стройности, и Шонберг, который тоже стремился к ее выявлению. Это совершенно разная музыка, но она по каким-то параметрам все равно пересекается — в стремлении к ясности формы и структуры, в создании четких и недвусмысленных принципов, на которых строиться композиция. Поэтому грани быть и не может, она размывается в небольших пересечениях.
💭 Пендерецкий относится к разряду логиков, которые просчитывали, продумывали каждый эффект, чтобы добиться желаемого. В его произведениях все, как правило, лежит на поверхности — художественный жест не имеет второго, третьего, пятого значения, все очень эксплицитно. Задумываться тут не нужно, это не фуги Баха, каждый раз пересушивая которые, открываешь что-то новое.
🚰 Здесь все как с явлением производственной культуры развитого индустриального общества. Вот ты покупаешь чайник, кипятишь в нем воду — он для этого создан и хорошо справляется, может еще быть частью интерьера, если дизайн подходящий, больше никакой функции он не выполняет. И даже, например, житель необитаемого острова, который никогда не видел чайник и не знает, что такое электричество, познакомившись с ним, поняв его функции, без проблем сможет тоже использовать чайник.
🎹 С музыкой Пендерецкого то же самое. Мы ее слушаем, рассматриваем, усваиваем ее, понимаем, как она устроена, и все, там больше ничего нет. Это продуманный, просчитанный, сделанный не без таланта художественный жест, который является авангардным только в некоторой относительности. Она часто имеет тяжелый эмоциональный фон и хороша именно для того, чтобы с его помощью выплывать из трудных жизненных ситуаций или как сопровождение к фильму или спектаклю.
🌻 У Пендерецкого был интерес к авангарду, который заметен в его ранних произведениях. Stabat mater для хора а капеллы тоже относится к этому периоду его творчества. В ней мы слышим, как он использует необычные техники извлечения звука. Композитор обращает большое внимание на звуковые сценарические эффекты, вместе с тем структура произведения очень ясная — видна связь с большой католической традицией. Ясность здесь появляется, только когда несколько раз прослушаешь Stabat mater и преодолеешь непривычность гармонии, которая тоже является отсылкой к прежним временам. И на этом путешествие музыки закончится. Давайте послушаем.
→ Кшиштоф Пендерецкий. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
Заканчиваем тему разговором о Stabat mater Караманова. Алемдар Караманов — советский композитор, который писал очень живую, наполненную чувством музыку.
💭 Если мы попытаемся вспомнить современного композитора, который пишет духовную музыку, то вряд ли первым будет Алемдар Караманов. Скорее всего, это будет Арво Пярт. Если уточнить, что это русский композитор, то на ум придет имя Илариона Алфеева, который получил широкую известность вместе с выходом фильма «Дирижер» Павла Лунгина. В нем современная духовная музыка была нужна для создания контекста и дополнения смысла. Режиссер выбирал произведения не по музыкальному достоинству, а по контекстуальному. Но для тех, кто не попадает под очарование самой ситуации священника-композитора и смотрит непосредственно в музыку, становится понятно, что с музыкальной точки зрения там нет ничего интересного, свежего или нового.
🎹 Караманов с детства проявлял интерес к музыке, в юности учился в консерватории. Во время учебы он написал несколько симфоний, после которых ему пророчили большое музыкальное будущее. Его исследовательский интерес сначала завел его в модернистские техники. А в начале 1960-х Караманов обратился к религии и принял крещение. Он отнесся к этому чрезвычайно серьезно, перестал писать светскую музыку, почти не создавал камерных или фортепианных произведений, а писал только большие и на религиозные темы.
🙌 Ему были готовы простить модернизм. Но такую пылкую религиозность в Советском Союзе прощали только Марии Юдиной, хотя она не писала музыки, она ее исполняла. Караманов прекрасно понимал, что его произведения не будут исполнены еще долгое время. Он вернулся в Симферополь, где вел очень скромную жизнь и не прекращал работать до самой смерти. Не смотря на широкую известность в 90-е годы 20 века, композитор умер в бедности.
👏 Признание на раннем этапе у него было, когда он написал музыку к фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Его ценил Шостакович, в последствии о нем очень хорошо отзывался Шнитке. Но тот путь, который Караманов для себя избрал в тех обстоятельствах, сделал донесение сочинений до широкой публики действительно невозможным.
🎵 Симфония №7 написана во время обучения в консерватории и дает представление о том, каким был ранний стиль Караманова. Некоторые элементы его старого стиля можно услышать и в Stabat mater. Обратите внимание на быстрые переливающиеся флейтовые пассажи. Скорее всего он их использовал из-за специфической чувствительности к высоким частотам. Давайте послушаем.
→ Алемдар Караманов. Симфония №7
Видеопример на Ютубе
⏱Время прослушивания: 22 минуты
💫 Stabat mater Караманова была написана в 1968 году — через 6 лет после Stabat mater Пендерецкого и была неизвестна широкой публике до 1990-х годов. Она звучит очень универсально, все в ней наполнено огнем живой души. Если у Пендерецкого музыка сконструирована, выражает чувства и эмоции, но подлинной глубины в ней нет, то у Караманова в каждом такте открываются бездны чувства. Удивительное произведение с печальной судьбой, которое, к счастью, становится все больше и больше популярно среди широкой публики. Давайте послушаем.
→ Алемдар Караманов. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 41 минута
В этой части мы говорили о музыке 20 века и ее специфике. Кому-то современная музыка ближе, чем классическая, кому-то наоборот.
Как вы относитесь к музыке композиторов 20 века? Может быть у вас есть любимые произведения?
В этом уроке мы говорили о Stabat mater в версиях разных композиторов. Stabat mater — это средневековая католическая секвенция. Когда она появилась и кто ее автор, точно не известно. Композиторы обращались к Stabat mater каждый по своим причинам, но в основном, потому что духовная музыка была важной частью жизни общества и давала возможность углубиться в религиозные смыслы.
Познакомились и послушали 👇
🎻 Stabat mater Антонио Кальдары. Произведение состоит из 15 частей для четырех солистов и хора. В ней использована ватиканская — оригинальная редакция текста. Построена по всем правилам полифонии того времени. В заключительном хоре из всех этих мотивов создана фуга.
🎻Stabat mater Жоскена де Пре. Техника де Пре — одно из высших выражений строгого стиля в полифонии. Его Stabat mater — это мотет для пяти голосов. В его произведении музыка — главная, логика ее построения абсолютно доминирует над текстом секвенции.
🎻 Stabat mater Антонио Вивальди. Одно из выдающихся произведений композитора. Его версия написана для низкого голоса. Текст Вивальди использовал оригинальный, но сократил его вдвое.
🎻 Stabat mater Алеcсандро Скарлатти. Она производит впечатление естественности, подразумевает большие паузы между номерами, а оба голоса солистов ведутся с замысловатым изяществом. Это не пылкое переживание страстной истории, а в большей степени обозначение этого переживания.
🎻 Stabat mater Джованни Баттиста Перголези. В нее молодой композитор вкладывает то, что он чувствовал в последние дни жизни. Любовные страдания, осознание близости собственной смерти и размышления о Деве Марии и возлюбленной отразились в его музыке.
🎻 Stabat mater Перголези в обработке Баха. Бах основательно ее не переиначивал, а полифонически обработал. Текст в ней немецкий, но мелодии те же самые, а весь аккомпанемент обработан в соответствии со сложным контрапунктическим стилем баховской музыки.
🎻 Stabat mater Франца Шуберта. Эту версию можно назвать немецкой Stabat mater. Он использует вольный перевод латинского текста авторства Фридриха Готлиб Клопштока. Она была посвящена брату композитора — Фердинанду Шуберту. У музыки Шуберта есть неповторимое своеобразие, специфика его чувственности и особая атмосфера.
🎻 Stabat mater Джоаккино Россини. Stabat mater Россини отличалась своей схожестью с оперой, ее нельзя было уже назвать исключительно духовной музыкой, скорее, это была светская музыка на церковную тему. В ней как бы размывает грань между героями библейской истории и страстями оперных персонажей.
🎻 Stabat mater Джузеппе Верди. Она была последним из его произведений. Stabat mater Верди — это небольшое произведение и само его устройство — переплетение голосов, строки кварты в начале, совмещает в себе строгость духовной музыки, очертание которой мы тут слышим, и идеи сквозного действия.
🎻 Stabat mater Франсиса Пуленка. Это очень чистая и искренняя музыка. Она создает впечатление французского изящества, которое рождается из образа жизни, который был когда-то во Франции. Эта музыка очень нетребовательна — ее можно слушать фоном, можно пустить к фильму.
🎻 Stabat mater Кшиштофа Пендерецкого. Его Stabat mater для хора а капеллы относится к раннему периоду творчества. Композитор обращает большое внимание на звуковые сценарические эффекты, вместе с тем структура произведения очень ясная — видна связь с большой католической традицией.
🎻 Stabat mater Алемдара Караманова. Все в ней наполнено огнем живой души. В произведении Караманова в каждом такте открываются бездны чувства. Удивительное произведение с печальной судьбой.
👉 Предлагаем пройти небольшой тест по теме.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день