Stabat mater
Джоаккино Россини и Джузеппе Верди
Stabat mater Россини звучит как светская музыка на церковную тему, а Верди при всей своей серьезности использует в духовном сочинении свои оперный приемы. Посмотрим на судьбу двух мастеров и послушаем их произведения.
В этой части мы поговорим о двух Stabat mater — Джоаккино Россини и Джузеппе Верди. Эти произведения роднит то, что они созданы оперными композиторами и написаны в поздний период жизни авторов. Stabat mater Верди была последним из его произведений, у Россини почти последним, и начнем мы с нее.
🌟 В 1829 году 37-летний Россини находится на гребне успеха, он автор более 30 опер, знаменит и богат. Каждое его сочинение ждут с охотой, он вызывает большой интерес у публики. В это время он создает оперу «Вильгельм Телль», которая успех имеет сравнительно небольшой. У народа она очень популярна, но большая часть знатной публики не рада тем новшествам, которые он ввел, ту свободу, с которой он ткал музыкальное полотно этой оперы.
⏸ После «Вильгельма Телля» Россини принимает решение не писать больше опер никогда и отойти от активной композиторской деятельности. О точных причинах его решения мы не знаем, возможно, он устал, возможно, увидел, как меняется опера, и вступает в свои права романтизм, который был ему чужд. Это сейчас мы причисляем Россини к раннему романтизму, а сам композитор считал себя классиком.
🎼 Россини прожил 76 лет и за вторую половину жизни он создал только два крупных вокально-симфонических произведения — Маленькую торжественную мессу, которая была последним его произведением, и Stabat mater. Кроме этого он писал разные инструментальные концерты. У Россини просто не было насущной необходимости сочинять много, так как он был весьма состоятельным человеком.
🎹 История со Stabat mater начинается через два года, поле того как Россини умолк — в 1831 году. Композитор едет в Испанию, где вращается в высшем обществе, он представлен испанскому королю и архиепископу Мадрида Мануэлю Вареле. От него Россини приходит заказ на Stabat mater, но с условием, что произведение не должно быть издано, а должно и будет исполняться только по заказу самого архиепископа.
⌛️ Россини возвращается в Париж и очень долго тянет с сочинением. От его продуктивности первой половины жизни не осталось и следа. У него были некоторые проблемы со здоровьем, не очень серьезные, по большей части ему просто было лень. Россини обращается к своему другу Джованни Тадолини, чтобы тот помог закончить Stabat mater. Усилиями двух композиторов произведение удается закончить за год. Оно исполняется в Мадриде и ложится на полку.
📜 Через 5 лет архиепископ умирает, и его душеприказчики продают эту рукопись французскому издателю. Россини этим очень недоволен, он считает, что после смерти заказчика права на Stabat mater принадлежат ему. Композитор начинает судиться, но по законам того времени издатель имеет все права на Stabat mater Россини. Он устраивает исполнение в 1841 году, правда, на нем звучат только несколько частей произведения, а оригинальное сочинение композитор продал другому издателю. Эта шумиха сопровождает Stabat mater вплоть до первого полноценного исполнения.
Stabat mater Россини отличалась своей схожестью с оперой, ее нельзя было уже назвать исключительно духовной музыкой, скорее, это была светская музыка на церковную тему.
💭 Когда Россини узнал, что рукопись продали, он решает доработать Stabat mater. Он ее писал во время болезни и упаднического периода, и, если ее будут слушать не только прихожане, она должна быть достойного качества. В этот момент появляется Рихард Вагнер, который занимался музыкальной критикой, он публикует статью под псевдонимом, где ругает Россини. Он стыдит его за историю с авторскими правами на Stabat mater, потому что Вагнер знает композиторов, которые за несколько франков могут написать музыку лучше, чем это произведение зазнавшегося мэтра. Вагнер завидует Россини, его романтическое сознание вступает в конфликт с тем, что пропагандирует в творчестве Россини.
👏 В 1842 году в Париже проходит большая премьера Stabat mater. Произведение принято с восторгом, некоторые номера даже повторяют, что абсолютно противоречит богослужебной сути, но это светская жизнь Парижа и светская музыка на духовную тему. Потом она звучит по всей Европе, получает колоссальные сборы, которые идут на очень благородное дело — строительство приюта для старых или нуждающихся музыкантов.
🗣 Stabat mater написана в большом оперном стиле Россини. Если мы забудем на секундочку, что это латинский текст богослужебной музыки, то ничего от музыки духовной мы тут не заметим. Оркестр выступает так же, как и в его операх, голоса поставлены похоже. Композитор использует и оперную терминологию, такую как ария, ария с хором, речитатив с хором. Его оперное мышление распространяется на все. Получается такая духовная опера, где есть очень много красивой и страстной музыки.
🌬 В Stabat mater Россини как бы размывает грань между героями библейской истории и страстями оперных персонажей. Отображение первой считается высоким жанром, потому что речь идет о духовных вселенских материях, второй — более низким, хотя часто и апеллирует к возвышенному. Такое совершенно явное стирание границ между светским и духовным для 19 века вполне характерно. Давайте послушаем.
→ Джоаккино Россини. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 час 4 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Джузеппе Верди — классик итальянской музыкальной культуры, один из самых значительных композиторов 19 века. Его оперы «Травиата», «Аида», «Отелло», пусть и частично, но знакомы каждому — они звучат со сцен театров уже более ста лет.
🎵 Stabat mater Верди была последним из его произведений. Оно находится в русле позднего стиля композитора. К религиозным делам он относился гораздо серьезнее, чем Россини, и поэтому обладал другим темпераментом. В нем не было ничего от россиниевского бонвианства, Верди был намного серьезнее. Страсти в нем кипели более жгучие и сильные, сила их, как показывает музыка, не угасла и к концу его долгой жизни.
🎻 Верди прожил на 11 лет дольше Россини, сочинял до последнего дня, хотя и с большими перерывами. В позднем оперном творчестве — в «Отелло» и «Фальстафе», он использовал идею сквозного действия. Кто-то говорит, что этим Верди подтвердил правоту Вагнера, но скорее таков был дух времени и использование лейтмотивов мы можем заметить еще в его опере «Аида» 1870 года.
💫 Stabat mater Верди — это небольшое произведение и само его устройство — переплетение голосов, строки кварты в начале, совмещает в себе строгость духовной музыки, очертание которой мы тут слышим, и идеи сквозного действия. Начало Stabat mater очень напоминает его «Ignemisco» — реквием, который Верди закончил двадцатью годами ранее, что получается очень символично. Давайте послушаем.
→ Джузеппе Верди. Stabat mater
Видеопример на ютубе
⏱ Время прослушивания: 12 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день