Stabat mater
Алессандро Скарлатти и Джованни Баттиста Перголези
Скарлатти и Перголези создали свои Stabat mater в 18 веке и оба — в конце жизни. Познакомимся с двумя композиторами, чьи судьбы так же разнятся, как и их сочинения.
В этой части мы послушаем две Stabat mater — одну Алеcсандро Скарлатти, вторую Джованни Баттиста Перголези. Узнаем, что роднит эти два произведения, а что в них разного.
⏳ Оба произведения были написаны примерно в одно время — разница между ними в 11 лет, что с точки зрения течения времени той эпохи не слишком существенно. Оба композитора связаны с Неаполем, хотя родились в других местах. Скарлатти родился в 1660 году в Палермо на Сицилии, а Перголези родился в 1710 году в городке Ези, провинции Анкона.
🏛 Неаполь тогда был весьма могущественным городом, где кипела музыкальная жизнь. Италия в то время была не настолько централизована, как сегодня. В ней были разные регионы и государства, которые отличались друг от друга достаточно сильно. И во всем этом разнообразии существовали центры музыкальной жизни. Одним из крупнейших был Неаполь. Существует даже такое понятие «неаполитанская оперная школа».
👑 Алеcсандро Скарлатти на момент написания Stabat mater был очень успешным, знаменитым и богатым. В 1724 году он получил заказ от ордена францисканцев из церкви Сан-Луиджи в Неаполе, для которых и написал свое произведение за год до смерти.
🌿 Stabat mater Скарлатти производит впечатление естественности. Она подразумевает большие паузы между номерами, а оба голоса солистов ведутся с замысловатым изяществом. Это не пылкое переживание страстной истории, а в большей степени обозначение этого переживания. Как раз поэтому в 1736 году на службах стали использовать Stabat mater Перголези, потому что сочинение Скарлатти было написано в стиле, который тогда уже вышел из моды, а для монахов это было важно. Монахи часто были великолепно образованы и сведущи в искусствах, а монашеские ордена были одним из мест, где готовилось европейское Просвещение.
💎 Stabat mater Скарлатти оказалась несколько устаревшей для того времени произведением, а для нас все равно очень прекрасный и ценный документ эпохи. Возможно, Скарлатти подвела хорошо набитая рука и привычка сочинять определенным образом. Когда он писал Stabat mater, ему было 64 года — в этом возрасте люди искусства редко меняют свой язык выражения. Хотя есть исключения — вспомним Стравинского, который прожил очень долгую жизнь и менялся, был многолик.
🎼 Алеcсандро Скарлатти был мастером орнаментального барокко. Его музыка полна изящества и внутреннего огня, который все-таки остается декоративным. Вадим Гаевский, известный балетный критик, дал определение искусству маньеризма. Маньеризм — это то, когда большая форма служит для выражения в малых задачах. Не то чтобы у Скарлатти были малые задачи, но действительно, в конце 17 века его музыка звучала бы великолепно, но в середине 20-х годов 18 века она уже вышла из моды. Послушаем его Stabat mater Скарлатти.
→ Алессандро Скарлатти. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 43 минуты
1 — город Ези
2 — город Палермо
3 — город Неаполь
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Джованни Баттиста Перголези был успешным композитором своего времени, однако судьба его сложилась трагичнее, чем у Скарлатти — он не успел раскрыть свой талант в полной мере. Давайте узнаем его историю.
💫 Перголези прожил всего 26 лет, Stabat mater была его последним произведением, а обстоятельства, в которых она создавалась, стали полулегендарными. Тогда не было принято документировать происходящее подробно, поэтому у нас есть романтизированные легенды. Может быть это правда, а может и выдумка, в любом случае, история красивая. Рассказываем все по порядку.
👶 Перголези родился в Ези, Анконе, в 15 лет переехал в Неаполь, взял себе псевдоним от названия городка Пергола, где жили его предки. Если человек аристократического происхождения хотел посвятить себя искусству, то он творил под псевдонимом, чтобы не позорить честь семьи. Еще Аристотель говорил, что заниматься искусством музыки нужно только вместе с другим дисциплинам, и не уделять ему много времени. Профессиональное занятие музыкой считались ремеслом и чем-то недостойным благородно мужа вплоть до 19 века. Перголези не был из знатной семьи, но все же берет псевдоним, а по какой причине, точно неизвестно.
💔 В Неаполе юный композитор влюбился в дочку знатных родителей, но они не позволили им быть вместе. Тогда молодой талантливый Перголези начинает писать произведения и на гребне успеха создает несколько успешных опер-буффа. Он первым привез оперу-буффа в Париж и произвел там фурор. Позднее исследователи его творчества говорили, что проживи он чуть дольше, был бы гением моцартовского уровня с поправкой на разницу в эстетике.
👏 Перголези — гений, которым восхищаются, у него складывается прекрасная карьера, но это не помогает стать счастливым в любви. Родители девушки стоят на своем. Она заболевает чахоткой на фоне нервных переживаний, уезжает в монастырь и там умирает. Немного позднее Перголези тоже заболевает чахоткой и тоже уезжает к капуцинам в монастырь. Он умирает там, проведя последние дни в келье, где висела картина с изображением Девы Марии, которая напоминала ему возлюбленную. Чахотка — это туберкулез, одну из стадий которого, как ни странно, иногда связывают с повышением творческого потенциала. Возможно поэтому Перголези пишет свою Stabat mater перед смертью.
Stabat mater Джованни Баттиста Перголези — это прекрасная музыка, которой мы восхищаемся, однако мнение его современников было немного другое.
💔 В Stabat mater Перголези вкладывает то, что он чувствовал в последние дни жизни. Любовные страдания, осознание близости собственной смерти и размышления о Деве Марии и возлюбленной отразились в его музыке. Это все настолько сплавилось и смешалось, что нам уже сложно отличить, где Дева Мария, где его возлюбленная, где сам Перголези. Это все очень сложно и глубоко.
🗣 На самом деле неважно, была история написания правдой или нет, она создает контекст этой музыки. Его можно использовать как трамплин в понимании произведения. Главное, что то, что до нас дошло, очень совпадает по духу со Stabat mater, которую написал Перголези.
❓ Многие современники считали Stabat mater Перголези чем-то странным и совершенно не подходящим для серьезного жанра церковной музыки. Подходы к церковной музыке всегда были строже, чем к музыке светской. Конечно, они существовали в теснейшем взаимодействии, их писали одни и те же люди, но церковная традиция бола более консервативной и принимала меньше нового.
💥 Перголези упрекали в том же, в чем упрекали Моцарта, когда он создал мессу до минор, что музыка слишком похожа на оперу. Первая строфа Stabat mater действительно напоминает momento, которое встречается в опере. Вторая строфа — это как бы неаполитанская канцона, т. е. общий термин для традиционной формы музыки, исполняемой на неаполитанском языке.
💎 Следы оперы того времени присутствуют в Stabat mater богатой россыпью. Перголези был оперным композитором, часто писал оперы и имел в этом большой успех. Это был тот язык, которым он владел в совершенстве. И в применении к духовной музыке дал ей движение вперед. Эти две истории о привычке к языку, и о том, как по-разному она может выражаться в разных обстоятельствах. Давайте послушаем Stabat mater Перголези.
→ Джованни Баттиста Перголези. Stabat mater
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 40 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день