Как читать стихи
Чтение и анализ стихов
Поэтический текст можно воспринимать и через сюжет, но ключ к пониманию глубинных смыслов — эмоции. Научимся улавливать их на конкретных примерах.
Читать текст и понимать его — не всегда одно и то же. В чтении и понимании стихотворных текстов большое значение имеют не только внешние факторы, как размер, ритм или рифма, но и смыслы, заключенные автором в текст. Попробуем научиться находить и понимать такие смыслы.
💫 Ключ к пониманию лирики — это эмоция. Мы понимаем, что в лирическом тексте тоже есть сюжет, но он строится в противовес эпическому — не как цепь событий, а как цепь переживаний, эмоций и ощущений, которые постепенно перетекают одно в другое. Лирический сюжет выстраивается из того, как изменяется переживание, с чего начинает поэт и к чему приходит в финале, какие образы у него возникают.
💭 Образ переживаний — один из самых важных ключей к анализу лирического текста. То есть, надо смотреть, как это переживание развивается, как оно отображается в образах. У Александра Блока есть много любопытных размышлений о стихах. В одной статье он, как поэт и практик, говорил, что стихотворный текст растянут как полотно на образах и остриях, что в любом тексте есть ключевые образы, которые держат его целиком.
🏃🏼♀️ Если читать поэзию так, как говорил Блок, получится пройти интересный путь прочтения лирического текста. Сначала нужно найти эти ключевые образы, а дальше смотреть, как они существуют, что их окружает, в каком они существуют порядке, почему они существуют в этом порядке. Любой человек, который просто прочитал текст, может этот образ так или иначе обнаружить.
📖 Бродский говорил, что поэзия — это квинтэссенция языка. Если человек умеет читать стихи, то не нужно ничего остального, потому что он в концентрированном виде получает все, что он может получить от большого романа и от динамичной пьесы. Действительно хорошая поэзия — это малый объем текста, насыщенный большим объемом смыслов. И если уметь эти смыслы выуживать, можно получить очень интересные результаты.
Речь пойдет об «имманентном» анализе — то есть не выходящем за пределы того, о чем прямо сказано в тексте. Мы не будем привлекать для понимания стихотворения ни биографические сведения об авторе, ни исторические об обстановке написания, ни сравнительные, сопоставляя с другими текстами.
📶 Когда мы читаем стихотворный текст, то идем по лестнице, состоящей из трех ступеней:
1️⃣ уровень идей и эмоций — воспринимаем воображением;
2️⃣ стилистический (слова отдельные и слова в предложениях) — воспринимаем чувством языка;
3️⃣ звуковой (размер, рифма строфа и созвучия) — воспринимаем слухом.
❔ Как читать?
👀 Вариант 1 — внимательно читать и искать, что бросается в глаза и почему.
🗣 Вариант 2 — читать стихотворение, останавливаясь после каждой строки, строфы или фразы, и стараться понять, что нового внесла эта фраза в мое понимание текста и как перестроила старое.
✍️ Вариант 3 — вычитывать и выписывать из стихотворения сначала все существительные, группируя их тематически, потом все прилагательные, потом все глаголы. И из этих слов перед нами будет складываться художественный мир произведения: из существительных — его предметный и понятийный состав; из прилагательных — его чувственная и эмоциональная окраска; из глаголов — действия и состояния.
❔ Что такое образ, мотив и сюжет?
🔹 Образ — это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, то есть потенциально каждое существительное;
🔹 Мотив — это всякое действие, то есть потенциально каждый глагол;
🔹 Сюжет — это последовательность взаимосвязанных мотивов.
📖 Пример: «конь» — это образ; «конь сломал ногу» — это мотив; а «конь сломал ногу — Христос исцелил коня» — это сюжет.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Мы проведем анализ стихотворения Иосифа Бродского. Давайте прочитаем текст.
Я не то что схожу с ума, но устал за лето...
Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла всё это —
города, человеков, но для начала зелень.
Стану спать не раздевшись или читать с любого
места чужую книгу, покамест остатки года,
как собака, сбежавшая от слепого,
переходят в положенном месте асфальт.
Свобода —
это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.
✍️ Попробуем пойти по третьему сценарию. Сначала поговорим об образах. Выпишем все существительные:
Ум
Лето
Рубашка
Комод
День
Зима
Города
Человеки
Зелень
Книга
Год
Собака
Слепой
Асфальт
Свобода
Отчество
Тиран
Слюна
Халва во рту
Шираз
Мозг
Рог барана
Глаз
🙏 Можно ли как-то объединить слова логически?
🔸 1 группа: слюна, мозг, глаз — физиология.
🔹 2 группа: лето, зима, год, день — времена года, время.
🔸 3 группа: ум, свобода, человеки, города, тиран — абстрактные понятия (возможно, даже «философские термины»).
🔹 4 группа: рубашка, комод, книга, асфальт — бытовая обстановка.
🔸 5 группа: рог барана, халва во рту, Шираз — замаскированные устойчивые выражения, переносный смысл.
🔹 6 группа: собака, слепой — ассоциативная связь.
❔ Какой вывод можно сделать?
Лирический герой Бродского балансирует на грани быта, физиологии и широких обобщений на уровне социологии, философии, политики. Он подчеркивает физиологичность своего существования — он сходит с ума, но перекручен у него мозг. Лирический герой привык говорить обиняками — шифровать хорошо известные выражения: скрутить в бараний рог, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Возможно, привычка скрывать себя продиктована страхом перед карающей властью. В стихотворении течет время, но сам лирический герой хочет его замедлить.
💫 Мотивы
Схожу с ума
Устал за лето
За рубашкой полезешь, день потерян
Зима пришла, забрала
Спать не раздевшись, читать с любого места чужую книгу
Собака, сбежавшая от слепого, переходит в положенном месте асфальт
Забываешь
Мозг перекручен
Ничего не каплет
❔ Какой вывод можно сделать?
Часть глаголов говорит о длящемся действии: схожу, полезешь, забываешь, не каплет, переходит в положенном месте асфальт — это действия замедлены, возникает эффект стоп-кадра. Часть глаголов говорит о действиях, свершившихся и завершенных: устал, пришла, забрала. Герой находится в состоянии, когда он чего-то лишен, осознает потерю, длит бессмысленные бытовые действия и постоянно размышляет: схожу с ума, мозг перекручен. Размышление — основное действие, основная ситуация в стихотворении.
📚 Сюжет
В стихотворении возникает образ собаки-поводыря, «положенного места», слепца, жестокой тираничной власти. Лирический герой не хочет жить, как положено, подчиняясь какой бы то ни было тирании, но оказывается в тюрьме собственных мыслей заложником бессмысленный бытовых ритуалов. Его действия бессмысленны, а размышления мучительны. Свободы у него так и нет в любой точке земного шара.
🎹 Музыка
В основе анапест трехсложный и двухсложный со спондеем — лишним ударением в конце строки. Такой ритм придает стихам намеренно прозаическое звучание, что подчеркивает ощущение бытовой рутины.
👉 Предлагаем выполнить подобный анализ самостоятельно.
✍️ Проанализируйте стихотворение Пастернака «Я видел, чем Тифлис...» по приведенной выше схеме:
Я видел, чем Тифлис
Удержан по откосам,
Я видел даль и близь
Кругом под абрикосом.
Он был во весь отвес,
Как книга с фронтисписом,
На языке чудес
Кистями слив исписан.
По склонам цвел анис,
И, высясь пирамидой,
Смотрели сверху вниз
Сады горы Давида.
Я видел блеск светца
Меж кадок с олеандром,
И видел ночь: чтеца
За старым фолиантом.
Наводящие вопросы:
🔹 Обратитесь к презентации, чтобы разобраться с непонятными словами.
🔹 Попробуйте сгруппировать слова с точки зрения образов и мотивов.
🔹 Подумайте, почему как отдельная группа у Пастернака выделены фруктовые деревья и эфирные растения? Как связаны кустарники с темой рая?
🔹 Если образы всех эфирных растений в древности связывались с темой ритуальных благовоний, подношений богам, какой смысл вкладывается в этот образ в стихотворении?
🔹 Какие образы в стихотворении поддерживают тему вертикали? Продолжите список: абрикос, склон…
📖 На слайдах показана схема Мирового дерева — универсальной модели мира в многих мифологиях. Дерево соединяет три мира: верхний, средний и нижний, небо, землю и подземный мир.
🔹 Что является Мировым деревом в стихотворении Пастернака? Зачем тут оно?
🔹 Почему Пастернаку важно связать вместе небо и землю?
🔹 Если мир — книга, то кто ее автор?
🔹 Почему в стихотворении появляются образы, связанные с ремеслом писателя?
🔹 Какая тема становится в этом стихотворении основной, на ваш взгляд, и почему?
Что нового вы открыли? Что получилось, а что нет?
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день