angle-down facebook instagram vkontakte warning

Как читать стихи

Интерпретация стихов

Читая стихи, мы их автоматически стараемся интерпретировать. Выясним, что влияет на наше восприятие лирического текста и почему оно может отличаться от вложенных авторов смыслов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

Поговорим об интерпретации поэзии. Взгляд читателя на стихотворение кардинально отличается от взгляда поэта. Иногда, чтобы понять смыслы, которые закладывал автор в свое произведение, нужно отвлечься от музыкальности стихотворного текста и вникать в суть, иногда нужно узнать контекст, в котором было написано стихотворение.

🗣 Когда мы читаем стихи, важно помнить, что это лишь наша интерпретация. Существует два способа прочтения лирического текста: первый — способ, который используют поэты, второй — способ, который используют актеры и простые читатели. Два этих способа никак не сходятся между собой.

📖 Когда поэт читает свои стихи, он обращает внимание на техническую сторону вопроса. Ему нужно показать тот ритм, тот размер, которые он использует, насладиться рифмой. Он смакует технические подробности, потому что они для него представляются при чтении более значимыми. Поэтому поэтов слушать бывает сложно, лучше читать глазами.

📚 Чтение актеров или простых людей сильно отличается от прочтения авторов. Когда читает актер, он пытается выстроить историю, рассказать ее, сделать дополнительный акцент на смысле. Слушать актеров обычно интереснее, можно наблюдать, какие они пытаются расставлять акценты в этой истории, и сравнивать со своей интерпретацией.

👇 Давайте послушаем и сравним, как поэты сами читали свои стихи, и как их читают актеры

🔵 Иосиф Бродский «Не выходи из комнаты»
Читает автор
Читает актер

🟠 Евгений Евтушенко «Идут белые снеги...»
Читает автор
Читает актер

🔴 Анна Ахматова «Маяковский в 1913 году»
Читает автор
Читает актер

⚪️ Белла Ахмадулина «Сад»
Читает автор
Читает актер

🟢 Сергей Есенин поэма «Пугачев» монолог Хлопуши
Читает автор
Читает актер

Мы послушали, как читают свои стихи поэты и как их читают актеры. Чье исполнение понравилось вам больше? Какое из них вам ближе?

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Когда автор пишет стихи, он закладывает в текст определенные смыслы и символы. Давайте обсудим, откуда появился символизм и как он работает в поэзии.

🏺 Понятие «символ» пришло к нам из древности. Когда заключались какие-то договоры и особенно тайные соглашения, все участники разбивали сосуд, каждый брал себе по кусочку, и этот осколок назывался символом. Символ — это часть, которая помнит о целом. Так делали, потому что в случае возникновения споров можно было соединить участников этого соглашения. Кусочки подходили друг к другу, что подтверждало участие людей в этом тайном сообществе.

❔ Если спросить символиста «Что возникло раньше — идея вещи или вещь?», он ответит, что идея возникла раньше. С точки зрения символизма, все в мире было в форме идей, записанных как идеальная программа, но воплотившихся неидеально. Когда символист пишет «розы-морозы», он всегда вспомнит о той идеальной программе и стремится к ней, потому что земная действительность его не устраивает. Блок, например, знал, как достигнуть идеального, используя даже простые рифмы. Давайте прочитаем его стихотворение «Старинные розы».

Старинные розы
Несу, одинок,
В снега и в морозы,
И путь мой далек.
И той же тропою,
С мечом на плече,
Идет он за мною
В туманном плаще.
Идет он и знает,
Что снег уже смят,
Что там догорает
Последний закат,
Что нет мне исхода
Всю ночь напролет,
Что больше свобода
За мной не пойдет.
И где, запоздалый,
Сыщу я ночлег?
Лишь розы на талый
Падают снег.
Лишь слезы на алый
Падают снег.
Тоскуя смертельно,
Помочь не могу.
Он розы бесцельно
Затопчет в снегу.

📖 Александр Блок — это единственный человек, которому удавалось рифмовать розы-морозы и при этом оставаться гениальным. Когда смотришь на блоковские рифмы вне контекста, они кажутся банальностью, но в стихотворении они звучат гениально, потому что сам Блок изобрел себе символизм и выстроил его так, что эти розы-морозы наполнились дополнительными смыслами.

Бывают случаи, когда музыка стиха абсолютно убивает восприятие смысла. Мы начинаем обращать больше внимание на внешний и внутренний рифмы лирического текста, но не на его настроение и посыл.

Давайте разберем такой случай на примере стихотворения Лермонтова «Тучи» 👇

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

🗣 Стихотворении Лермонтов «Тучи» часто читают с неправильной интонацией. В школе ученики читают его так радостно и вдохновленно, что у слушателей течет слеза умиления. На самом деле Лермонтов писал этот текст на одном дыхании, находясь в петербуржском литературном салоне. Он был раздосадован тем, что ему, как офицеру, надо ехать в ссылку на Кавказ, он злился и негодовал.

🌩 С эмоциональной стороны этот текст просто переполнен раздражением, которое с общепринятой певучей интонацией читать нельзя. В стихотворении слышна конкретная претензия: «Вы странники, а я изгнанник, нет у вас родины — нет вам изгнания, а у меня Родина есть и меня изгоняют, мчитесь вы будто изгнанники, а на самом деле изгнанник я и у меня нет возможности справиться с этой ситуацией».

🎹 Если всегда идти на поводу у стихотворного размера, есть риск потерять эмоциональный посыл и смыслы. С одной стороны — это минус, с другой — плюс, потому что стихи имеют определенный психотерапевтический эффект, и от древнего ритуала, который лежал в основе возникновения стиха, никуда нам не уйти. Ритм воздействует на нас глубинно, поэтому и стихи на нас действует так же. Сначала нас убаюкивает музыка, потом мы начинаем «включать» голову и думать о том, что хотел сказать автор.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;