Как читать стихи
Итоги темы
Чтобы научиться понимать стихи, нужно их много читать. Подведем итоги урока и составим список для приятного чтения.
В этом уроке мы говорили о том, из чего состоит стихотворение и как читать его так, чтобы понять замысел автора полностью.
🙌 Разделили понятия лирики и эпоса
Эпос — это способ говорить о мире через детальное описание вещей, явлений, психологии, взаимосвязей. Лирика — это способ рассказать о переживаниях. Цель эпического текста — изображение человеческой личности во взаимодействии с другими людьми и событиями. Герой в нем показан в контексте действительности в ее материальной данности. Для эпоса важна среда, бытовая сторона, в которой существуют герои, а мир вокруг продуман до мельчайших подробностей.
📖 Определили, что стихотворения — это всегда лирика
Даже если там есть попытка рассказать историю. Бывают вещи на границе лирики и эпоса, бывают стихи, где четко прослеживается сюжет, они могут чем-то напоминать мини-рассказ или маленькую новеллу, но это, в любом случае, стихи, потому что эмоция там важнее, чем история.
🥁 Узнали, без чего не бывает стихотворения
Если говорить о том, без чего не существуют стихотворения, то ответом будет — без ритма. Ритм — это не просто повторяемость ради повторяемости, а повторяемость ради смысла. Любой повтор — это смысловой акцент, несколько повторов — еще более важный акцент. Чем больше повторений накручивается в стихотворном тексте, тем важнее этот момент для понимания.
🗣 Дали определение внутреннему и внешнему ритмам стихотворения
Внешний ритм стихотворения обеспечивается его структурой: строфами и строками.
Внутренний уровень организации текста существует за счет наполнения: звучания, стихотворного размера, рифмы, которая может быть разной.
🧩 Познакомились со стихотворными размерами силлабо-тонической системы
Эта система имеет два регулярных двусложных стихотворных размера — хорей и ямб: если первый слог ударный, второй безударный — это хорей, если наоборот, то ямб.
Трехсложных размеров в силлабо-тонической системе три. В зависимости от того, какой слог ударный: первый, второй или третий. Дактиль — размер, в котором первый слог ударный, два остальных безударные. Амфибрахий — ударный слог по середине. Анапест — первые два слога безударные, ударный в конце.
📚 Разобрались с неклассическими размерами стихосложения
Дольник, иначе паузник — вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать.
Тактовик — это стих с колебаниями числа безударных вокруг ударного от нуля до трех-четырех.
Акцентный стих — стих с колебаниями числа безударных от нуля до бесконечности, но это только теоретически, практически — до восьми. Более глубокие колебания в русской поэзии, насколько нам известно, не зафиксированы.
✍️ Познакомились с типами строф и рифмы
Строфа — ритмически объединенная группа строк, связанных по смыслу, а также упорядоченным расположением рифм. Имеет смысловую и интонационную законченность.
Рифма — созвучие концов стихотворных строк. Она тоже дает поэтам возможность создавать особый музыкальный ритм своих стихотворений.
🎭 Пришли к выводу, что ключ к пониманию лирики — это эмоция
В лирическом тексте тоже есть сюжет, но он строится в противовес эпическому — не как цепь событий, а как цепь переживаний, эмоций и ощущений, которые постепенно перетекают одно в другое. Лирический сюжет выстраивается из того, как изменяется переживание, с чего начинает поэт и к чему приходит в финале, какие образы у него возникают.
💭 Восприятие стихотворения зависит от интерпретации читающего
Чтение стихов поэтом и простым человеком сильно отличается. Поэты стремятся показать техническую сторону произведения, а мы ищем в ней сюжет и эмоциональные акценты.
Чтобы понять смысл стихотворения, важно не только уловить его ритм, но и понять контекст, в котором оно было написано, обратить внимание на образы и смыслы, которые вкладывает автор.
📚 В завершении урока предлагаем вам провести время с хорошей поэзией.
🔸 Марина Цветаева «Здравствуй! Не стрела, не камень…»
🔸 Борис Рыжий «Ну вот, я засыпаю наконец…»
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день