angle-down facebook instagram vkontakte warning

Как читать стихи

Внешний ритм

Без чего не может существовать стихотворение? Разберемся, каким бывает ритм и как он работает.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

Ритм — это то, без чего стихотворение невозможно. Ритм может быть внешним — это то, каким мы видим стих. Ритм может быть внутренним — его мы чувствуем уже во время чтения.

🥁 Если говорить о том, без чего не существуют стихотворения, то ответом будет — без ритма. Без всего остального они существовать могут. Может ли существовать стих без размера? Да, может — это верлибр. Может ли стих существовать без рифмы? Конечно, это белый стих. Стихотворение, как таковое, может существовать даже без какого-то осязаемого сюжета — это делали на рубеже 19 и 20 веков модернисты. Они раскладывали стихи на составные части и просто пропевали отдельные звуки. Так что даже без слов может существовать стихотворный текст.

🌍 Повторения — это проявления ритма, который окружает нас повсюду: сердце бьется ритмично, рисунок на крыльях бабочки ритмичен, приливы и отливы ритмичны, смена дня и ночи ритмична, смена времен года тоже имеет свой ритм. Мы живем в мире постоянных повторений. Если вспомнить школьные уроки музыки, наверняка на них говорили, что любое равномерное чередование длительности — это ритм. И в целом все так и есть.

🎡 И лирика, и стихотворный текст тоже строятся на повторах, в стихах всегда есть определенное количество повторений. Повтор — это глубинная деталь, которая организует лирический текст на двух уровнях: внешнем и внутреннем. Первый мы воспринимаем визуально, а второй, во время прочтения.

💫 Ритм — это не просто повторяемость ради повторяемости, а повторяемость ради смысла. Любой повтор — это смысловой акцент, несколько повторов — еще более важный акцент. Чем больше повторений накручивается в стихотворном тексте, тем важнее этот момент для понимания.

🔮 В стихотворном тексте ничего просто так не повторяется. Стихи связаны с ритуалом, с религиозными верованиями, представлениями. Вспомним книги или фильмы про волшебников, в их заклинаниях тоже присутствуют повторы слов или целых строчек, что создает определенный смысловой акцент.

Есть внешний стихотворный ритм, есть внутренний. Внешний вид стихотворения — уже ритм, это уже повторяемость, которая несет свой смысл. Обсудим подробнее, как устроен внешний ритм.

👀 В стихотворение мы всегда видим стихотворные строчки, даже если не можем их прочесть. Определенную организацию текста по строфам (смысловым блокам текста) тоже можно распознать на любом языке. Таким образом внешний ритм стихотворения обеспечивается его структурой: если внешний ритм разрушить, то стихотворение превратится в прозу, потому что пропадет стихотворная строка. Размер в данном случае не так важен, как деление на строки.

📖 Самая простая форма организации текста, которая обеспечивает нужную повторяемость — это стихотворная форма. Мы нанизываем строчки, складываем их определенным образом, вопреки правилам грамматики, начинаем каждую стихотворную строку с заглавной буквы — все это дает необходимую повторяемость. Если мы собираем стихотворные строчки вместе и делим их на группы, то у нас получаются строфы — и вот у нас уже есть стихотворный текст. Организация при помощи строфической структуры — тоже показатель ритма.

🎁 Внутренний уровень организации текста существует за счет наполнения: звучания, стихотворного размера, рифмы, которая может быть разной. Внутренний ритм создается повторениями отдельных звуков в стихотворной строке или во всем тексте.

В предыдущей части мы провели эксперимент и превратили стихотворение Пушкина «Я вас любил...» в прозу. Это произошло за счет того, что мы разрушили и внешний, и внутренний ритмы. Содержание мы оставили то же, но в некоторых предложениях поменяли слова местами, из-за чего сломался внутренний ритм. Мы ушли от внешней формы повторяемости — строки и строфы, тем самым разрушив ритм внешний.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — Стихотворение с рифмой и размером
2 — Белый стих
3 — Верлибр

Как звучит стихотворение, в котором нет размера и рифмы

Как звучит стихотворение, в котором есть размер, но нет рифмы

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;