Как читать стихи
Внутренний ритм: размер, рифмы и системы стихосложения
Русским поэтам сложнее многих других сочинять стихи. Узнаем, почему так, и познакомимся с системой стихосложения, которая используется в русском языке сегодня.
Начинаем говорить о внутреннем ритме стихотворения. Он создается с помощью стихотворного размера и рифмы. Размер и рифма всецело зависят от языка, потому что наши возможности стихосложения напрямую определяется языком, на котором мы пишем. Разберем разные системы стихосложения.
✨ В истории человечества есть, как минимум, три базовые системы стихосложения: метрическая, силлабическая и тоническая, а также смешанная силлабо-тоническая. Различие систем стихосложения зависит от фонетических особенностей языка. Надо подчеркнуть, что в основу системы, в основу ритмической структуры стиха может лечь только существенный признак фонетической системы языка, отчетливо воспринимаемый слухом.
1️⃣Тоническая система стихосложения сложилась в языках, где значение слова определяется долготой или краткостью звука. В метрической системе короткие и длинные слоги могут чередоваться в определенном порядке, что рождает неповторимое звучание. Музыке стиха можно придать ещё более причудливое звучание, если считать длину строки словами и сделать стих тоническим. Например, античные стихи писались по такой системе, потому что латынь относится как раз к той группе языков, где длительность звука — определяющий фактор.
🗣 Пример тонического стиха (жирным шрифтом выделены ударные места в тексте).
Эх, да | белым| днем, || при ясном| солныш|ке,
Светлой| ночень|кой, || при ме|ся|це...
Беспокойно| мне,|| деви|це молод|ой —
Все тоско|ю || сер|дце| ма|ется.
Для силлабической системы стихосложения важно, чтобы в каждой стихотворной строке было одинаковое количество ударных слогов, поэтому она складывается в языках с фиксированным ударением. Хотя русские поэты тоже пытались писать по этой системе. Давайте посмотрим, что у них получалось.
📖 Языки с фиксированным ударением — это польский и французский. В польском языке ударением будет на предпоследнем слоге, а во французском — на последнем. Мы точно и всегда знаем, где в слове должно стоять ударение — оно неподвижное, что важно для силлабической системы.
👍 Силлабический стих в России любили в 17 веке. В то время образование шло из Польши, и общее представление об образованности складывалось, во многом, под этим влиянием. У поляков силлабическое стихосложение, и когда польские стихи стали попадать к нам, поэты того времени пытались писать также.
📜 Среди поэтов того времени был заметен Симеон Полоцкий. У него очень забавные стихи, написанные именно силлабическим методом, с выдержанным количеством слогов в строке. По-русски они звучат странно. Давайте прочитаем.
🥂 Пиянство
Человек некий винопийца бяше,
Меры в питии хранити не знаше.
Темже многажды повнегда упися,
В очию его всяка вещь двоися,
В едино время прииде до дому
И вся сугуба зрешася оному.
Име два сына, иже предстояста,—
Ему четыре во очию стаста.
Он нача жену абие мучити, —
Дабы ему правду хотела явити,
Когда два сына новая родила
И с коим мужем она приблудила.
Жена всячески его увещаше:
Вино виновно быти сказоваше.
Но он никако хоте веры яти,
Муку жестоку нача умышляти.
Взял есть железо, огнем распаляше,
Ко жене бедней жестоко вещаше:
«Аще ты инем мужем не блужденна,
Сим не будеши огнем опаленна.
Аще же с инем блуд еси творила,
Имать ожещи тя огненна сила».
Бедная жена в люте беде бяше,
Обаче умно к нему глаголаше:
«Рада железо огненное взяти,
Невинность мою тебе показати,
Токмо потщися своею рукою
Подати оно ты на руку мою».
А все железо распаленно бяше,
Чесо пияный во ум не прияше.
Ятся железа, люте опалися,
Болезни ради в мале отрезвися.
И се — два сына точию видяше,
Невинность жены, свою вину знаше,
Срамом исполнен, во печали был есть
И прощения у жены просил есть.
Тако пиянство ум наш помрачает.
Всяк убо того верный да гонзает!
вдвойне
избегает
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В русском языке сложилась силлабо-тоническая система стихосложения. Эта система подходит для группы языков с подвижным ударением. Однако русским поэтам все равно приходится сложнее многих других. Давайте разберемся, почему.
🚀 Русский язык — язык с подвижным ударением. Мы постоянно живем со смещающимся ударением, из-за чего часто возникает путаница в произношении. Во времена Крылова, например, было нормально говорить кати́т, а не ка́тит. Например, «зима кати́т в глаза» — это не поэтическое ударение, это в целом так говорили.
📈 Из-за подвижного ударения наша система стихосложения самая сложная. Силлабо-тоническая система предполагает правильное чередование ударных и безударных слогов и одинаковое количество этих групп ударных и безударных слогов в каждой строке. Мы мыслим такими маленькими квантами: у нас ударный и безударный слог вместе образует стопу, и количество стоп в строках должно совпадать.
🌀 На основе того, как чередуются ударные и безударные слоги, мы выделяем стихотворные размеры. У нас есть два регулярных двусложных стихотворных размера — хорей и ямб. Если первый слог ударный, второй безударный — это хорей, если наоборот — ямб.
🖖 В силлабо-тонической системе три трехсложных размера. В зависимости от того, какой слог ударный: первый, второй или третий. Дактиль — размер, в котором первый слог ударный, два остальных безударные; амфибрахий — ударный слог по середине; анапест — ударный в конце.
🇬🇧 Силлабо-тоническую систему используют не только в русском языке. Например, у англичан система стихосложения такая же, как у нас, но при этом более легкое отношение к рифме. У них есть практика так называемых глазных рифм, когда слова внешне выглядят очень похожими, а звучат вообще не в рифму. Для них визуальное сходство написания оказывается важнее, чем звучания.
📖 Примеры силлабо-тонической системы стихосложения в английской поэзии (жирным выделены глазные рифмы)
🔹Эрнест Доусон
Non sum qualis eram bonae
sub regno Cynarae
🔹Из Гамлета
So long? Nay then, let the devil
Wear black, for I'll
Have...
📐 Возможности русской поэзии во многом зависят от средней длины слова в языке. В английском языке больше односложных слов, и они в единицу стихотворной строки могут положить большее количество слов. Технически они могут зашифровать туда больше звуковой игры, больше смыслов. Статистическая длина слов в русском языке — 3–4 слога: у нас такой протяжный язык в смысле звучания, что мы вынуждены как-то крутиться. Мы просто не можем быть настолько же емкими, не потому что мы хуже или глупее, а потому что стихотворная строчка не длится до бесконечности, нам нужно как-то умещаться в данность языка.
📖 Пример силлабо-тонической системы стихосложения в поэзии Александра Сергеевича Пушкина
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
В чем плюсы силлабо-тонической системы стихосложения
Стихотворение — это, фактически, высекание музыки из языка. В этом нам помогают внешний и внутренний ритмы. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяется два двусложных размера и три трехсложных. Давайте подробнее поговорим о том, что такое стихотворный размер, и как отличать разные размеры друг от друга.
🚀 Русский язык — язык с подвижным ударением. Именно поэтому для нас наиболее удобна силлабо-тоническая система стихосложения. На основе того, как чередуются ударные и безударные слоги, мы выделяем стихотворные размеры. У нас есть два регулярных двусложных стихотворных размера — хорей и ямб: если первый слог ударный, второй безударный — это хорей, если наоборот, то ямб.
⁉️ Весь 18 век шел спор, чем писать по-русски правильнее: ямбами или хореями. Два видных деятеля — Тредиаковский и Ломоносов вели нешуточные баталии о том, какой из размеров больше соответствует природе русского языка — ямб или хорей. Они друг друга не выносили, иногда дело доходило до драк прямо в Академии наук. Этот спор, наверное, из разряда: что было раньше — курица или яйцо, но для них это было принципиальным моментом.
📚 Примеры двусложных стихотворных размеров (жирным выделены ударные слоги).
🔹 Хорей ( – U ). Первый слог — ударный, второй — безударный.
Бу|ря мгло|ю не|бо кро|ет…
🔹 Ямб (U – ). Первый слог — безударный, второй — ударный.
Мо/роз и солн/це; день чу/дес/ный!..
🖖 Трехсложных размеров а нашей системе стихосложений три. В зависимости от того, какой слог ударный: первый, второй или третий. Дактиль — размер, в котором первый слог ударный, два остальных безударные. Амфибрахий — ударный слог по середине. Анапест — первые два слога безударные, ударный в конце.
📚 Примеры трехсложных стихотворных размеров (жирным выделены ударные слоги).
🔸 Дактиль (– UU). Первый ударный, второй и третий — безударные.
В пол/ном раз/га/ре/ стра/да де/ре/вен/ска/я…
🔸 Амфибрахий (U–U). Первый безударный, второй ударный, третий — безударный.
Од/наж/ды в сту/де/ну/ю зим/ню/ю по/ру…
🔸 Анапест (UU – ). Первый безударный, второй безударный, третий ударный.
На/ за/ре/ ты/ е/е /не/ бу/ди…
🎼 Музыкой стиха можно управлять. Поэты часто отходят от строгости классических стихотворных размеров, получая таким образом совершенно новый ритм стихотворения. Так появились еще пиррихий — когда пропускаются ударный слоги, и спондей — добавляется дополнительное ударение. Давайте посмотрим на примерах.
📚 5-стопный хорей с пиррихием в первой и третьей стопе в стихотворении Лермонтова (жирным указаны ударные слоги)
Но/че/ва/ла/ туч/ка/ зо/ло/та/я
На/ гру/ди/ у/те/са/-ве/ли/ка/на
U U / –U / –U / U U / –U
U U / –U / –U / U U / –U
📚 4-стопный ямб со спондеем у Пушкина (жирным указаны ударные слоги)
Швед/, рус/ский/, ко/лет/, ру/бит/, ре/жет/…
– – / U– / U–/ U–/ U
Кроме классических размеров есть и другие. Такие неклассические размеры очень любили поэты 20 века, они помогали им расставлять акценты и создавать интересную музыкальность своих произведений.
🔎 20 век — это эксперименты в области стиха. Поэты используют тонические стихи, которые похожи на былинные по своей структуре. Появляются акцентные стихи, которыми часто писала Цветаева, это позволяло ей расставлять интересные смысловые акценты. Технически сложные дольники, которые использовал Есенин, дают большую музыкальную вариативность.
🟧 Дольник, иначе паузник — вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать.
📚 Пример дольника в стихотворении Ахматовой
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви,
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
🟦 Тактовик — это стих с колебаниями числа безударных вокруг ударного от нуля до трех-четырех.
📚 Пример тактовика в стихотворении Цветаевой
В небе ржа|вее /\ | жести /\ |
| Перст /\ стол|ба /\ /\ | /\ /\ /\ |
| Встал на на|значенном | месте, /\ |
| Как /\ судь|ба. /\ /\ | /\ /\ /\ |
🟪 Акцентный стих — стих с колебаниями числа безударных от нуля до бесконечности, но это только теоретически, практически — до восьми. Более глубокие колебания в русской поэзии, насколько нам известно, не зафиксированы.
📚 Пример акцентного стиха в творчестве Цветаевой
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим — сон глубок.
Обычно рифма выстраивается внутри строфы. Разные типы строф помогают выстраивать более подходящий по настроению и посылу ритм стихотворения.
🎼 Строфа — ритмически объединенная группа строк, связанных по смыслу, а также упорядоченным расположением рифм. Имеет смысловую и интонационную законченность. Строфы, как и форма в принципе, имеют память, которая обращает нас к традиции. Например, онегинская строфа позволяет имитировать русскую разговорную речь. На этом ритмическом эффекте построена опера Чайковского «Евгений Онегин», которая считается одной из самых трудных опер для исполнения иностранцами.
📜 Строфы различаются по количеству стихотворных строк: жесткие строфы, которые могут повторяться сколько угодно раз, и твердые или монолитные формы, когда стихотворный текст имеет достаточно длинные строфы или не имеет их вообще.
📖 Основные типы строф (рифмующиеся строки обозначаются одинаковыми буквами)
🟠 Октава: абабабсс, в стихотворении «Домик в Коломне» Пушкина
Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
🟢 Онегинская строфа: АбАбССддЕффЕгг, в романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкина
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
🔵 Семистишие: ААбСССб, в стихотворении «Бородино» Лермонтова
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hнедаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
🟣 Терцина: аба, бсб, сдс, в переводе Лозинского «Божественной комедии» Данте, в оригинале комедия тоже написана терцинами
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
🟡 Сонет: абаб абаб ссд еде, в переводе Маршака сонета Шекспира
Ее глаза на звезды не похожи
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
⚪️ Триолет: 1,2=7,8; 1=4, в стихотворении «Ты промелькнула, как виденье» Бальмонта
Твоя застенчивая нежность —
В земле сокрытый водопад,
В ней страсти дремлющей безбрежность.
Твоя застенчивая нежность —
Растущей тучи безмятежность,
Цветов несмятых аромат.
Твоя застенчивая нежность —
Готовый вспыхнуть водопад.
Рифма — созвучие концов стихотворных строк. Она тоже дает поэтам возможность создавать особый музыкальный ритм своих стихотворений.
🗣 Стихотворные рифмы бывают нескольких типов. Тип рифмы зависит от места ударения в рифмующихся слова. Сдвигание этого ударения от конца слова дает совершенно поразительные музыкальные эффекты в языке.
🧔 Мужской тип рифмы в стихотворении Пушкина «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном…
👩 Женский тип рифмы в стихотворении Заболоцкого «На смерть Кирова»
Прощание! Скорбное слово!
Безгласное темное тело.
С высот Ленинграда сурово
Холодное небо глядело.
📕 Дактилический тип рифмы в стихотворении Лермонтова «Тучки небесные»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
📘 Гипердактилический тип рифмы в стихотворении Брюсова «Холод»
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий.
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день