angle-down facebook instagram vkontakte warning

Повесть временных лет — как видели мир в Средние века

Как видели прекрасное

Также как понятия пространства и времени, средневековые и наши представления о прекрасном отличаются. Для людей той эпохи прекрасное — это сотворенное Богом, поэтому создавать красоту самостоятельно было принято для прославления Господа и никак иначе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

🐈 Мир прекрасен по Божьему замыслу. В Средние века было не принято пытаться воспроизвести красоту мира вокруг. В красоте природы средневековый человек видел божественное могущество, для него «красиво» — это гармонично созданное Богом. А в античности люди пытались подражать природе — так получалось искусство. Средневековый человек больше размышлял о том, как Господь замечательно все устроил. Как прекрасно, что у этой кошки четыре лапы, они так синхронно движутся, когда кошка бежит, как переливается на солнце ее шерсть. Люди наслаждались божественным замыслом.

🌺 О Боге можно говорить красиво. Средневековый человек видит красоту, он позволяет себе роскошь в описании и прославлении Бога. В «Повести временных лет» жития святых написаны пышным языком, а исторические события словесных украшательств не предполагают — там факты и документы.

🔥 Красота осознавалась как что-то опасное, потому что она — источник соблазна. Красивое в средневековом понимании — это хорошее, доброе, честное и имеющее положительный духовно-нравственный облик.

Стоит ли украшать храм? У средневековых людей возникали споры — украшать храм или нет. С одной стороны, это делалось для восславления Бога. С другой, эти прекрасные витражи и внутреннее убранство храма могло отвлекать от мысли о Боге, от молитвы. Во Франции 12 века жил аббат Сугерий, который ратовал за то, чтобы храм был богато украшен. Он сам был связан с церковью Сен-Дени и очень много усилий приложил к тому, чтобы украсить ее.

👎 Аббата критиковали последователи Святого Бернарда. Они в свою очередь ратовали за аскетизм церковного убранства, за сдержанность в интерьерах и в словах. Сугерий размышлял: «Часто мы созерцаем за пределами обыкновенной привязанности к Церкви, матери нашей, эти разнообразные украшения, одновременно такие старые и такие новые; и когда мы смотрим на удивительный крест св. Элигия — вместе с самыми маленькими крестами — и на эти несравненные украшения... которые помещены на золоченый алтарь, вот тогда я говорю, вздыхая из глубины моего сердца: „Каждый драгоценный камень был твоим одеянием — и топаз, и яшма, и хризолит, и оникс, и сапфир, и берилл, и карбункул, и изумруд..."».

Чтобы понять, что для средневекового человека значило слово, обратимся к библейскому тексту. В Евангелие от Иоанна написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Новый Завет изначально писался на греческом языке, «слово» на греческом — «логос». Но это только один перевод. «Логос» — это сложное понятие, его можно перевести сотней способов: первопричина, перводвигатель, слово и творящая энергия.

🗣 Для средневекового человека слово — это то, чем был сотворен мир. Слово в Средние века высоко ценилось. Словами не разбрасывались, плетение словес могло присутствовать в определенной мере, риторические украшательства тоже были возможны. В отличие от драгоценных камней и прочих материальных украшений, у слова был особый статус.

✍️ Средневековый автор не считал себя творцом. Он был человеком сугубо смиренным, который настолько себя принижал, что даже не считал достойным поставить свое имя рядом с текстом, который написал. Он чувствовал себя частью коллектива и продолжал дело тех многих достойных людей, которые были до него. Поэтому, у нас очень мало осталось имен зодчих, например, которые возводили тот или иной храм — коллективно возводили, а сам зодчий — просто часть этого коллектива.

📜 В русском языке для обозначения творящего коллектива или особого сообщества использовали слово «лик». В этом смысле человек, причисленный к лику святых, соответственно включен в коллектив признанных святых. Это был хор из многих голосов, который сливался воедино. И надо сказать, что средневековый человек понимал, что он как автор, предположим, занимается деятельностью, связанной со словом.

⛪️ Первые летописные записи «Повести временных лет» возникают в 10 веке. Датировка связана с приходом новой религии. Христианство принимается в 988 году, происходит Крещение Руси. Когда приходит новая книжная религия, она вынуждает людей быстро формировать книжную культуру.

📖 В 11 веке летописи приобретают свою литературную форму. В начале 12 века была написана та самая «Повесть временных лет». Мы связываем ее с фигурой Нестора Летописца. Он не писал ее полностью, он собрал написанные до него тексты, композиционно упорядочил их и дал им общее название «Повести временных лет». Но сам Нестор Летописец никогда бы не сказал: «Да, я объединил разрозненные тексты в концептуальное единство, поэтому я тут такой вот художник значимый...» Он сказал бы: «Я всего лишь часть лика тех летописцев, которые работали до меня».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Каждая религия формировала свои представления о предметах, наполняющих церкви и храмы. Для русского человека икона была порталом в божественное измерение, для западного изображения святых служили больше напоминанием об их присутствии.

🎨 Икона — это богословие в красках, как о ней сказал Леонид Успенский. Икона мыслилась не просто как изображение. У Павла Флоренского есть небольшая книга — «Иконостас», в ней он емко показывает духовную сущность иконы. Для религиозных людей икона — это в прямом смысле портал в другой мир, в божественное измерение. Русский человек полагал, что святые, которые изображены на иконе, действительно присутствуют рядом с ним на богослужении, он с ними действительно общается.

🌀 Представление об иконе-портале объясняет ее изобразительные особенности. На иконе пропорции особенные, цвета особенные и сами по себе фигуры более вытянуты, чем мы бы изображали их в реальных пропорциях. Так как это портал в духовную сущность, для средневекового человека было понятно, с кем он идет общаться, как он идет общаться и почему на иконе нельзя изображать святых в тех же самых человеческих объемах. Нельзя, потому что там другая реальность, там все иначе.

🐾 На Западе рядом с прекрасным часто находилось безобразное. Подробно о средневековом бестиарии мы говорили на неделе о волшебном в литературе. У средневековых людей было представление о том, что, если есть прекрасное и оно сотворено Богом, соответственно, должно быть что-то, что этому противостоит — безобразное. Для западного средневекового человека нормально помещать в соборах уродливый бестиарий, потому что это диалектика жизни — есть прекрасное, есть безобразное, Бог допускает чему-то быть одним, а чему-то другим. На Руси о прекрасном было принято говорить больше, чем о безобразном. Люди пытались прославить Бога через красоту, гармонию, сообразность.

🙅‍♂️ Мы воспринимаем Средневековье как эпоху, которая отрицала телесность. Нам кажется, что для средневекового человека тело являлось проблемой. Однако, это не совсем так. Средневековое мышление было устроено так, что люди видели двойственность этого мира: прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское. Человек постоянно классифицировал объекты между двумя полюсами. Средневековье видело телесность и даже было способно оценить красоту тела.

❤️ Тело — это храм души, к нему сложно было относиться негативно. Средневековые люди красоту видели и значимость ее понимали. Если внимательно читать, что писали и как рассуждали, можно увидеть, телесные аспекты описывали тоже, но постоянно делали акцент на душу. Было важно подчеркнуть, что истинно красивое тело — это соединение тела и души. Если правильная душа в правильном теле сходится, тогда это красиво, а если нет — повод задуматься о божественной воле.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;