Повесть временных лет — как видели мир в Средние века
«Повесть временных лет»
Мы поговорили о мышлении средневекового человека. Увидели, чем отличаются средневековые понятия красоты, пространства, времени, богатства и устройства общества от современного представления. Сегодня мы обратимся к тексту «Повести временных лет» и попробуе
📖 «Повесть временных лет» мы связываем с фигурой Нестора Летописца, но он лишь придавал этой летописи некую идейную законченность. Это произведение создавалось не одним автором, их было много, и они друг друга сменяли. Нестор Летописец наиболее известен, потому что он придал этому тексту определенный композиционный итог.
✍️ Первые записи начали появляться в 10 веке и к 12 веку летопись сложилась. 10 век представляется важным с цивилизационной точки зрения. До этого времени русские земли описывались скупо, а с развитием книжной культуры появились новые описания.
📜 После Крещения Руси события стали описывать в контексте Божьего соизволения. Князь Владимир, святой князь, почитался как равноапостольный. То есть, это человек, которого по его значимости прировняли к позиции апостолов. В «Повести временных лет» все, что посвящено деяниям Владимира и его потомков несет на себе шлейф святости. Русские князья так или иначе приближены к лику святых, что придает определенный пиетет по отношению к ним.
📚 Князю Владимиру и его бабушке княгине Ольге будет посвящен тот отрывок «Повести временных лет», который мы прочтем. В нем мы посмотрим, как историческое описание сочетается с представлениями о святых. Проследим, как история начинает соотноситься с божьей волей. Мы привыкли относиться к этому тексту, как к историческому документу, в котором важны факты и их достоверность. Но для средневекового человека это была попытка увидеть, чего же хочет Бог от этой страны и лично от каждого.
Давайте прочитаем «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» и поищем ответ на вопрос: как связаны между собой человек и время в тексте? Как ощущал себя человек во времени в Средние века и как ощущает сегодня?
⚔️Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.
⏱ Чтобы вычислить год от Сотворения мира, нужно прибавить 5508 к году от Рождества Христова.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день