Повесть временных лет — как видели мир в Средние века
Роман «Имя розы»
Автор романа — Умберто Эко, ученый-медиевист, видный специалист в области средневековой культуры. Он написал этот роман на спор, но он получился настолько хорош, что сразу стал бестселлером. Давайте узнаем, в чем особенность романа «Имя розы».


✍️ Эко начинает писать роман в 1978 году с желания «отравить монаха». Идея убийства появилась у него еще в 1975 году, когда писатель нашел свою тетрадь со списком монахов несуществующего монастыря. Когда у Эко возник спор с приятелем, сможет ли он написать детектив, писатель решил использовать уже подготовленный замысел и материал.
🪐 Эко понимает роман как космологическую структуру — в тексте писатель создает мир. В сотворенном мире особую роль играет история. Во время работы над романом Эко в течение года перечитывает средневековые хроники. Ему приходится вводить такие детали, о которых с самого начала он не мог и подумать: борьба за всеобщую бедность монашествующих, гонения инквизиции на полубратьев — членов Тевтонского ордена, которые занимались хозяйственной деятельностью.
⛪️ Место действия — бенедиктинский монастырь 14 века. Эко говорил, что выбрал для романа 14 век ради героя: ему нужен был сыщик с таким типом сознания, какой, по мнению автора, можно найти только у францисканцев, после Роджера Бэкона.
🇬🇧 Роджер Бэкон — английский философ, естествоиспытатель, францисканский монах, семиотик. Он преподавал богословие в Оксфордском университете, занимался математикой, химией и физикой. Именно после Бэкона знаки перестали восприниматься, как символы свыше и стали разрабатываться для изучения закономерностей с точки зрения логики.
В романе «Имя розы» повествуется о череде убийств, совершенных в бенедиктинском монастыре. Преступление расследует францисканский монах Вильгельм Баскервильский. В книге исторические факты смешиваются с вымыслом, автор предлагает читателю множество загадок, ее часто называют лабиринтом внутри лабиринта. Мы попробуем ответить на вопрос: «Имя розы» — это роман об убийстве, исторический роман или роман о знаках?
⛓ В романе «Имя розы» прослеживается органическая связь между текстом и научными интересами его автора. Он представляет собой перевод семиотических и культурологических идей Умберто Эко на язык художественного текста. Это дает основание по-разному читать «Имя розы».
🔎 Эко называет свой роман средневековым детективом. Но события развиваются не по канонам детектива, и главный герой не всегда оправдывает надежды, как сыщик. Вильгельм Баскервильский — францисканский монах 14 века, бывший инквизитор (от лат. «inquisitor» — следователь и исследователь одновременно). Он отличается замечательной проницательностью сыщика и призван раскрыть запутанное дело. Это отсылает читателя к рассказу о самом знаменитом литературном сыщике — Шерлоке Холмсе. Летописца Вильгельма зовут Адсон, его имя созвучно с именем помощника Холмса Ватсоном.
⏱ Вильгельм Баскервильский всегда приходит слишком поздно. Его остроумные силлогизмы и глубокомысленные умозаключения не предотвращают ни одного из преступлений, составляющих детективный слой сюжета романа. Таинственная рукопись, поискам которой он отдал столько усилий, энергии и ума, ускользает навсегда из его рук.
🎗 «Детективная» линия этого романа перемешивается с другими сюжетами. Интерес читателя переключается на иные события, и он начинает сознавать, что ассоциации героев романа с «Собакой Баскервилей» не имели никакого значения. Читатель сам оказывается в положении сыщика, пытаясь понять, в какую игру с ним играет автор. Традиционные вопросы, которые обычно тревожат сыщиков: «Кто и почему совершил убийство?» дополняются гораздо более сложным: «Зачем и почему нам рассказывают об этих убийствах?»
🚪 Автор открывает перед читателем сразу две двери, ведущие в противоположных направлениях. На одной написано «детектив», на другой — «исторический роман». Мистификация с рассказом о якобы найденном, а затем утраченном библиографическом раритете отсылает нас к стереотипным зачинам исторических романов.



Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
⏳ Исторический контекст определен в романе достаточно точно. По словам Адсона, «за несколько месяцев до событий, кои будут описаны, Людовик, заключив с разбитым Фредериком союз, вступил в Италию». Людовик Баварский, провозглашенный императором, действительно вступил в Италию в 1327 году. Одним из центральных событий романа является неудачная попытка примирения Папы Римского и императора, который пытается найти союзников в ордене Святого Франциска. Этот эпизод незначителен, но позволяет вовлечь читателя в сложные перипетии политической и церковной борьбы эпохи.
🗣 Расстановку сил в романе помогают определить отсылки к историческим событиям и явлениям. На периферии текста мелькают упоминания тамплиеров и расправы с ними, катаров, вальденцев, гумилиатов, многократно всплывает< в разговорах «авиньонское пленение пап», философские и богословские дискуссии эпохи.
📖 В историческом романе действуют вымышленные герои. Адсон и Вильгельм, а также некоторые жители монастыря, не являются историческими персонажами. Они придуманы автором и связаны с эпохой, в которой происходит действие романа. Эти герои — залог легкого восприятия сложного романа. Адсон и Вильгельм используют в своем изложении событий фигуру умолчания — говорят о сложных вещах так, будто они известны каждому.
💭 Между Бэконом и Оккамом. Роджер Бэкон часто упоминается в речах Вильгельма. Однако всегда речь идет об общих вещах: о вере в возможности разума, любви к науке; о требованиях изучать языки, чтобы черпать мудрость. Значительно большее влияние на стиль мышления следователя оказал другой средневековый английский философ — Уильям Оккам. Он — логик, Бэкон относился к логике с презрением. Оккам утверждает, что логика оперирует знаками знаков, когда другие науки оперируют знаками вещей. Науки изучают отношения слов и вещей в реальном мире, логика — слов и «терминов второго значения», т. е. понятий о понятиях.
📚 Реальность многообразна, а логика экономна. С этим связан знаменитый методологический принцип «бритва Оккама»: «Сущностей не следует умножать без необходимости». Философ говорил: «Не нужно делать с большим то, что можно сделать с меньшим». Этому правилу следует Вильгельм, когда на очередную попытку Адсона реконструировать сцену убийства замечает: «Слишком много действующих лиц».
🔠 Вильгельм Баскервильский — семиотик 14 века. Все его действия и поучения, обращенные к юному послушнику, можно назвать практикумом по семиотике. Он истолковывает знаки, реконструирует тексты по фрагментам и коды по текстам. Так, например, реконструкции подлежит утраченная вторая часть поэтики Аристотеля, посвященная вопросам комедии. Герой занимается расшифровками. Он в прямом смысле читает закодированную рукопись и пытается раскрыть запутанное происшествие. То, что для других людей — молчащие предметы, для него — знаки, которые многое могут многое рассказать тому, кто поймет их язык.
📃 Читая этот роман, человек может пойти разными путями и прочитать под одной обложкой совершенно разные книги:
Детектив,
Исторический роман,
Роман-пародию на Конан Дойля,
Роман о знаках, написанный с опорой на особенности мышления 14 века,
Роман о Слове.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах

на лекции и практикумы

средний рейтинг лекции

вебинаров в день