angle-down facebook instagram vkontakte warning

Повесть временных лет — как видели мир в Средние века

Средневековые время и пространство

Средневековый человек видел мир иначе, чем современный. Прежде всего, это проявляется в том, как воспринимаются время и пространство. Это те категории, которые определяют человеческое мышление и жизнь.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

🍢 Понятие прогресса существовало не всегда. Представление о том, что общество постоянно движется по пути совершенствования куда-то в светлую даль появилось в 18 веке. В Средние века время мыслилось иначе. Если его представлять, как в схеме, то можно провести аналогию с шашлыком на шампуре. Шампур — это историческая прямая, которая идет от сотворения мира к его концу. Средневековый человек нисколько не сомневался, что весь род людской приближается к концу света: свет сотворен Богом, значит он должен иметь свой конец. Куски мяса на шампуре — это еженедельные циклы жизни каждого средневекового человека.

💫 Как выглядит еженедельный цикл: например, вы — средневековый крестьянин, пашете землю, выращиваете брюкву, возделываете землю. Шесть дней в неделю вы занимаетесь хозяйством, а на седьмой идете в церковь и встречаетесь с Богом. Вы не работаете, надеваете на себя все самое лучшее, моетесь, приводите себя в порядок и идете к Богу. Это и есть кульминационная фаза недели.

🌀 Средневековая жизнь двигалась по кругу. Не только неделя была подобна кругу, был и годовой круг богослужений. Средневековый человек жил в религиозном мире, который тоже имел круговую структуру: были определенные церковные праздники, люди ждали их и жили в ожидании одного или другого праздника.

Средневековое ощущение времени двойственное. Первый цикл отчислялся неделями: шесть дней тяжелой работы, а на седьмой — чудо встречи с Богом. Второй цикл годовой, религиозный: обращение к Богу по большим праздникам. Средневековый человек ни сколько не сомневался, что человечество приближается к концу, у него не возникало на этот счет никаких вопросов.

Время в Средневековье не такое, как у нас. Мы идем из прошлого в будущее и понимаем, что время течет по прямой. А средневековый человек живет очень размеренно, его жизнь представляет собой цикл, и с этим связаны особенности средневекового мышления.

🌏 В «Повести временных лет» время считается не от Рождества Христова, а от сотворения мира. Все события, которые описываются в тексте, мы рассматриваем безотносительно к новозаветному куску нашей истории, это событие включено в большой временной контекст. То, как общество предпочитает отсчитывать время, влияет на мышление очень сильно.

Изобретение, которое кардинальным образом повлияло на жизнь средневекового человека — это механические часы. До 13 века люди ориентировались во времени по солнцу. Человек по солнцу вставал, по солнцу работал, колокол подсказывал, когда надо идти на службу — человек чувствовал покой. Ориентироваться по солнцу было сложно из-за большой погрешности: в разные сезоны длина суток меняется. Если ориентироваться по времени службы, то они тоже не были точными, могли начинаться и заканчиваться раньше или позже. Так что все было очень приблизительно.

📚 В книге «Категории средневековой культуры» Арон Гуревич описывает пример судебного дела 12 века. Там два человека пытались разделить право своей собственности на земельный участок и назначали друг другу встречи в определенное время. Но так как механических часов еще не существовало, один постоянно приходил раньше, другой позже. Друг друга они на месте встречи не заставали. Каждый из них заявлял судье, что оппонент не пришел на встречу, потому что чувствует свою неправоту, поэтому дело нужно решить в пользу того, кто пришел.

🏇 В пути средневековый человек проводил много времени. Между общинами могли быть довольно большие расстояния, дорога до соседнего населенного пункта могла занимать недели. Отсюда в литературе возникает целая серия текстов — путевые заметки. Самый яркий из них «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. В нем монахи и паломники, которые странствуют из пункта А в пункт Б, рассказывают по пути истории. Это очень частая структура сюжета для средневековых текстов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Между нашим пониманием пространства и средневековым зияет целая пропасть. Пространство в Средневековье не имеет глубины. Люди, конечно, видели объекты в перспективе. Понимали, что на удалении объекты будут казаться меньше, чем те, что вблизи. Но они не считали нужным отображать это в искусстве, потому что философские богословские доктрины были сильнее, чем взгляд на реальные объекты.

🌿 Для средневекового человека были важны авторитеты священных текстов и образцов искусства. Природа не была достойной воспроизведения, но это не значит, что человек не видел ее красоты. Он считал ее проявлением Бога, божьего бытия на Земле. Средневековый человек любовался миром природы.

🌫 Средневековый человек видит пространство как плоскость, которая расположена под небом. С небес на него взирает Бог, и от его взора никуда не скрыться. Бог видит любую мысль, считывает любое намерение. Наглядный пример такого мышления — средневековые статуи в соборах. Они всегда находились в нишах, что делало объем только фронтальным. В средневековой России была икона. Икона - это плоскостное изображение с обратной перспективой.

🏃‍♂️ Пространство Средних веков совмещает реальное физическое движение с мистическим. Жития святых часто описывают, как святой переносится на очень большие расстояния в одно мгновение. Можно это расстояние пройти ногами, но на это уйдут недели, а можно моментально перенестись. Движение в пространстве средневекового человека могло осуществляться как угодно, но мистическое передвижение не было фантастикой. Оно было абсолютно нормальным и опиралось на представлении о следующем: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин…» — если Богу угодно, то естественные вещи начнут протекать абсолютно неестественным образом.

💭 «Повесть временных лет» — это текст, который построен на размышлении о времени. В летописи смешиваются точные географические описания с представлениями средневековых людей об истории, как о деятельности божьей. Поэтому историческое пространство там постоянно может наслаиваться на пространство, связанное с духовной жизнью и мистикой. Теперь мы примерно понимаем, в каких координатах времени и пространства жили люди.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;