Субличности: режимы, в которых мы существуем
О детских режимах и внутреннем критике
Взрослые люди бывает ведут себя по-детски и ощущают себя беспомощным, обиженным или разгневанным ребенком. Выясним, почему так случается, а еще познакомимся с нашим внутренним критиком.
📌 Режимы, субличности, эго-состояния — это одно и то же. Это набор поведенческих реакций, чувств, мыслей и ощущений. Они проявляются по отношению к себе, другим людям и миру в целом.
Четыре группы режимов существования личности в схема-терапии👇
1️⃣ Детские,
2️⃣ критикующие,
3️⃣ копинговые,
4️⃣ функциональные.
1️⃣👶 Детские режимы. Режимы, которые отчасти связаны с нашим поведением в детстве и детскими мыслями. Но в первую очередь они связаны с неудовлетворенными эмоциональными потребностями в прошлом и настоящем.
📍 Уязвимый ребенок. Находясь в этом режиме, мы чувствуем себя одинокими, брошенными, униженными, испытываем страх и неуверенность. Нам кажется, что никто и никогда не захочет о нас позаботиться, что мы никому не нужны в этом мире. Кажется, что мир опасен и никому нельзя доверять, что нужно за кого-то уцепиться, чтобы уцелеть. Считаем себя виноватыми и постоянно тревожимся. Это та часть психики, куда попали все даже забытые детские психотравмы.
📍 Покинутый ребенок. Близкий режим. Мы опять же ощущаем себя покинутыми и нелюбимыми. Боимся, что нас могут бросить. Ради того, чтобы не бросили, мы можем терпеть жестокое обращение со стороны значимых людей.
📍 Униженный ребенок. Ощущаем себя униженными и неполноценными, что с нами будто что-то не так.
📍 Несамостоятельный ребенок. В этом режиме мы ощущаем зависимость от других людей, а сами по себе как будто никто. Нам кажется, что сами мы не можем справиться с бытовыми проблемами.
📍 Разгневанный ребенок. Мы ощущаем раздражение, недовольство, гнев, злость или даже ярость. В этом режиме мы выдвигаем подчас странные требования, угрожаем. Делаем это не для того, чтобы человек разрушился или ушел, а чтобы он обратил на нас внимание и увидел, как нам плохо. Точно также поступают маленькие дети, когда злятся. Они бьют и толкают маму или папу.
📍 Упрямый ребенок. Мы снова злимся, недовольны чем-то, но выражаем это пассивно в виде нелогичного упрямства: «Не буду и все тут!» Цель такая же — обратить внимание другого человека на свои неудовлетворенные потребности.
📍 Импульсивный ребенок. В этом режиме мы хотим сиюминутно удовлетворить все свои желания и капризы, не думая о других людях и обстоятельствах. Импульсивное требовательное поведение.
📍 Недисциплинированный ребенок. Это режим, в котором нам быстро приедаются какие-то не очень интересные дела, которые нужно делать. Нам сложно переносить фрустрацию и терпеть дискомфорт, не хочется доводить дело до конца, внимание быстро переключается на что-то другое.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Какими бывают внутренние критики, что они нам говорят и какая у них роль.
2️⃣☝️ Критикующие режимы. Это режимы, которые мы усвоили в детстве и подростковом возрасте от значимых взрослых. Чаще всего от родителей, но могут быть и другие варианты — педагоги, родственники, товарищи. Внутренний критик «давит» на Уязвимого ребенка. Критикующие режимы единственные, от которых надо избавляться. Они не приносят никакой пользы.
🔪 Требовательный критик. Он очень хитрый, потому что не похож на критика. Мы даже можем и не захотеть с ним расставаться, потому что считаем, что с его помощью побежим быстрее, прыгнем выше и добьемся успехов. У Требовательного критика всегда завышенные ожидания от себя, окружающих и всего мира. Такой критик ощущается, как постоянное внутреннее давление и чрезмерная ответственность. Он живет в перфекционистах.
Что он нам говорит 🔻
«Старайся лучше». «Ты, конечно, молодец, но...». «Надо еще поднажать, ночь не поспать, но сделать». «Нельзя довольствоваться малым. Ты должен стать лучшим». «Не трать время зря».
🔪 Обвиняющий критик. Этот критик обвиняет нас во всем, что с нами происходит, унижает, обзывает. При этом не берутся во внимание обстоятельства, действия или бездействие других людей. Все внимание — на самого себя. Под его воздействием нам сложно отстаивать свои личные границы и говорить «нет». Мы не можем допустить мысли, что разочаруем кого-то.
Что он нам говорит 🔻
«Ты несешь ответственность за благополучие других людей». «Ты должен всем помогать, а иначе ты никто». «Если что-то случится, то по твоей вине».
🔪 Карающий критик. Это самый жестокий из всех критиков. Когда у нас включается этот режим, мы безжалостны к себе вплоть до самоповреждения: нанесения себе ран, отравления и пр. без цели покончить с собой, а с целью наказать. Он проявляет крайнее нетерпение и не стесняется в выражениях, из-за чего возникает тотальный стыд и ненависть к себе. Такой режим может привести к депрессии, но не обязательно.
Что он нам говорит 🔻
«Ты полное ничтожество! Да как ты мог вообще?! Ты все провалил!»
Чтобы понаблюдать за действиями критика и усмирить его, сделаем упражнение.
📝 Возьмем лист бумаги, разделим его на два столбца. В левой части выпишем послания критика, который говорит внутри нас, а справа приведем контраргументы.
Например 🔻
послание: «Ты мало внимания уделяешь семье»;
контраргумент: «Сейчас у меня напряженный период и я много работаю. Но это не значит, что я не уделяю внимания семье. Почти все выходные я провожу с семьей, а это не мало».
Почему нет пользы от самокритики
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день