Субличности: режимы, в которых мы существуем
Функциональные или здоровые режимы
Нам интересно узнать, в каких режимах живет зрелая личность, какие из них являются здоровыми и функциональными. Если совсем коротко — их три: Здоровый взрослый, Хороший родитель, Счастливый ребенок. А теперь подробнее.
1️⃣👱♂️ Здоровый взрослый. Если в трансактном анализе Здоровый взрослый — это про объективную холодную оценку ситуации при принятии решений, то в схема-терапии такой режим понимается шире.
Что умеет Здоровый взрослый 👇
✔️ Конструктивно общаться и взвешивать ситуации,
✔️ брать на себя ответственность,
✔️ делать самостоятельный выбор,
✔️ чувствовать и адекватно выражать эмоции,
✔️ понимать чувства других людей и выдерживать их,
✔️ решать проблемы,
✔️ понимать свои ограничения и достоинства,
✔️ придерживаться обязательств,
✔️ позволять себе отдыхать.
2️⃣👨👦Хороший родитель. Иногда его не выделяют, как отдельный режим, а включают в режим Здорового взрослого. Его главное умение — он адекватно и бережно взаимодействует не только со своими детьми, но в первую очередь со своим внутренним Уязвимым ребенком. Хороший родитель ограждает Уязвимого ребенка от угрозы, от нарушения потребностей и он знает, какие потребности были фрустрированы и как их сейчас удовлетворить.
Разберем на примере 🔻
Ситуация: от мужа ушла жена. Мужчина тяжело это переживает.
▫️ Он может выбрать дисфункциональный режим Отстраненный самоутешитель, и начать, допустим, впахивать на работе или выпивать.
▫️ Или у него может включиться режим Обвиняющего критика, который говорит ему: «Слышь, ты чего раскис? Ты мужик или кто? Ты должен справляться со своими проблемами». И в ответ включился бы режим Самовозвеличивателя, который будет убеждать быть выше всего этого.
▫️ Или у него включился бы режим Отстраненного защитника, который сказал: «Да тебе не все ли равно? Она тебе не нужна. Пусть идет лесом. И никто тебе не нужен. Забей вообще».
▫️ Или он выбирает здоровый режим, слышит потребности своего Уязвимого ребенка и готов их закрывать не в ущерб другим людям. Мужчина признает свои эмоции как Здоровый взрослый: «Похоже, мне грустно». Разрешает себе испытывать негативные эмоции: «Да, старик, можно и погрустить. Это нормально». Тем самым он закрывает потребность в выражении чувств и принятии. Мужчина признается себе, что сам не может справиться с этими эмоциями и его Здоровый взрослый предлагает позвонить друзьям или своему психотерапевту, поделиться с ними.
Если отнестись к своему Уязвимому ребенку со всем вниманием, то он станет счастливым — и это третий здоровый режим. Посмотрим, зачем он нам нужен.
3️⃣👶 Счастливый ребенок. Когда случается что-то плохое мы в силах запустить позитивный круг развития события: Уязвимый ребенок расстроен, появляется Здоровый взрослый, удовлетворяет потребности Ребенка и тот становится снова счастливым. Это дает нам огромную творческую энергию!
Счастливый ребенок говорит 👇
«Я есть! Я такой, какой я есть! Меня любят таким, какой я есть. Я защищен. Меня не дадут в обиду. Что бы ни произошло, мой Взрослый разберется с этим. Мне хорошо».
🤸♀️ Счастливый ребенок может проявлять спонтанность и играть. Имеется в виду любая деятельность для удовольствия — картинг, бассейн, клуб виртуальной реальности и т.д.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1 — Здоровый взрослый
2 — Счастливый ребенок
Мы назвали все основные режимы нашей личности; увидели, как они себя ведут и что говорят. Давайте выясним, что нам это дает.
👤 Это не я. Когда мы не выделяем и не понимаем, что сейчас пребываем в каком-то из режимов, то думаем, что это — поведения, чувства, мысли — и есть мы. Но это не так. Есть я, а есть режим — усвоенная когда-то от модель поведения, чувствования и способ мышления.
📌 Режим можно отделить от себя и отказаться от него, сохраняя целостность своей личности.
👨👦 Что я хочу? Мы можем представить своего Уязвимого ребенка в своих мыслях, обратиться к нему, утешить, спросить о его желаниях. Это очень важно для установления контакта с самим собой. Мы же часто не понимаем, чего мы хотим.
🍦 Хочу мороженое. В схема-терапии шаг за шагом мы определяем режимы существования, называем их, иногда рисуем, возвращаемся к Уязвимому ребенку, выясняем его потребности. Например, он хочет мороженого. И тогда клиент получает домашнее задание — пойти со своим внутренним ребенком и съесть мороженое. Это звучит забавно, а на деле все очень серьезно. Взрослый человек таким образом узнает, что он может выражать свои желания и удовлетворять потребности своей субличности.
🕹 Зачем знать о режимах. Нет ни одного человека, который живет только в режимах Здоровый взрослый и Счастливый ребенок. В норме у нас включаются разные дисфункциональные режимы, потому что у каждого из нас разный жизненный опыт, своя история. Но зная об этих режимах, умея их отличать и называть, мы можем контролировать их деятельность и переключаться на другой режим. Через заботу об Уязвимом ребенке мы находим с собой контакт, понимаем свои потребности, удовлетворяем их и становимся удовлетворенными сами.
Что скрывается за злобными комментариями в интернете
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день