angle-down facebook instagram vkontakte warning

Символизм

Бельгийский символизм: Кнопф, Энсор, Симберг

Кнопф исследовал сновидения как грань между реальностью и иллюзией, а творчество Энсора предвосхитило экспрессионизм. Разбираемся в бельгийском символизме.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Фернан Кнопф

1. Нежность сфинкса, 1896
2. Портрет Габриэль Браун, 1886
3. Портрет Маргариты Кнопф, 1887
4. Воспоминания, 1889
5. Пример фотоколлажа
6. Я дверь закрою за собой, 1891
7. Заброшенный город, 1904
8. Интерьер церкви в Брюгге, 1904
9. Башня у озера в Брюгге, 1904
10. Улыбка женщины, 1912

Теперь мы отправимся в Бельгию. И начнем с Фернана Кнопфа — художника, графика и скульптора.

Вот что о нем важно знать 👇

Очень ценил Гюстава Моро и прерафаэлитов. От первого он взял уединенный стиль жизни и меланхолию, а от вторых — образ лондонского денди.

▪️ Кнопф познакомился с прерафаэлитами и состоял в переписке с сестрой одного из лидеров движения Данте Габриэля Россетти. Кристина Россетти была поэтессой, некоторые работы Кнопфа названы цитатами из ее стихов.

▪️ Сам Кнопф повлиял на Густава Климта и Франца фон Штука (о нем мы еще поговорим).

👩‍🦰 Часто писал любимую модель — сестру Маргариту. У нее был тот же тип красоты, что ценили прерафаэлиты — рыжие волосы, прямой профиль, тяжелый подбородок.

💤 Важную роль отводил образу Гипноса, бога сна. Увидев скульптуру Гипноса в музее, художник заказал с нее слепок, который стоял у него в студии на алтаре. Мотив сновидений как пограничного состояния между реальным и ирреальным, между жизнью и смертью очень важен для символистов.

📷 Активно использовал фотографию как подготовительный этап для написания своих картин. Иногда составлял из фотографий коллажи как макет будущих полотен. Когда Маргарита вышла замуж, Кнопф продолжал пользоваться ее старыми фотографиями для создания новых работ.

🟡 Уделял много внимания антуражу. Оформил дом в бело-сине-золотых тонах, над входом в студию написал девиз «Мы владеем только собой», мольберт стоял в золотом круге на полу в центре студии. Кнопф был одержим идеей круга как символа божественности.

🏘 Имел особые отношения с Брюгге. Кнопф провел там детство и сохранил теплые воспоминания — даже писал по памяти пейзажи, наполняя их мистическим ощущением.

▪️ Когда Кнопфу пришлось снова посетить Брюгге, он надел черные непрозрачные очки и передвигался на извозчике, чтобы ничего не видеть и не разрушить старые воспоминания.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Джеймс Энсор

1. Интрига, 1890
2. Борьба скелетов за копченую сельдь, 1891
3. Скат, 1892
4. Художник в окружении злых духов, 1898
5. Автопортрет с масками, 1899

Познакомимся с Джеймсом Энсором, который создавал очень необычные и узнаваемые символистские работы.

Вот в чем их источник 👇

🦜 Энсор родился в Остенде. Это портовый город, который был связан с другими странами. Родители Джеймса держали лавку с необычными товарми: масками, статуэтками, экзотическими животными — попугаями и другими птицами, обезьянами, кошками. Яркая, безумная атмосфера сформировала эстетику живописи Энсора.

💀 В Остенде часто проводились карнавалы. Праздничные шествия в масках и костюмах сплелись у Энсора с образом «Пляски смерти». В этих средневековых изображениях смерть (скелеты), танцуя, сопровождает людей самых разных социальных слоев и возрастов, ведя их к одному финалу.

🖼 В творчестве Энсора преломились все детские впечатления. Работы художника наполнены экзотическими образами, масками, скелетами и черепами. Его считают предтечей экспрессионизма.

Хуго Симберг

1. Сад смерти, 1896
2. Река жизни, 1896
3. Смерть слушает, 1897
4. Хоровод, 1898
5. Раненый ангел, 1903
6. Кафедральный собор Тампере, арх. Ларс Сонк, Финляндия, 1902
7. Собор внутри с росписями Симберга

В завершение части поговорим о финском художнике Хуго Симберге, авторе одной из самых известных картин символизма.

Познакомимся с ним поближе 👇

🦉 Черпал вдохновение из самых разных источников. Любил итальянское Возрождение, прерафаэлитов, а также учился у финского художника Аксели Галлен-Каллела.

▪️ Галлен-Каллела был ближе к модернистам: работал с финским фольклором, иллюстрировал Калевалу, в некоторых его картинах угадываются мотивы традиционного финского эпоса.

🏥 Испытывал проблемы с душевным здоровьем. Лечился в лечебнице накануне того, как создал визитную карточку северного символизма, знаменитую картину «Раненый ангел».

🩸 Раненый ангел. Два мальчика несут на носилках раненого ангела, похожего на ребенка. У ангела завязаны глаза, мальчики одеты в темное и напоминают маленьких взрослых. Картина вызывает много вопросов, но сам Симберг, как и положено символисту, не давал никаких интерпретаций.

💀 Сад смерти. Скелеты-садовники ухаживают за цветами в оранжереях. Растения считаются метафорой человеческих душ. Несмотря на тему, картина не выглядит пугающей или жуткой. По-видимому, Симберг не относился к смерти как к чему-то ужасному.

️ Симберг повторил обе картины в виде фресок в Кафедральном соборе в Тампере (арх. Ларс Сонк, 1902–1907). В соборе находятся и другие фрески художника: например, «Гирлянда жизни» с 12 нагими мальчиками, символизирующими 12 апостолов. Также для оформления этого Собора Симберг создал композиции для шести витражей. Тот факт, что подобные изображения украшают храм, многое говорит о финской широте взглядов.

О творчестве «датского Вермеера» — художника Вильгельма Хаммерсхëя

Вильгельм Хаммерсхëй

1. Вид на замок Кристиансборг, поздняя осень, 1892
2. Интерьер с читающим молодым человеком, 1898
3. Спальня. Интерьер с женщиной у окна, 1890
4. Интерьер с Идой на белом стуле, 1900
5. Солнечная комната, 1901
6. Улица в Лондоне, 1906
7. Интерьер с картиной и мольбертом. Бридгед, 25, 1910
8. Автопортрет художника и его жены через зеркало, 1911

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;