angle-down facebook instagram vkontakte warning

Символизм

Французский символизм: де Шаванн, Моро, группы Наби и «Роза и крест»

Группа Наби пыталась найти универсальный язык искусства, а эксперименты Моро с чистым цветом повлияли на фовизм. Узнаем больше о французском символизме.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Пьер Пюви де Шаванн

1. Портрет художника (неоконченный)
2. Надежда, 1871–1872
3. Надежда, 1872
4. Смерть и девушки, 1872
5. Бедный рыбак, 1881
6. Сон: во сне он видел, как любовь, слава и богатство явились ему, 1883
7. Сострадание, 1887
8. Девушки на берегу моря, 1894

Мы начинаем разговор о французском символизме. Он начался с литературы — первыми это направление открыли поэты.

Вот как это происходило 👇

📘 В 1857 году вышел сборник стихов Шарля Бодлера «Цветы зла». В его творчестве впервые появилась идея о том, что любое проявление материального мира — цвет, запах, звук — рождает много сложных ассоциаций с миром идей и образов. Эта идея станет одним из важнейших принципов символизма. Другие прославленные поэты-символисты во Франции — Поль Верлен, Стефан Малларме, Артюр Рембо.

📖 Поэтическим манифестом символизма считается стихотворение «Соответствия» (из сборника «Цветы зла»):

Природа — строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.

Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат —

Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!

📰 В 1886 году в журнале Le Figaro вышла статья поэта Жана Мореаса «Манифест символизма». Это первая попытка его теоретического осмысления. Мореас писал: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними».

👨‍🎨 Во французской живописи отец-основатель символизма — Пьер Пюви де Шаванн. Он вдохновлялся итальянским искусством Раннего Возрождения, а его самого очень любили в России: Сергей Дягилев заимствовал эстетику де Шаванна для оформления «Русских сезонов», а Николай Рерих и Виктор Борисов-Мусатов называли его одним из главных учителей.

Пюви пытался показать на полотнах мир ощущений. Сложно понять, что на них происходит — чаще не происходит ничего. Живопись Пюви передает не сюжет, а состояние, в которое должен погрузиться зритель.

🎨 Художник использует сдержанный колорит без ярких чистых красок. Он пишет очень лаконично, тяготеет к плоскости. Пюви позаимствовал у Гогена технику клуазонизма, но не взял его мощную палитру.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Пьер Пюви де Шаванн

1. Почтовый голубь, 1871
2. Свободный дух, 1874

Давайте рассмотрим картину Пьера Пюви де Шаванна «Свободный дух». Это картина из мини-цикла, посвященного франко-прусской войне 1870–1871 годов.

🕊 В ходе короткой, но стремительной войны Париж оказался осажден. Единственной связью с внешним миром для города остались почтовые голуби и воздушные шары. Вторая картина цикла называется «Почтовый голубь».

Необязательно знать историю осады Парижа, чтобы понять, что речь идет о войне 👇

👩 На переднем фоне стоит немолодая женщина в траурном одеянии. Первая ассоциация — мать, оплакивающая сыновей, символ Франции или любой другой страны во время войны. В одной руке у нее ружье, она готова защищаться. На заднем плане — палатка с пушками.

🎨 Полотно написано в очень минималистичной цветовой гамме. Преобладают темные цвета: на первом плане много черного и коричневого, и только фон окрашен в теплые, оранжево-желтоватые цвета.

Картину можно трактовать по-разному 👇

▪️ Пессимистично — как символ ужасов войны, горя и страдания. В этом случае воздушный шар в небе — души погибших, с которыми женщина прощается навсегда.

▫️ Оптимистично — как символ несломленного духа, готовности продолжать бой, веры в будущее и надежды, которую символизирует воздушный шар.

👁 Обе трактовки одинаково справедливы. Как всегда в символизме, правда в глазах смотрящего.

1. Эдуар Вюйар. Цветочное платье, 1891
2. Пьер Боннар. Столовая в загородном доме, 1913
3. Кер-Ксавье Руссель. Сезоны жизни, 1892–1895
4. Морис Дени. Путь на Голгофу, 1889
5. Поль Серюзье. Меланхолия («Бретонская Ева»), ок. 1891
6. Поль Рансон. Христос и Будда, 1880
7. Пьер Боннар. У Средиземного моря (триптих), 1911
8. Морис Дени. Серия «История Психеи». Панно первое. Пролетающий Амур поражен красотой Психеи, 1908

Познакомимся с группой Наби. «Наби» в переводе означает «пророки» или «избранные». Это многое говорит о мировоззрении художников и их отношении к своему творчеству.

🎨 Художники группы Наби начинали вместе с Гогеном до его отъезда в Полинезию. От него они взяли технику клуазонизма.

✍️ Пытались найти универсальный художественный праязык. Для этого смешивали мистицизм, восточные верования и христианство. Свои идеи излагали в теоретических статьях.

🙏 У набидов было что-то вроде культа: каждую субботу они собирались в студии художника Поля Рансона, которую называли «храмом», где облачались в экзотические одежды и обращались друг к другу по тайным именам. Этот культ был миксом разных верований и мировоззрений.

🍽 В духе времени занимались прикладным искусством: оформляли интерьеры, создавали театральные афиши и декорации, делали эскизы для витражей, посуды, фарфора, мебели.

👥 Набидов можно разделить на две группы.

▪️ Интимисты — Эдуар Вюйар, Пьер Боннар, Кер-Ксавье Руссель. Не так сильно интересовались мистицизмом, изображая интимные сцены повседневной жизни: интерьеры, женщин за туалетом или работой, детей, небольшие городские сценки. При этом даже в обыденности они пытались увидеть красоту и духовность.

▪️ Мистики — Морис Дени, Поль Серюзье, Поль Рансон. Были одержимы религиозными идеями, мистицизмом. Даже когда через 10 лет объединение распалось, они продолжили духовные поиски: кто-то в лоне католической церкви, кто-то в увлечениях восточными культами.

🖼 Искусство Набидов ценил Иван Морозов. Для оформления своего особняка на Пречистенке он заказал панно «У Средиземного моря» у Боннара и «Историю Психеи» у Дени. Сейчас все эти работы находятся в Эрмитаже.

О новом статусе художника в эпоху символизма

Гюстав Моро

1. Европа и бык, 1869
2. Саломея, 1876
3. Саломея, танцующая перед Иродом, 1876
4. Фаэтон, 1878
5. Галатея, 1880
6. Ева, 1885
7. Священный слон, 1885
8. Вечерние голоса, 1885
9. Гесиод и муза, 1891
10. Юпитер и Семела, 1895

Теперь на очереди Гюстав Моро — яркий представитель французского символизма.

💰 Родился в богатой семье. Получил большое наследство и всю жизнь ни в чем не нуждался. Вел уединенный образ жизни, хотя не выпадал из художественного сообщества. Преподавал в Академии художеств.

🎨 Активно и смело использовал цвет, особенно это заметно в его трактовке фонов. Эксперименты Моро с чистым цветом повлияли на Матисса и фовистов, которые учились у него в Академии.

👩 Главная тема — женская природа. Для Моро женщина — всегда непостижимая тайна, роковая красота. Среди его героинь — Елена Троянская, Леда, Клеопатра, Апосифая.

🗡 Большой цикл работ посвящен Саломее. Моро постоянно экспериментирует с цветом, палитрой, идеей. В цикле встречается даже татуированная Саломея — сказывается интерес к экзотике и восточным странам.

Сам Моро считал: «Фантазия — одна из главных сил души». Свое вдохновение он часто черпал в медитации над полотнами великих художников прошлого.

👨‍🎨 Моро любили Андре Бретон и Сальвадор Дали. Они видели в его образах то, что искали сами. Бретон говорил, что художественный мир, который создает Моро — сомнамбулический, иррациональный, схожий со сновидением. Таким образом Моро можно считать одним из предшественников сюрреализма.

Сравнение картин Энгра и Моро «Эдип и Сфинкс»

1. Жан Огюст Доминик Энгр. Эдип и Сфинкс, 1808–1827
2. Гюстав Моро. Эдип и Сфинкс, 1864

Одилон Редон

1. Автопортрет, 1880
2. Плачущий паук, 1881
3. Улыбающийся паук, 1881
4. Химера, 1883
5. Воздушный шар с глазом, 1898
6. Муза на Пегасе, 1900
7. Офелия среди цветов, 1905–1908
8. Бабочки, 1910
9. Портрет Виолетты Хейманн, 1910
10. Бирюзовая ваза, 1911

Обсудим Одилона Редона. Вот что о нем важно знать 👇

🎨 В детстве был замкнутым. Ранние годы провел в одиночестве под присмотром слуг, потому что родители видели в нем признаки душевного расстройства. Много времени гулял сам по себе по лесам и полям, изучал жизнь природы. Когда в 11 лет Редона отправили учиться, ему было трудно социализироваться. Пройдя через это, постепенно пришел к живописи.

🌸 Важную роль в его жизни сыграли два человека — ботаник Арман Клаво и литограф Радольф Бреден. От Клаво, который увлекался искусством и литературой, Редон взял страсть к растениям, а от Бредена — любовь к графике.

🦇 Также Редон вдохновлялся Гойей. Под впечатлением от испанца он создал две серии литографий: «Посвящение Гойе» и «Искушение Св. Антония».

🎨 Творчество Редона делят на два периода — черный и цветной.

⬛️ Черный. Сначала Редон рисовал только углем и работал в технике литографии. Он изображал странные видения из мира флоры и фауны, когда цветок вдруг превращается в глаз, а у паука проявляется человеческое лицо. Работы этого периода искусствоведы сравнивают с первозданным хаосом, когда в мировом океане от случайных сочетаний рождались первые формы жизни.

🟥 Цветной. В 50 лет начал писать красками. Возможно, это было связано со смертью его друга-ботаника. Теперь Редон писал природу, цветы, фигуры людей на фоне пейзажа или цветочных мотивов. Эти картины очень изящны, но многие считают, что в них присутствует странное чувство тревоги, будто за цветами скрывается что-то неведомое.

Эжен Каррьер

1. Портрет Поля Верлена, 1890
2. Медитация, 1890
3. Материнство, 1890
4. Портрет Поля Гогена, 1891
5. Женщина, вынимающая занозу из пальца, 1890-е
6. Поцелуй матери, 1899

Рассмотрим творчество Эжена Каррьера. Его живопись называют «реальностью волшебного сна». Давайте узнаем, почему 👇

👤 Каррьер писал в основном портреты и символистские композиции на тему семьи, материнства, детства и дружбы. На портретах изображал родственников или близких по духу людей — Гогена или любимого поэта-символиста Верлена.

🎨 Большое влияние на живопись Каррьера оказал Уильям Тернер. Английского художника с его размытыми контурами и стремлением показать потоки света называют предтечей импрессионизма. Каррьер позаимствовал у него приглушенную гамму, тяготеющую к монохрому, коричневато-серо-серебристые оттенки.

🌫 В работах Каррьера нет лишних деталей — только основные фигуры, плавные, текучие и нежные из-за мягких контуров. Они будто находятся в легком тумане, как сны или фантазии: перед нами не реальный мир, а состояния души.

1. Карлос Швабе. Смерть и могильщик, 1895
2. Карлос Швабе. Вечерние колокола, 1895
3. Карлос Швабе. Мадонна лилий, 1899
4. Жан Дельвиль. Орфей, 1896
5. Жан Дельвиль. Богочеловек, 1903
6. Жан Дельвиль. Преступление, 1910-е
7. Жан Дельвиль. Колесо мира, 1940

Завершим часть изучением группы «Роза и Крест», которая создавала самый мистический и эротический вариант символизма.

🌹✝️ В основе группы лежал мистический культ, который основал и возглавил Жозеф Пеладан — писатель, оккультист, обаятельный шарлатан. Сам себя он называл «Сар (Царь) Миродак». Идеи «Розы и Креста» оформились под влиянием Каббалы, религии, древнегреческого культа.

👥 Вокруг Пеладена собралась группа художников, хотя не все они вступали в орден «Роза и крест». Он умел вдохновлять людей и находить влиятельных спонсоров и покровителей.

🔞 Художники «Розы и Креста» в желании эпатировать публику часто переходили все границы: в их работах много пафоса, неприкрытого эротизма, шокирующих деталей. Во многом из-за творчества «Розы и Креста» весь символизм долго отвергали и считали дурновкусием.

👨‍🎨 Художник Жан Дельвиль — лидер группы. В его работах много дьявольщины и эротизма. Сам он считал, что «красота обнаженного тела — самый целомудренный из возможных покровов». Обожал мистику, после распада «Розы и Креста» Дельвиль увлекся теософией Блаватской. Дружил со Скрябиным — даже оформил обложку для первого издания партитуры его оперы «Прометей».

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;