Символизм
Русский символизм: Борисов-Мусатов, «Голубая роза», «Мир искусства»
Многие художники России касались символизма — но только Борис-Мусатов относится к «чистым» русским символистам. Посмотрим, почему и как это направление развивалось у нас.
1. Кузьма Петров-Водкин. Сон, 1910
2. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня, 1912
3. Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910
4. Михаил Нестеров. Молчание, 1903
5. Михаил Врубель. Гадалка, 1895
6. Мария Якунчикова-Вебер. Чехлы, 1897
7. Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894
8. Архип Куиджи. Красный закат, ок. 1908
Пришло время поговорить о русском символизме.
⏳ В России символизм появился позже, чем во Франции. Вместо 40 лет он длился здесь всего около 20, зато был более концентрированным. Этому способствовали кризис религии, давление мощной реалистической традиции.
🏡 В России проявилась отдельная линия исторического символизма — ретроспективизм. В этот период художники часто обращаются к истории России 18 века, заново переосмысливают тему русского дворянства и русской усадьбы.
▪️ В этом отличие русского символизма от европейского, в основе которого лежали, как правило, повторяющиеся сюжеты из мифологии и Священного Писания — хотя в России эти темы тоже встречаются.
👨🎨 Многие русские художники прошли через символизм. Но практически ни для кого он не стал магистральной линией творчества. Менялись времена — менялись индивидуальные художественные манеры. Часто к художникам-символистам относят Михаила Врубеля, но масштаб его художественного гения не может быть вписан в рамки одного стиля.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяВиктор Борисов-Мусатов
1. Весна, ок. 1899
2. Гобелен, 1901
3. Осенний мотив, 1901
4. Водоем, 1902
5. Призраки, 1903
6. Одиночество, 1903
7. Изумрудное ожерелье, 1903–1904
8. Реквием, 1905
9, 10. Современное состояние усадьбы в Зубриловке
Если значительная часть русских художников только прикоснулась к символизму, то Виктор Борисов-Мусатов — пожалуй, единственный в России представитель чистого символического направления.
Поговорим о нем подробнее 👇
👦 Дед Виктора был крепостным крестьянином. Звучная двойная фамилия появилась из-за того, что отец Виктора подписывался «Мусатов, Борисов» — в значении «Борисов сын». После неудачного падения в три года у Виктора прекратился рост, начал расти горб. Процесс удалось остановить, но всю жизнь Борисов-Мусатов страдал от страшных болей. Его ранняя смерть от костного туберкулеза также стала последствием детской травмы.
🎓 Борисов-Мусатов учился в Саратовском училище, затем в Москве и Петербурге — в Академии Художеств у Павла Чистякова, который был педагогом у целой плеяды великих русских художников — Васнецова, Врубеля, Поленова, Серова, Сурикова.
💰 В 1895 году великая княгиня Елизавета Федоровна за 150 рублей купила ученическую работу Борисова-Мусатова «Майские цветы». На вырученные деньги художник смог отправиться в путешествие в Крым, на Кавказ, по Европе — и в Париж.
👁 Париж сформировал Борисова-Мусатова. Там он познакомился с творчеством Пюви де Шаванна, который стал его главным вдохновителем. Многие работы Борисова-Мусатова похожи на картины французского художника по колориту, изысканности, странному утонченному настроению.
🎨 Большую часть картин Борисов-Мусатов написал темперой. Работал с крупнозернистыми холстами. Краска проникала внутрь, так что мазки не было видно — появлялось ощущение вытканного гобелена.
🏠 Любил писать старинные усадьбы, воспоминания о прошлом, женщин в старинных платьях. На вопросы об изображаемом времени отвечал, что это «красивая эпоха». На многих картинах встречается реальная усадьба Зубриловка неподалеку от Саратова. В 1905 году ее разрушили, и она до сих пор находится в руинах.
👨🎨 Всю жизнь художник бедствовал. У него не было денег на натурщиц, так что он писал в основном сестру, жену и Надежду Станюкевич, жену друга. Они были между собой похожи, поэтому кажется, что на всех картинах одна женщина.
⬛️ Почти всю жизнь провел в Саратове — не мог позволить себе жить в Москве или Петербурге. Умер в Тарусе на пустующей даче Цветаевых в 35 лет. На месте погребения стоит памятник, выполненный Александром Матвеевым — то ли спящий, то ли мертвый мальчик.
1. Николай Сапунов. Обложка каталога выставки «Голубая Роза», 1907
2. Павел Кузнецов. Голубой фонтан, 1905
3. Павел Кузнецов. Рождение, 1906
4. Александр Матвеев. «Уснувший мальчик», надгробие В. Борисова-Мусатова
5. Мартирос Сарьян. Озеро фей, 1905
6. Петр Уткин. Сон. Декоративное панно, 1905
7. Василий Милиоти. Вечерний праздник, 1900-е
8. Николай Сапунов. Балет, 1906
9. Сергей Судейкин. Гуляние, 1906
Теперь поговорим об объединении «Голубая роза».
👥 Ядро «Голубой розы» составляли саратовские художники: Павел Кузнецов, Петр Уткин, скульптор Александр Матвеев. Всего в объединение входили полтора десятка человек, в том числе Мартирос Сарьян, Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Николай Крымов.
👨🎨 Главным авторитетом для «Голубой розы» стал Виктор Борисов-Мусатов. Восхищаясь старшим земляком, они позаимствовали его серо-голубые, пастельные, розоватые нежные тона.
🌹 В 1904 году местные художники провели в Саратове выставку «Алая роза». До этого они в полном составе учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учились у Левитана, Коровина, Серова.
🔵 В 1907 году прошла выставка «Голубая роза», которая и дала название объединению. Тогда же художники нашли мецената — Николая Рябушинского. Он делал дорогие заказы, организовывал выставки, где картины «голуборозовцев» висели рядом с работами Гогена, Ван Гога, Матисса, Ренуара, Майоля — это делало им хорошую рекламу.
🎨 К 1910 году манера художников стала меняться. Объединение распалось. Наступала новая эпоха в искусстве, и символизм перестал быть источником вдохновения. Каждый художник начал развивать собственную эстетику. Многие из бывших членов «Голубой розы» продолжали успешно работать при советской власти и поддерживали дружеские отношения на протяжении всей жизни.
О выставке «Голубая роза» 1907 года в Москве
1. Константин Сомов. Арлекин и смерть, 1907
2. Константин Сомов. Синяя птица, 1918
3. Александр Бенуа. Версаль. Прогулка короля, 1897
4. Мстислав Добужинский. Домик в Санкт-Петербурге, 1905
5. Мстислав Добужинский. Окно парикмахерской, 1906
6. Евгений Лансере. Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий, 1903
7. Валентин Серов. Петр I, 1907
8. Леон Бакст. Ужин, 1902
9. Леон Бакст. Древний ужас, 1908
Обсудим объединение «Мир искусства» — яркий пример творческих поисков в русском искусстве рубежа 19 и 20 веков.
👥 «Мир искусства» появился как небольшое творческое объединение петербургской «золотой молодежи». Костяк составляли Александр Бенуа, Константин Сомов, Леон Бакст, Евгений Лансере. Позже к ним присоединялись другие молодые художники, идеалы «Мира искусства» также разделяло старшее поколение — Серов, Коровин, Нестеров.
🖼 Участники «Мира искусства» отлично разбирались в европейской живописи. Отец Сомова был хранителем Эрмитажа, Бенуа и Лансере принадлежали к крупным художественным династиям. Они устраивали друг другу лекции и экскурсии. Затем к ним примкнул Сергей Дягилев, и его энергия придала движению новый импульс.
📖 Группа начала издавать одноименный журнал. Он выходил шесть лет и стал рупором модерна и символизма в России: там печатались писатели и поэты, репродукции художников, критические статьи. Много внимания уделялось западному искусству.
▪️ Дягилев устраивал выставки, где выставлялись работы не только «мирискусников», но и знаменитых художников европейского модерна и символизма.
🔙 «Мирискусники» в творчестве обращались к ретроспекции. Их работы изображали 18 век, прекрасных дам, прогулки по садам, фейерверки, исторические сцены — камерные, красивые, лирические.
🎭 Художники больше занимались прикладным искусством и графикой. Они создавали эскизы костюмов и декорации для «Русских сезонов» Дягилева, рисовали иллюстрации для книг.
▪️ Константин Сомов — один из первых, кто планомерно и последовательно вносил в русское искусство мотивы эротики. Мы уже видели очень откровенный европейский символизм — в России это было намного деликатнее и скромнее.
⌛️ Для «Мира искусства» и вообще русских символистов свойственно настроение декаданса. Они ощущали себя потерянным поколением, которое обладает обширными знаниями, многое умеет в искусстве, но не способно создать ничего по-настоящему великого.
🔜 Символисты чувствовали приближение чего-то, что все сметет, ощущали близость авангарда и революции — но не были готовы примкнуть к этому, считая себя последними рыцарями красоты.
Микалоюс Чюрлёнис
1. Похоронная симфония (V), 1903
2. Спокойствие, 1904
3. Козел, 1904
4. Сотворение мира III, 1906
5. Аллегро (Соната весны), 1907
6. Водолей, 1907
7. Весы, 1907
8. Короли (Сказочные Короли), 1909
9. Рай, 1909
10. Демон, 1909
Завершим разговор о символизме на Микалоюсе Константинасе Чюрлёнисе. Это художник и композитор, который сыграл важную роль в становлении литовской культуры.
🎹 С раннего детства занимался музыкой. В 25 лет написал симфоническую поэму «В лесу», которую считают одним из высших достижений литовской симфонической музыки.
▪️ Хотя Чюрлёнис — символ литовской культуры, первыми его языками были польский и русский. Литовский он начал учить после революции 1905 года, когда в Литве поднялось национальное движение. Девушка, которая учила Чюрлёниса языку, позже стала его женой.
🎨 Создавал необычные и интересные живописные композиции, используя темперу. Посвящал произведения абстрактным понятиям — «Спокойствие», «Дружба», «Тоска», «Истина».
▪️ Писал циклы: «Сказочные короли», «Сказки», «Знаки Зодиака», «Сотворение мира».
🖼 В 1908 году приехал в Петербург. Здесь познакомился с молодыми художниками, участниками «Мира искусства», участвовал в их выставках. Чюрлёнис совмещал в себе два таланта — композитора и художника, и поэтому представлялся коллегам идеальным воплощением Творца той эпохи, способным к синтезу искусств.
👤 Трагически погиб в 35 лет. Постоянные проблемы с деньгами и прочие трудности привели к душевному расстройству. В клинике для душевнобольных под Варшавой Чюрлёнису запрещали перенапрягаться — рисовать и заниматься музыкой. Художник сбежал, заблудился, провел ночь в лесу. Его нашли, но он заболел пневмонией и вскоре умер от кровоизлияния в мозг.
Николай Рябушинский — самый экстравагантный меценат эпохи символизма в России
1. Николай Рябушинский (1877–1951)
2. Николай Рябушинский. Ночной праздник, 1908
3. Николай Рябушинский. натюрморт, 1909
4. Вилла Николая Рябушинского «Чёрный лебедь», арх. В. Д. Адамович, В. М. Маят, 1907–1910
5-7. Интерьеры виллы
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день