angle-down facebook instagram vkontakte warning

Символизм

Символизм: знакомство

Картины символизма исследуют тонкую грань между идеальным и реальным — и помогают лучше узнать самих себя. Начинаем знакомиться с символизмом.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Пьер Пюви де Шаванн. Бедный рыбак, 1881
2. Карлос Швабе. Смерть и могильщик, 1895
3. Франц фон Штук. Битва за женщину, 1905
4. Фердинанд Ходлер. Ночь, 1890
5. Хуго Симберг. Сад смерти, 1896
6. Арнольд Бёклин. Остров мертвых, 1880—1886
7. Виктор Борисов-Мусатов. Призраки, 1903
8. Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Рай, 1909

Для начала разберемся, почему о символизме важно знать.

🖼 Одно из крупнейших направлений в искусстве рубежа 19–20 веков. Символизм определил дух времени и заложил основы для дальнейшего развития искусства.

💔 Отвечает на вечные вопросы, актуальные во все времена: рождение, любовь, смерть, трагические и романтические темы.

🌗 Исследует тонкую грань между мирами: внешним и внутренним, реальным и идеальным, рациональным и бессознательным. Внимательное изучение картин символистов позволяют лучше познать самого себя.

⁉️ Не дает окончательных ответов. Произведение символистов — это не послание с единственно верным значением. Оно бесконечно глубоко, и каждый находит в нем свое.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь выясним, почему появился символизм и к чему стремились художники. Для этого посмотрим, что происходило в Европе в последней трети 19 века 👇

🖼 Усталость от классического искусства. Со времен Ренессанса оно считалось эталоном и преподавалось во всех Академиях, но художники 19 века априори могли только приблизиться к Рафаэлю, но не превзойти его. Им хотелось идти неизведанными путями и искать новое.

🚂 Разочарование в рациональном познании мира. В Европе произошла промышленная революция, появились поезда и пароходы, заводы и фабрики. Прогресс и научный подход начинают надоедать, ведь в таком мире не остается места для духовности.

💭 Теория Фрейда о бессознательном. До этого считалось, что разум — идеальный инструмент для познания мира. Фрейд показал, что это не так: на разум влияет подсознание, наши страсти и внутренние импульсы.

⛪️ Кризис духовности. То, что предлагала церковь, уже не устраивало образованную часть населения. Она ищет ответ на свой духовный запрос в других источника — новых учениях, оккультизме, пытается изобрести новую веру. Для интеллигенции такой верой стало искусство с его культом красоты, сложности и глубины.

📷 Появление фотографии. Зачем тратить время, учиться, стараться, если теперь любой может запечатлеть портрет или пейзаж? Живопись должна была предложить что-то новое.

🎨 Импрессионизм. Одна из первых альтернатив академизму. Символисты взяли на вооружение технические достижения импрессионистов, но пошли своей дорогой: им было важно не показать мир таким, какой он есть, и впечатления от него, а выразить свой внутренний мир, связь с потусторонним.

Рассмотрим особенности символизма. Его сложно определить как единый стиль, но можно попробовать найти какие-то общие черты.

👨‍🎨 Художники-символисты экспериментировали и работали в разных техниках: могли писать и гладко, академически, и в духе импрессионистов, накладывая чистую краску широкими мазками, но никогда не работали на пленэре, потому что реальность их мало интересовала.

🎨 Многие символисты любили пастельную, серовато-голубоватую гамму — изображение будто подернуто дымкой, как во сне. Но интенсивность цвета у разных художников может быть разной.

〰️ В символизме часто встречается техника клуазонизма. Это изобретение Гогена: цвета лежат однотонными пятнами, между которыми накладываются четкие изогнутые линии. Название клуазонизм он взял от техники перегородчатой эмали.

✍️ Художники ищут новые способы выразительности и вспоминают о старых. Символисты приложили руку к расцвету графики, которая еще в середине 19 века не считалась чем-то серьезным. Они писали не только маслом, но и темперой — она не такая яркая и напоминает об иконах и фресках раннего Возрождения. А за основу кроме холстов брали дерево, как в былые времена.

♉️ Главное в символизме — это символ. Он не имеет единственного значения, глубина трактовок зависит от зрителя. Полотно может оказать на одного и того же человека разный эффект в зависимости от его состояния. Символы часто берутся из мифологии и Библии. Символисты тяготеют к религиозному мистическому сознанию.

❤️ Главные темы — смерть, любовь, грех. Часто встречается эротический подтекст. Любовь в символизме всегда на грани, это искушение, страсть — отсюда возникает образ роковой женщины, губительной для мужчин.

Об отличиях модерна и символизма

1. Альфонс Муха. Жисмонда, 1894–1895
2. Густав Климт. Поцелуй, 1907–1908
3. Константин Сомов. Эхо прошедшего времени, 1903

Давайте на конкретном примере рассмотрим, чем отличаются модерн и символизм 👇

🌿 Знаменитый плакат Альфонса Мухи «Жисмонда» — яркий пример практически «чистого» модерна. Мы видим рыжеволосую красавицу в роскошном золотом платье, увенчанную цветами, с пальмовой ветвью в руках. Изображение тяготеет к проскости, линейно, очень декоративно и изящно, однако рассчитано, прежде всего, на яркий внешний эффект.

👩‍❤️‍💋‍👨 В «Поцелуе» Густава Климта модерн и символизм сливаются воедино. По форме это, без сомнения, модерн: все та же плоскостность, линейность, богатый колорит и нарочитая декоративность. Однако внешние признаки наполнены глубоким содержанием. Орнамент обретает символическое звучание: одежда мужчины пестрит брутальными прямоугольными формами, в то время как женское платье — круглыми формами. «Поцелуй» — сложная и противоречивая формула любви. Что это — нежное слияние или решительное поглощение?

⌛️ В полотне Константина Сомова «Эхо прошедшего времени» влияние модерна не столь очевидно, по форме оно близко к классической живописи. Однако само название говорит о символическом контексте работы, будто перед нами не реальная женщина, а призрак прошлого, возникший вдруг в стенах старинной усадьбы. Нарочитая бледность, мертвенность, худоба, темный застывший взгляд — чем дольше мы всматриваемся в облик героини, тем острее ощущаем неземную, инфернальную природу.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;