Сергей Иванович Танеев
Биография и кантата «Иоанн Дамаскин»
Кантату «Иоанн Дамаскин» сам Танеев считал своим первым произведением. Узнаем, как он к ней пришел, поговорим о структуре кантаты и послушаем ее, а также назовем 6 причин любить музыку Танеева.
Мы начинаем говорить о выдающемся композиторе, педагоге, пианисте, первом в России крупном ученом-музыковеде Сергее Ивановиче Танееве.
👶 Сергей Иванович Танеев родился в 1856 году во Владимире. Его отец был очень образованным человеком и работал чиновником, но настоящей страстью Ивана Танеева была музыка. Младший сын Сережа с ранних лет тоже увлекся музыкой, отец поддерживал музыкальный талант мальчика и в 1866 году определил сына в только что открывшуюся Московскую консерваторию. Сам Николай Рубинштейн, выдающийся пианист, настаивал на том, чтобы девятилетний Сережа Танеев начал занятия в консерватории.
✨ Педагогами юного музыканта стали Николай Григорьевич Рубинштейн, у которого он учился игре на фортепиано, и Петр Ильич Чайковский, обучавший его композиции. Еще в студенческие годы Танеев начинает выступать как пианист и пробует свои силы в самом сложном жанре — пишет симфонию.
🥇 За блестящее окончание консерватории в 1875 году Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали. Сразу после выпуска перед молодым музыкантом открываются широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа.
🎹 Самостоятельная творческая жизнь Танеева начинается с сольных выступлений и многочасовых занятий за роялем. И в исполнительстве, и в сочинении музыки Сергей Иванович был очень требовательным к себе. Когда хвалили какое-то его произведение, он показывал солидную тетрадь черновиков. С эскизов начинались лучшие его сочинения: лирико-философские кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», Симфония до минор, фортепианный Квинтет.
🏃 Как ученик и последователь Чайковского Танеев находит свой собственный путь, смешивая романтический лиризм и классицистскую строгость выражения. Это сочетание очень характерно для стиля Танеева, начиная с самых ранних опытов композитора. Первой вершиной его композиторской деятельности стала кантата «Иоанн Дамаскин», написанная в 1884.
Кантата «Иоанн Дамаскин» была написана Танеевым после смерти любимого учителя Николая Григорьевича Рубинштейна в 1881 году. Композитор берет жанр кантаты по примеру Баха и вплетает в нее православные песнопения.
⚫️ Николай Григорьевич Рубинштейн умирает совершенно внезапно на пике своей славы. Конечно, для Танеева и для всего музыкального мира Москвы это трагедия. На нее откликаются многие, но сейчас мы лучше всего помним трио «Памяти великого художника» Петра Ильича Чайковского. Давайте послушаем отрывок.
→ Петр Ильич Чайковский. Трио «Памяти великого художника»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 55 минут
💔 Для музыки романтизма одним из важных элементов, свойственных ей, было чувство, которое становится гораздо выше и гораздо важнее структуры и формальных правил. В этом трио мы слышим страстную скорбь, доходящую до безумия, горечь, которую невозможно пережить, не выразив чувства в музыки.
🎼 Сергей Иванович Танеев после смерти учителя начинает работу над кантатой для оркестра и хора «Иоанн Дамаскин». Кантата — это не слишком популярный жанр в русской музыке, забытый в эпоху романтизма. Кантаты писал Бах, вплетая в ткань этой музыки протестантские песнопения. То же самое решает сделать Танеев, используя православные песнопения. Он немного их изменяет, но даже с учетом его корректировки, они все равно остаются такими же и по стилю, и по содержанию.
🙏 Кантата «Иоанн Дамаскин» родилась из интереса композитора к шедеврам старой музыки. Для нее Танеев взял текст из одноименной поэмы Алексея Константиновича Толстого, которая написана в стихотворной форме и рассказывает о жизни этого святого. Текст, который звучит в кантате, это небольшой отрывок, обращение умершего монаха к своему живому брату. Давайте прочитаем этот текст.
Иду в неведомый мне путь, (у Т. «в незнаемый я путь»)
Иду меж страха и надежды;
Мой взор угас, остыла грудь,
Не внемлет слух, сомкнуты вежды;
Лежу безгласен, недвижим,
Не слышу братского рыданья,
И от кадила синий дым
Не мне струит благоуханье.
Но вечным сном пока я сплю,
Моя любовь не умирает.
И ею, братья, вас молю,
Да каждый к Господу взывает:
Господь! Господь! Господь!
В тот день, когда труба
Вострубит мира преставленье,
Прими усопшего раба
В Твои небесные (у Т. «блаженные») селенья.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кантату «Иоанн Дамаскин» сам Танеев считал своим первым произведением и дал ему звание первого опуса.
💫 Композитор, который в 1880-е годы обращается к такому жанру и сознательно начинает с него свою карьеру, должен иметь весьма непростые эстетические идеалы или же быть глубоко религиозным. Глубоко верующим Танеев не был, но его увлечение цифрами связано с интересом к эпохам Возрождения и Античности. Для него контрапункт и музыкальная наука в строжайшем смысле слова были способом приблизиться к эстетической высоте подлинного искусства.
❓ Когда мы говорим об истой религиозности, мы ориентируемся на текущую норму, а в России 19 века норма была совершенно другая. Нахождение церковной жизни в жизни повседневной было глубоко укоренено в культуре, поэтому, когда мы говорим, что Танеев не был слишком уж религиозен, это значит, что он был религиозен, знал уклад, но не занимался разными духовными практиками. Больше времени он посвящал преподаванию и музыкальной науке.
📖 Результатом увлечения Танеева контрапунктом станут два серьезных научных труда: «Учение о каноне» и «Подвижной контрапункт строгого письма». Контрапункт — учение об одновременном движении нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое. Подвижной значит, что многоголосье может двигаться и по времени, то есть вступление голоса переносится на несколько тактов вперед. Все эти виды мы можем услышать в любой фуге Баха, когда у нас звучит тема, потом вступает еще одна, потом третья, четвертая и так дальше. Все темы звучат равноправно, находясь между собой в удивительно плотном взаимодействии. Строгим это письмо называют из-за того, что оно следует всему своду правил, который сложился в полифонической музыке.
🙌 Прелесть этих книг в том, что Танеев глубоко исследовал секреты старых мастеров и перевел их на понятный современникам язык математики. Все композиторы, которые учились в Московской консерватории, изучали контрапункт. Но именно Танеев ввел контрапункт как высокую научную дисциплину.
🎹 Танеев работал долго, поэтому кантата была завершена только через три года. Просчитывание правильности музыки было делом не автоматическим. В этой кантате три части — это старая барочная форма. В первой части после большого хорального оркестрового вступления звучит четырехголосная фуга. Вторая часть как небольшая передышка. В третьей мы снова слышим фугу, гораздо более мощную, грандиозную по своему звучанию и после кульминации музыка постепенно стихает и словно растворяется в небытии, как растворяется в небытии умерший человек.
✨ Практически все основы танеевской эстетики заложены в его первом произведении, кроме интереса к Античности, который здесь скрыт. Н он расцветет пышным цветом чуть позже, в опере «Орестея», о которой мы поговорим. А сейчас давайте послушаем кантату «Иоанн Дамаскин».
→ Сергей Иванович Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 25 минут
Наш эксперт Ляля Кандаурова рассказала о шести причинах любить музыку Танеева — одного из ее любимых композиторов.
6 причин любить музыку Сергея Ивановича Танеева
⏳ Музыка стыка эпох
Танеев, вроде бы, принадлежит 19 столетию: мы хорошо слышим, что это — ученик Чайковского, человек основательного и традиционалистского мышления, сравнивавший молодых модернистов с варварами, которые портят священную латынь. Его язык всегда тонален, консервативен, и больше того — механизмы, которые работают в его музыке, заимствованы из далекого прошлого за пределами века, в котором родился Танеев: эпохи барокко и даже Ренессанса.
В то же время можно послушать музыку Танеева совсем недолго, чтобы удивиться тому, с какой дьявольской легкостью и маневренностью он соединяет самые далекие тональности так, что материя его работ как будто непрерывно трансгрессирует и перекрашивается, полыхая яркими красками. Они сопоставлены так дерзко, что мы вспоминаем, что именно у этого человека учился Скрябин, чья музыка ушла в область головокружительной колористической абстракции, распахнув путь в 20 век.
🎹 Музыка очень совершенно сделана
Обсуждая Чайковского, мы говорим о том, как сложно было русскому композитору состязаться с западным. За плечами европейца, сочиняющего музыку в 19 веке — сотни лет плавной, естественной эволюции композиторского мышления, в то время как Россия получила уже готовые, сложные музыкальные формы оптом и очень быстро, за считанные десятилетия в ходе ускоренной вестернизации, случившейся с нашей страной при Петре и после него.
Умение выстраивать целостную, органичную, логично устроенную ткань, воздвигать сложную архитектурную форму, добиваться глубокого единства всех элементов целого, как в зодчестве, — все это русские умели гораздо хуже, чем придумывать задушевные мелодии. Это, конечно, бесценный талант, с которым, однако, очень сложно написать симфонию или квартет: мелодия это здорово, но далеко с ней не уедешь — это как иметь дорогие строительные материалы, но не уметь строить.
Танеев был уникальным русским композитором, который овладел этим искусством «музыкальной архитектуры» настолько, что чуть даже переборщил: все еще можно услышать мнения, что музыка его «слишком» умна и рассудочна — мол, ей не хватает задушевности.
🔥 В музыке Танеева чудесно сочетаются лед и пламень
Поразительно, что «сухой» то и дело называют музыку автора на поколение старше Танеева, во многом похожего на него по типу дарования и даже языку — Брамса. Сергей Иванович был бы в ужасе от этого сравнения: Брамса он не любил и ругался на него, но сочетание вулканического темперамента с тираническим самоограничением в музыке обоих прямо толкает на это сравнение (а еще они носили похожие бороды и оба страстно любили камерные жанры). У Брамса оно было связано с особенностями характера. У Танеева — с типом интеллекта: исследовательским, научным, аналитическим.
🎵 Музыка для нас с вами
Дети и молодые люди редко любят и понимают Танеева. Это действительно очень умная музыка, музыка, воздвигнутая посредством логики, эрудиции и внутренней культуры человека — в большей степени, чем силой иррационального наития, так называемого «вдохновения». В моменты самых бурных кульминаций, самых сладостных поворотов мелодии Танеев остается собой: внимательным, дотошным мастером, глубоко чувствующим и находящим обдуманные формы выражения для этих чувств. Поэтому мне кажется, что Танеев — это музыка взрослых людей.
❤️ За ней стоит очень приятная личность
По всей видимости, Сергей Иванович был очень хорошим человеком: порядочным, основательным, очень внимательным к людям, со специфическим профессорским чувством юмора. Разумеется, когда мы говорим об искусстве, нам абсолютно все равно, каким человеком был тот, кто это искусство создал. Или нет?
⛪️ Музыка Танеева погружает в особый культурный мир старой Москвы
Несхожесть художественно-интеллектуального климата двух столиц стала русским культурным анекдотом, но она и правда существует: можно вспомнить пресловутый «петербургский текст» русского искусства — эстетский, мрачноватый, с искрами праздничного безумия. Существует ли «московский текст» отечественной музыки, и что это такое? Если и искать ответы, то именно в музыке Сергея Ивановича.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день