angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Иванович Танеев

Биография и кантата «Иоанн Дамаскин»

Кантату «Иоанн Дамаскин» сам Танеев считал своим первым произведением. Узнаем, как он к ней пришел, поговорим о структуре кантаты и послушаем ее, а также назовем 6 причин любить музыку Танеева.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Мы начинаем говорить о выдающемся композиторе, педагоге, пианисте, первом в России крупном ученом-музыковеде Сергее Ивановиче Танееве.

👶 Сергей Иванович Танеев родился в 1856 году во Владимире. Его отец был очень образованным человеком и работал чиновником, но настоящей страстью Ивана Танеева была музыка. Младший сын Сережа с ранних лет тоже увлекся музыкой, отец поддерживал музыкальный талант мальчика и в 1866 году определил сына в только что открывшуюся Московскую консерваторию. Сам Николай Рубинштейн, выдающийся пианист, настаивал на том, чтобы девятилетний Сережа Танеев начал занятия в консерватории.

Педагогами юного музыканта стали Николай Григорьевич Рубинштейн, у которого он учился игре на фортепиано, и Петр Ильич Чайковский, обучавший его композиции. Еще в студенческие годы Танеев начинает выступать как пианист и пробует свои силы в самом сложном жанре — пишет симфонию.

🥇 За блестящее окончание консерватории в 1875 году Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали. Сразу после выпуска перед молодым музыкантом открываются широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа.

🎹 Самостоятельная творческая жизнь Танеева начинается с сольных выступлений и многочасовых занятий за роялем. И в исполнительстве, и в сочинении музыки Сергей Иванович был очень требовательным к себе. Когда хвалили какое-то его произведение, он показывал солидную тетрадь черновиков. С эскизов начинались лучшие его сочинения: лирико-философские кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», Симфония до минор, фортепианный Квинтет.

🏃 Как ученик и последователь Чайковского Танеев находит свой собственный путь, смешивая романтический лиризм и классицистскую строгость выражения. Это сочетание очень характерно для стиля Танеева, начиная с самых ранних опытов композитора. Первой вершиной его композиторской деятельности стала кантата «Иоанн Дамаскин», написанная в 1884.

Кантата «Иоанн Дамаскин» была написана Танеевым после смерти любимого учителя Николая Григорьевича Рубинштейна в 1881 году. Композитор берет жанр кантаты по примеру Баха и вплетает в нее православные песнопения.

⚫️ Николай Григорьевич Рубинштейн умирает совершенно внезапно на пике своей славы. Конечно, для Танеева и для всего музыкального мира Москвы это трагедия. На нее откликаются многие, но сейчас мы лучше всего помним трио «Памяти великого художника» Петра Ильича Чайковского. Давайте послушаем отрывок.

Петр Ильич Чайковский. Трио «Памяти великого художника»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 55 минут

💔 Для музыки романтизма одним из важных элементов, свойственных ей, было чувство, которое становится гораздо выше и гораздо важнее структуры и формальных правил. В этом трио мы слышим страстную скорбь, доходящую до безумия, горечь, которую невозможно пережить, не выразив чувства в музыки.

🎼 Сергей Иванович Танеев после смерти учителя начинает работу над кантатой для оркестра и хора «Иоанн Дамаскин». Кантата — это не слишком популярный жанр в русской музыке, забытый в эпоху романтизма. Кантаты писал Бах, вплетая в ткань этой музыки протестантские песнопения. То же самое решает сделать Танеев, используя православные песнопения. Он немного их изменяет, но даже с учетом его корректировки, они все равно остаются такими же и по стилю, и по содержанию.

🙏 Кантата «Иоанн Дамаскин» родилась из интереса композитора к шедеврам старой музыки. Для нее Танеев взял текст из одноименной поэмы Алексея Константиновича Толстого, которая написана в стихотворной форме и рассказывает о жизни этого святого. Текст, который звучит в кантате, это небольшой отрывок, обращение умершего монаха к своему живому брату. Давайте прочитаем этот текст.

Иду в неведомый мне путь, (у Т. «в незнаемый я путь»)
Иду меж страха и надежды;
Мой взор угас, остыла грудь,
Не внемлет слух, сомкнуты вежды;
Лежу безгласен, недвижим,
Не слышу братского рыданья,
И от кадила синий дым
Не мне струит благоуханье.
Но вечным сном пока я сплю,
Моя любовь не умирает.
И ею, братья, вас молю,
Да каждый к Господу взывает:
Господь! Господь! Господь!
В тот день, когда труба
Вострубит мира преставленье,
Прими усопшего раба
В Твои небесные (у Т. «блаженные») селенья.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кантату «Иоанн Дамаскин» сам Танеев считал своим первым произведением и дал ему звание первого опуса.

💫 Композитор, который в 1880-е годы обращается к такому жанру и сознательно начинает с него свою карьеру, должен иметь весьма непростые эстетические идеалы или же быть глубоко религиозным. Глубоко верующим Танеев не был, но его увлечение цифрами связано с интересом к эпохам Возрождения и Античности. Для него контрапункт и музыкальная наука в строжайшем смысле слова были способом приблизиться к эстетической высоте подлинного искусства.

Когда мы говорим об истой религиозности, мы ориентируемся на текущую норму, а в России 19 века норма была совершенно другая. Нахождение церковной жизни в жизни повседневной было глубоко укоренено в культуре, поэтому, когда мы говорим, что Танеев не был слишком уж религиозен, это значит, что он был религиозен, знал уклад, но не занимался разными духовными практиками. Больше времени он посвящал преподаванию и музыкальной науке.

📖 Результатом увлечения Танеева контрапунктом станут два серьезных научных труда: «Учение о каноне» и «Подвижной контрапункт строгого письма». Контрапункт — учение об одновременном движении нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое. Подвижной значит, что многоголосье может двигаться и по времени, то есть вступление голоса переносится на несколько тактов вперед. Все эти виды мы можем услышать в любой фуге Баха, когда у нас звучит тема, потом вступает еще одна, потом третья, четвертая и так дальше. Все темы звучат равноправно, находясь между собой в удивительно плотном взаимодействии. Строгим это письмо называют из-за того, что оно следует всему своду правил, который сложился в полифонической музыке.

🙌 Прелесть этих книг в том, что Танеев глубоко исследовал секреты старых мастеров и перевел их на понятный современникам язык математики. Все композиторы, которые учились в Московской консерватории, изучали контрапункт. Но именно Танеев ввел контрапункт как высокую научную дисциплину.

🎹 Танеев работал долго, поэтому кантата была завершена только через три года. Просчитывание правильности музыки было делом не автоматическим. В этой кантате три части — это старая барочная форма. В первой части после большого хорального оркестрового вступления звучит четырехголосная фуга. Вторая часть как небольшая передышка. В третьей мы снова слышим фугу, гораздо более мощную, грандиозную по своему звучанию и после кульминации музыка постепенно стихает и словно растворяется в небытии, как растворяется в небытии умерший человек.

Практически все основы танеевской эстетики заложены в его первом произведении, кроме интереса к Античности, который здесь скрыт. Н он расцветет пышным цветом чуть позже, в опере «Орестея», о которой мы поговорим. А сейчас давайте послушаем кантату «Иоанн Дамаскин».

Сергей Иванович Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 25 минут

Наш эксперт Ляля Кандаурова рассказала о шести причинах любить музыку Танеева — одного из ее любимых композиторов.

6 причин любить музыку Сергея Ивановича Танеева

Музыка стыка эпох

Танеев, вроде бы, принадлежит 19 столетию: мы хорошо слышим, что это — ученик Чайковского, человек основательного и традиционалистского мышления, сравнивавший молодых модернистов с варварами, которые портят священную латынь. Его язык всегда тонален, консервативен, и больше того — механизмы, которые работают в его музыке, заимствованы из далекого прошлого за пределами века, в котором родился Танеев: эпохи барокко и даже Ренессанса.

В то же время можно послушать музыку Танеева совсем недолго, чтобы удивиться тому, с какой дьявольской легкостью и маневренностью он соединяет самые далекие тональности так, что материя его работ как будто непрерывно трансгрессирует и перекрашивается, полыхая яркими красками. Они сопоставлены так дерзко, что мы вспоминаем, что именно у этого человека учился Скрябин, чья музыка ушла в область головокружительной колористической абстракции, распахнув путь в 20 век.

🎹 Музыка очень совершенно сделана

Обсуждая Чайковского, мы говорим о том, как сложно было русскому композитору состязаться с западным. За плечами европейца, сочиняющего музыку в 19 веке — сотни лет плавной, естественной эволюции композиторского мышления, в то время как Россия получила уже готовые, сложные музыкальные формы оптом и очень быстро, за считанные десятилетия в ходе ускоренной вестернизации, случившейся с нашей страной при Петре и после него.

Умение выстраивать целостную, органичную, логично устроенную ткань, воздвигать сложную архитектурную форму, добиваться глубокого единства всех элементов целого, как в зодчестве, — все это русские умели гораздо хуже, чем придумывать задушевные мелодии. Это, конечно, бесценный талант, с которым, однако, очень сложно написать симфонию или квартет: мелодия это здорово, но далеко с ней не уедешь — это как иметь дорогие строительные материалы, но не уметь строить.

Танеев был уникальным русским композитором, который овладел этим искусством «музыкальной архитектуры» настолько, что чуть даже переборщил: все еще можно услышать мнения, что музыка его «слишком» умна и рассудочна — мол, ей не хватает задушевности.

🔥 В музыке Танеева чудесно сочетаются лед и пламень

Поразительно, что «сухой» то и дело называют музыку автора на поколение старше Танеева, во многом похожего на него по типу дарования и даже языку — Брамса. Сергей Иванович был бы в ужасе от этого сравнения: Брамса он не любил и ругался на него, но сочетание вулканического темперамента с тираническим самоограничением в музыке обоих прямо толкает на это сравнение (а еще они носили похожие бороды и оба страстно любили камерные жанры). У Брамса оно было связано с особенностями характера. У Танеева — с типом интеллекта: исследовательским, научным, аналитическим.

🎵 Музыка для нас с вами

Дети и молодые люди редко любят и понимают Танеева. Это действительно очень умная музыка, музыка, воздвигнутая посредством логики, эрудиции и внутренней культуры человека — в большей степени, чем силой иррационального наития, так называемого «вдохновения». В моменты самых бурных кульминаций, самых сладостных поворотов мелодии Танеев остается собой: внимательным, дотошным мастером, глубоко чувствующим и находящим обдуманные формы выражения для этих чувств. Поэтому мне кажется, что Танеев — это музыка взрослых людей.

❤️ За ней стоит очень приятная личность

По всей видимости, Сергей Иванович был очень хорошим человеком: порядочным, основательным, очень внимательным к людям, со специфическим профессорским чувством юмора. Разумеется, когда мы говорим об искусстве, нам абсолютно все равно, каким человеком был тот, кто это искусство создал. Или нет?

⛪️ Музыка Танеева погружает в особый культурный мир старой Москвы

Несхожесть художественно-интеллектуального климата двух столиц стала русским культурным анекдотом, но она и правда существует: можно вспомнить пресловутый «петербургский текст» русского искусства — эстетский, мрачноватый, с искрами праздничного безумия. Существует ли «московский текст» отечественной музыки, и что это такое? Если и искать ответы, то именно в музыке Сергея Ивановича.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;