Сергей Иванович Танеев
Камерно-вокальная музыка
Простые задачи Танеева как композитора не интересовали в принципе. Послушаем, как ему удавалось сделать сложными даже романсы.
Погрузимся в другую сферу творчества Танеева — это камерно-вокальная музыка. До этого мы слушали большие полифонические произведения с контрапунктом, каноном, имитацией и другими сложными техниками.
🗣 С вокальной музыкой все иначе, в ней голос один — голос певца. Большинство романсов написаны для одного голоса или для голоса, скрипки и фортепиано. Скрипка как бы вторит за поющим, а партия фортепиано может быть более сложная или менее сложная, но она никогда не должна затмевать партию певца. Давайте послушаем первый романс.
→ Сергей Иванович Танеев. Романс «Маска»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎼 Сначала может показаться, что Танеев не очень хорошо справился с задачей положить текст на музыку, потому что там есть смена ударений и перенос акцента. Но дело не в неумении композитора, а в том, что само стихотворение достаточно громоздко и вообще не очень приспособлено для того, чтобы быть положено на музыку. Давайте прочитаем отрывок текста и попробуем положить его на какой-либо мотив.
В пестроте, в многолюдстве собранья,
Праздным взором скользя без вниманья,
Злою скукой томимый давно,
У колонн встретил я домино.
Протянув свою ручку-малютку,
Она сжала мою не на шутку;
На лице моем жар заиграл,
Но я милой моей не узнал.
Из-под розовой шелковой маски,
Как две звездочки, теплились глазки —
И на мне остановленный взор
Выражал и любовь и укор.
👏 Танеев, очевидно, намеренно выбрал такую непростую задачу и справился с ней довольно хорошо. Эта назойливо кружащая мелодия создает ощущение атмосферы всемирного бала, это попытка запечатлеть один миг, который произошел на балу и растянуть переживание, которое длилось секунд пять, на целый романс. Он подразумевает несколько другое течение времени.
🎹 Размер романса три четверти — это размер вальса. Первые полтора куплета идет изложение произошедшего, а дальше время начинает замедляться. По обычным решеткам тональной напряженности тональность вдруг чуть-чуть съезжает и становится немного странной. Это как замедление время в фильме «Матрица», когда в Нео летят пули, а он от них уворачивается, а потом действие запускается дальше.
✨ Даже если это простая музыка, которая не подразумевает ни контрапункта, ни полифонии, Танеев находил способы включить в нее некоторую сложность, простые задачи его вообще не интересовали.
Романс «Островок» был написан под стихи Константина Дмитриевича Бальмонта. В нем показан тихий подвижный пейзаж, но, если вслушаться, можно дотянуться до метафорического значения романса.
🎼 Этот романс удивительно похож на импрессионистическую музыку, на Дебюсси. В нем слышна неустойчивость и постоянное мерцающее движение, которое кажется поступательным из-за медленного темпа. Это медленный взгляд на пейзаж, который встает перед глазами и отражается в душе.
❔ Почему мы говорим об импрессионизме и отражении? Дело не только в том, что это с точки зрения звучания похоже на импрессионизм. Это действительно буквальное переложение пейзажа на музыку — он взращен силой природы, он не регулярен. В романсе есть и второй слой, который относится к метафорам. Это поэзия о внешнем на самом деле рассказывает о внутреннем, это способ описать душевные переживания.
🎹 Заметьте, какое впечатление производит этот романс. В нем всегда есть подозрительная глубина. Подозрительная, потому что музыка стиля импрессионизма такой сложности не требует. Но это выражение, с одной стороны, художественной позиции, с другой стороны, прямое следствие уже сложившейся техники. Давайте послушаем романс.
→ Сергей Иванович Танеев. Романс «Островок»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Общая черта романсов Танеева — сочиняя простую форму, он не предает своего понимания музыки. Его романсы, как и все его произведения, написаны с четкостью, характерной физике или математике.
⚙️ В романсе «В дымке-невидимке» мы сталкиваемся с контрапунктической техникой в простой форме. Если прислушаться, то слышно, что большую часть произведения у фортепиано есть еще один голос, который идет с голосом певца — это добавляет музыке сложности.
🌸 Танеев никогда не гонялся за красивыми сентиментальными мелодиями. Строя простую форму, композитор выверял все с большой точностью — сопоставлял эмоцию стихотворения и музыку. Как и другие романсы Танеева, «В дымке-невидимке» — это романс-медальон, завершенный образ.
🗣 Каждое произведение, которому Танеев давал опус, обладало одним качеством — это было полностью законченное и хорошо сформулированное высказывание. Это тот дух, который присутствует во всех формулировках хороших культурологических работ. В нем есть та точность, которая раньше была в гуманитарных науках, но исчезла из них. Давайте послушаем романс «В дымке-невидимке».
→ Сергей Иванович Танеев. Романс «В дымке-невидимке»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Теперь мы послушаем четыре хора из двенадцати на стихи Полонского. Это церковная богослужебная музыка, которую мы поставили рядом с романсами, чтобы продемонстрировать насколько больше такой музыке подходит дар Танеева.
💭 Говоря о духовной музыке, мы можем вспомнить мессу до минор Моцарта. Конечно, она гениальная, как и все, что писал Моцарт, но она развернута больше в сторону оперы. Как светская музыка Баха развернута в сторону духа, а духовная музыка Генделя развернута в сторону светскости.
🎼 Романсы Танеева хорошо, но им легко можно предпочесть романсы Рахманинова или Чайковского. Они объективно более яркие, у них интереснее мелодии, сильнее чувство, за счет дисбаланса, за счет того, что они не так много размышляли о возвышенном.
👏 В сочинении же духовной музыки Танееву равных нет, в его хорах слышна потрясающая органика. Он очень глубоко переживал эту тему и вкладывал в нее весь пыл, всю страсть, которые у него были. Конечно, она плохо вяжется со стереотипом о православной духовной музыке, потому что для православных того времени это было слишком эмоционально. Это связано с тем, что во время написания хоров, Танеев опирался на барочную музыку, которая возникла тогда, когда у нас ничего подобного еще не было. Давайте послушаем.
→ Сергей Иванович Танеев. Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» — №1 «На могиле»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Сергей Иванович Танеев. Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» — №2 «Вечер»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Сергей Иванович Танеев. Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» — №8 «Прометей»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут
→ Сергей Иванович Танеев. «Благослови душе моя, Господа»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день