angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Иванович Танеев

Камерно-вокальная музыка

Простые задачи Танеева как композитора не интересовали в принципе. Послушаем, как ему удавалось сделать сложными даже романсы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Погрузимся в другую сферу творчества Танеева — это камерно-вокальная музыка. До этого мы слушали большие полифонические произведения с контрапунктом, каноном, имитацией и другими сложными техниками.

🗣 С вокальной музыкой все иначе, в ней голос один — голос певца. Большинство романсов написаны для одного голоса или для голоса, скрипки и фортепиано. Скрипка как бы вторит за поющим, а партия фортепиано может быть более сложная или менее сложная, но она никогда не должна затмевать партию певца. Давайте послушаем первый романс.

Сергей Иванович Танеев. Романс «Маска»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

🎼 Сначала может показаться, что Танеев не очень хорошо справился с задачей положить текст на музыку, потому что там есть смена ударений и перенос акцента. Но дело не в неумении композитора, а в том, что само стихотворение достаточно громоздко и вообще не очень приспособлено для того, чтобы быть положено на музыку. Давайте прочитаем отрывок текста и попробуем положить его на какой-либо мотив.

В пестроте, в многолюдстве собранья,
Праздным взором скользя без вниманья,
Злою скукой томимый давно,
У колонн встретил я домино.

Протянув свою ручку-малютку,
Она сжала мою не на шутку;
На лице моем жар заиграл,
Но я милой моей не узнал.

Из-под розовой шелковой маски,
Как две звездочки, теплились глазки —
И на мне остановленный взор
Выражал и любовь и укор.

👏 Танеев, очевидно, намеренно выбрал такую непростую задачу и справился с ней довольно хорошо. Эта назойливо кружащая мелодия создает ощущение атмосферы всемирного бала, это попытка запечатлеть один миг, который произошел на балу и растянуть переживание, которое длилось секунд пять, на целый романс. Он подразумевает несколько другое течение времени.

🎹 Размер романса три четверти — это размер вальса. Первые полтора куплета идет изложение произошедшего, а дальше время начинает замедляться. По обычным решеткам тональной напряженности тональность вдруг чуть-чуть съезжает и становится немного странной. Это как замедление время в фильме «Матрица», когда в Нео летят пули, а он от них уворачивается, а потом действие запускается дальше.

Даже если это простая музыка, которая не подразумевает ни контрапункта, ни полифонии, Танеев находил способы включить в нее некоторую сложность, простые задачи его вообще не интересовали.

Романс «Островок» был написан под стихи Константина Дмитриевича Бальмонта. В нем показан тихий подвижный пейзаж, но, если вслушаться, можно дотянуться до метафорического значения романса.

🎼 Этот романс удивительно похож на импрессионистическую музыку, на Дебюсси. В нем слышна неустойчивость и постоянное мерцающее движение, которое кажется поступательным из-за медленного темпа. Это медленный взгляд на пейзаж, который встает перед глазами и отражается в душе.

Почему мы говорим об импрессионизме и отражении? Дело не только в том, что это с точки зрения звучания похоже на импрессионизм. Это действительно буквальное переложение пейзажа на музыку — он взращен силой природы, он не регулярен. В романсе есть и второй слой, который относится к метафорам. Это поэзия о внешнем на самом деле рассказывает о внутреннем, это способ описать душевные переживания.

🎹 Заметьте, какое впечатление производит этот романс. В нем всегда есть подозрительная глубина. Подозрительная, потому что музыка стиля импрессионизма такой сложности не требует. Но это выражение, с одной стороны, художественной позиции, с другой стороны, прямое следствие уже сложившейся техники. Давайте послушаем романс.

Сергей Иванович Танеев. Романс «Островок»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Общая черта романсов Танеева — сочиняя простую форму, он не предает своего понимания музыки. Его романсы, как и все его произведения, написаны с четкостью, характерной физике или математике.

⚙️ В романсе «В дымке-невидимке» мы сталкиваемся с контрапунктической техникой в простой форме. Если прислушаться, то слышно, что большую часть произведения у фортепиано есть еще один голос, который идет с голосом певца — это добавляет музыке сложности.

🌸 Танеев никогда не гонялся за красивыми сентиментальными мелодиями. Строя простую форму, композитор выверял все с большой точностью — сопоставлял эмоцию стихотворения и музыку. Как и другие романсы Танеева, «В дымке-невидимке» — это романс-медальон, завершенный образ.

🗣 Каждое произведение, которому Танеев давал опус, обладало одним качеством — это было полностью законченное и хорошо сформулированное высказывание. Это тот дух, который присутствует во всех формулировках хороших культурологических работ. В нем есть та точность, которая раньше была в гуманитарных науках, но исчезла из них. Давайте послушаем романс «В дымке-невидимке».

Сергей Иванович Танеев. Романс «В дымке-невидимке»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

Теперь мы послушаем четыре хора из двенадцати на стихи Полонского. Это церковная богослужебная музыка, которую мы поставили рядом с романсами, чтобы продемонстрировать насколько больше такой музыке подходит дар Танеева.

💭 Говоря о духовной музыке, мы можем вспомнить мессу до минор Моцарта. Конечно, она гениальная, как и все, что писал Моцарт, но она развернута больше в сторону оперы. Как светская музыка Баха развернута в сторону духа, а духовная музыка Генделя развернута в сторону светскости.

🎼 Романсы Танеева хорошо, но им легко можно предпочесть романсы Рахманинова или Чайковского. Они объективно более яркие, у них интереснее мелодии, сильнее чувство, за счет дисбаланса, за счет того, что они не так много размышляли о возвышенном.

👏 В сочинении же духовной музыки Танееву равных нет, в его хорах слышна потрясающая органика. Он очень глубоко переживал эту тему и вкладывал в нее весь пыл, всю страсть, которые у него были. Конечно, она плохо вяжется со стереотипом о православной духовной музыке, потому что для православных того времени это было слишком эмоционально. Это связано с тем, что во время написания хоров, Танеев опирался на барочную музыку, которая возникла тогда, когда у нас ничего подобного еще не было. Давайте послушаем.

Сергей Иванович Танеев. Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» — №1 «На могиле»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

Сергей Иванович Танеев. Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» — №2 «Вечер»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

Сергей Иванович Танеев. Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» — №8 «Прометей»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут

Сергей Иванович Танеев. «Благослови душе моя, Господа»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;