angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Иванович Танеев

Опера «Орестея»

Менее русской музыки, чем опера «Орестея», вряд ли можно найти у русских композиторов. Узнаем, как Танеев работал над этим сложным произведением, разберем структуру оперы и послушаем ее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Опера «Орестея» — это первая русская опера на античный сюжет. В 18 веке для опер использовали совершенно разнообразные сюжеты, в том числе и античные. Но тогда оперу нельзя было с уверенностью назвать русской, она была таковой только географически, а композиторы были преимущественно итальянцы. Национального искусства, как концепции, еще не существовало.

🐚 Почему русские композиторы игнорировали античность, сказать непросто. Время классицизма уже прошло, и интерес к античности был интересом скорее литературы или философии, чем музыки. Античность казалось очень далекой от насущной проблематики, те же самые композиторы Могучей кучки разрабатывали русские темы — это было в тренде, а античность была точкой приложения и интереса немногих, в основном философом, филологов, иногда писателей.

📖 Сергей Иванович Танеев почти всю жизнь вел дневник и добрую часть о нем, его музыке, его чувствах и мыслях, мы знаем благодаря дневнику. Так из него мы узнаем, как в 1882 году Танеев купил русский перевод Орестеи, и он его увлек. Тогда создать оперу на античный сюжет было достаточно трудно, смело и весьма необычно.

🩸 Сюжет оперы «Орестея» довольно кровавый, никакого благородства страстей. Орест в древнегреческой мифологии — сын Агамемнона и Клитеместры. Его мать убивает мужа и отца Ореста, мальчика спасает и увозит из дома его няня. Долгое время он воспитывается в семье своего дяди. Когда Оресту исполняется восемнадцать лет, он получает от дельфийскиго оракула приказ отомстить за смерть своего отца. Главный герой убивает Клитеместру, но за пролитие крови матери его начинают преследовать богини мести Эринии. Дальше разные трактовки мифа расходятся, в некоторых говорится, что Орест просит защиты у богов — Аполлона и Афины, которые защищают его от преследований, другие пишут, что он сходит с ума, становится жестоким и умирает.

Как мы можем понять человека? В том числе через его интересы: что ему нравилось, что его увлекало, что он на дух не переносил. Танеев — человек очень строгой морали по отношению к себе, человек, который имел весьма устойчивые и хорошо выстроенные взгляды на искусство, берется за такой сюжет, который был бы слишком жестоким для веристов. Разрабатывает он его долго и мучительно — в течение 12 лет он ведет работу над этой оперой. Танеев завершает «Орестею» в 1894 году, выбросив огромное количество материала. В итоге мы получаем весьма необычное произведение.

Вопреки складывавшемся во времена Танеева канонам построения музыкальных произведений, композитор идет своим путем в сочинении и структурировании оперы «Орестея».

🚀 В 1890-е годы начинает разворачиваться и набирать популярность веризм. Это направление в опере, которое в противовес романтизму делает упор не на музыкальную логику развития спектакля, а на драматургическую, привносит бытовые темы, поданные в весьма неприглядном ключе без всякого благородства.

💫 Чем же опера «Орестея» необычна? Во-первых, драматургическая и музыкальная логика развития предусматривает то, что в музыке оперы что-то будет главным элементом — дуэт, трио или ария, а что-то средством романтизма. Если мы посмотрим в сторону Вагнера, который стремился наполнить смыслом каждый такт своих произведений, то, с формальной точки зрения, что-то у него получалось более удачно, что-то менее удачно, нельзя всю его музыку назвать «сборником хитов», в ней тоже есть весьма проходные моменты. Структура почти любого произведения предполагает, что есть яркое, и должно быть что-то, что эту яркость оттеняет.

🖇 Второй момент касается сложности устройства. Любая романтическая симфония устроена в среднем сложнее, чем романтическая опера. Там больше внутренних связей, они тоньше выстроены, там строже правила. Опера, по большому счету, не имеет формы в том понимании, в котором ее имеет симфония или соната. Работа с операми чаще всего ведется крупными мазками — есть мелодии, есть аккомпанемент, есть то, что мелодию окружает, есть устройство акта, чтоб оно именно с театральной точки зрения было удачным.

Этот подход Танеева совершенно не интересовал. Он — мастер контрапункта, который абсолютно всю музыку продумывает, просчитывает, насыщает канонами, полифонией, имитациями. Мало того, что таких античных сюжетов в русской опере до него не было, нигде в мире не создавалось опер с музыкой такой глубокой проработки и выделки.

🎹 Оперу такого масштаба невозможно было написать без метода, и он у Танеева был. Музыкальные темы стандартным образом разрабатывали, видоизменялись, иногда звучали так, что не подумаешь, что музыка родилась из одной и той же темы. В «Орестее» слышно удивительное ощущение цельности, которая на самом деле соответствовала эстетике античной трагедии гораздо больше, чем вагнеровская музыка.

🧩 Еще одна важная деталь — через что произошло сближение с античностью. Через концепт возвышенного, который совершенно необязательно ощущается, как нечто приятное. Это переживание имеет характер отсутствия какой-либо практической пользы одновременно с силой интенсивности чувства. Возвышенное у Берка — это то, что «так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, то есть все, что так или иначе ужасно». Чувство возвышенного по Канту — это чувство удовольствия, связанного со страхом. Кант говорит о том, что есть две формы возвышенного: математическая и динамическая.

🌸 Вся эта музыка — это музыка возвышенного. Мы говорили о кровавом даже по античным меркам сюжете, мы говорили о характере Танеева. Дело не в том, какие литературные источники привлекли его внимание. Главное то, на чем он сделал акцент. В каждом моменте оперы, в каждом моменте музыки, в каждом движении сюжета он обращает внимание именно на возвышенное.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Опера «Орестея» отличалась от оперного репертуара тех времен. Она и сейчас остается оперой весьма необычной и не сценичной в привычном понимании слушателя.

🎼 Менее русской музыки, чем эта опера, мы не найдем. Если взять весь корпус русской оперы конца 19 — начала 20 веков, то абсолютно ничего, если не брать слова, не говорит о том, что эта музыка русская. Она достаточно необычна своей строгостью и стройностью, но ничего специфически русского в ней нет. Причина того, что она так редко ставится, не в том, что здесь на музыку положен весь сюжет, и не в том, что Танеев пропустил мимо своего внимания традиции и каноны романтической оперы, вагнерианства, русской оперы, которая тогда уже вошла в эпоху расцвета.

🗣 Мы редко слышим об этой опере, потому что для зрителя и слушателя неторопливое развертывание античного мира с акцентом на возвышенное является весьма трудным для восприятия, мы привыкли к контрастам, к динамичному сюжету. На наш привычный взгляд, должна быть завязка, раскрытие героя, кульминация и прочее. Здесь, как это часто бывает в античности, структура сюжета и поступков героев такова, что привычную форму к ним применить сложно. Момент рефлексии и размышлений наступает уже после того, как герой совершил действие.

👏 Премьера оперы прошла в Мариинском театре, а после спектакля Танеев не отдал дирекции императорских театров эту оперу. Как для Танеева эта опера была художественным проектом, так и для любого театра она становится таковым, и ее ставят не часто. В следующий раз она была поставлена уже в советское время, в 1960-е годы; еще одна постановка была осуществлена в Саратове в 2011 году.

☀️ Опера «Орестея» остается единственной и уникальной, второй такой нет. Она трудна для исполнения — по сложности музыки это примерно, как сыграть хорошую симфонию. Для голосов в ней тоже достаточно много трудностей. Она не имеет репутации тех произведений, которым гарантирован сценический успех, как, например, «Кармен». Опера сама по себе не слишком сценична в современном понимании этого слова, поэтому ставится редко, а в интернете есть только одна запись, ее мы и послушаем.

Сергей Иванович Танеев. Опера «Орестея»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 часа 45 минут

🎧 Мы разобрали и прослушали оперу «Орестея» Танеева. Композитор выбрал античный, весьма кровавый сюжет. Если бы вы были композитором, то сюжет какого произведения выбрали бы основой для своей оперы?

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;