angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сергей Иванович Танеев

Кантата «По прочтении псалма» и итоги темы

Танеев как серьезный композитор начал с кантаты и кантатой закончил. Разберем последнее сочинение композитора, выясним, чем его жизнь была похожа на полифоническую кантату, и подведем итоги.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о кантате Танеева «По прочтении псалма». Перед тем, как начать подробный разбор, предлагаем прослушать саму кантату.

Сергей Иванович Танеев. Кантата «По прочтении псалма»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 1 час 3 минуты

Начинаем говорить о последнем произведении Сергея Ивановича Танеева — опусе 36 или кантате «По прочтении псалма», которая создавалась с 1912 по 1914 год.

👩‍👦 Танеев посвятил кантату матери, смерть которой тяжело переживал, а вскоре после премьеры умер сам. В апреле 1915 года Танеев простудится на похоронах Скрябина и простуженный поехал в деревню Дютьково, где уже много лет каждое лето снимал простой деревенский дом, чтобы быть в единении с природой. Без надлежащей медицинской помощи простуда перешла в воспаление легких, которое тогда еще плохо умели лечить. Но все же в Москве вероятность выжить была бы выше. Танеев умирает в июне 1915 года. Этот деревенский дом в Дютьково сейчас превратился в музей композитора.

🌀 Обратите внимание на форму кантаты «По прочтении псалма» — по ней можно сказать, что то, чем человек занимается, и представляет его жизнь. Серьезная композиторская биография Танеева началась с кантаты и закончилась кантатой. Форма этой кантаты началась со смерти, смертью и закончилась. Это тоже форма, конечно, более трагичная, но все равно интересная. Это — линия встречи со Скрябиным, который был учеником Танеева. Ранняя смерть — это всегда трагедия, а когда приходится хоронить своих учеников — это трагедия вдвойне. Тем более, что у Танеева не было своих детей, и он относился к Скрябину совершенно по-отечески. У кого-то жизнь — романс, у кого-то — симфония, у Танеева это была сложная полифоническая кантата.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Для этой кантаты «По прочтении псалма» Танеев выбрал текст Алексея Степановича Хомякова, и здесь можно сказать несколько слов о литературном вкусе композитора.

🎯 Танеев выбирал поэтов для своих произведений не по известности или славе, а по совпадению эстетических идеалов. Например, романс «Маска» — текст к нему написал Яков Петрович Полонский, который относился к кругу Фета, Чаадаева, того же Хомякова. Поэтому Полонский считается довольно «неровным» поэтом: он обладал хорошей поэтической техникой, писал быстро, но эта скорость иногда приводила к тому, что сочинения выглядели будто без внутреннего содержания. Хотя Полонский и был человеком, склонным к романтическим душевным порывам, но считал, что даже душевные порывы нужно приспособить к современности, что стихи нужно писать на актуальные и правильные с моральной точки зрения темы. А для кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеев использовал слова Алексея Константиновича Толстого, сатирика с прекрасным слухом, с музыкальностью стиха.

🌠 Алексей Хомяков был человеком с большой идеей, которая вела его по жизни. Жил в первой половине 19 века, имел дворянское происхождение. Был поэтом и философом, что не так редко встречается среди поэтов, был богословом, что встречается пореже, а также художником, переводил греческую литературу. Участвовал в русско-турецкой войне. Заболел, занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, умер в 56 лет. Во всем этом видна параллель с Танеевым — прослеживается принцип служения.

☦️ Хомяков занимался философским обоснованием существования русской православной церкви и полемизировал по этому поводу со всеми: с католиками (которых он называл папистами), с протестантами, с иезуитом князем Гагариным. Он хорошо сформулировал богословский принцип, на котором сейчас в теологической литературе многое строится. При этом был человеком очень разумным и адекватным. «По прочтении псалма» — это частичка той философии, отражения того сознания.

🍡 В кантате три части: сами части и то, что их составляет, носят названия не литературные, не по первым строчкам, а по структуре. То есть, первая часть — это хор, двойной хор, хор и тройная фуга. Вторая часть — хор, квартет, затем квартет и хор. Третья — интерлюдия, ария альта, двойной хор (заключительный).

Давайте прочитаем текст Хомякова для кантаты и через него посмотрим, как она устроена.

🎵 Первая часть

1.Хор
…Земля трепещет.
По эфиру катится гром из края в край.
То Божий глас: он судит миру
«Израиль, мой народ, внимай!»

2.Двойной хор
Израиль! Ты мне строишь храмы,
И храмы золотом блестят.
И в них курятся фимиамы,
И день, и ночь огни горят.
Израиль! Ты мне строишь храмы,
И храмы золотом блестят.

3.Хор. Тройная фуга
К чему мне пышных храмов своды,
Бездушный камень, прах земной?
Я создал землю, создал воды,
Я небо очертил рукой.
Хочу и словом расширяю
Предел безвестных вам чудес.
И бесконечность созидаю
За бесконечностью небес.

🎵 Вторая часть

1.Хор
К чему мне злато? В глубь земную
В утробу вековечных скал
Я влил, как воду дождевую,
Огнем расплавленный металл.
Он там кипит и рвется сжатый
В оковах темной глубины,
А ваши серебро и злато —
Лишь всплеск той пламенной волны.

2.Квартет
К чему куренья? Предо мною
Земля со всех своих концов
Кадит дыханьем под росою
Благоухающих цветов

3.Квартет и хор
К чему огни? Не я ль светила
Зажег над вашей головой?
Не я ль, как искры из горнила
Бросаю звезды в мрак ночной?

🎵 Третья часть

1.Интерлюдия
Твой скуден дар…

2.Ария
…Есть дар бесценный.
Дар, нужный Богу твоему,
Ты с ним явись. И, примиренный,
Я все дары твои приму.
Мне нужно сердце чище злата.
И воля крепкая в труде;
Мне нужен брат, любящий брата,
Нужна мне правда на суде!

3.Двойной хор (заключительный)
Мне нужно сердце чище злата.
И воля крепкая в труде;
Мне нужен брат, любящий брата,
Нужна мне правда на суде!
Мне нужно сердце чище злата.

Танеев писал кантату «По прочтении псалма» два года — с 1912 по 1914, сначала писал в клавире, потом превратил в партитуру. 11 марта 1915 года была премьера, а 6 июня композитор скончался.

🥁 На современников это произведение произвело очень сильное впечатление. Борис Асафьев, который тогда пользовался псевдонимом Игорь Глебов, написал так: «Впечатление осталось столь сильное, какое только может остаться после исполнения подлинно правдивых, живых произведений музыкального искусства, где слышится за каждым изгибом музыкальной мысли творческая воля и одухотворенное чувство композитора». Асафьев был прекрасный интеллектуал и совершенно бездарный композитор, хотя несколько его балетов (пусть и несколько из тридцати написанных) до сих пор идут: «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан».

🧭 В начале мы слышим мощное оркестровое вступление, от которого слушатель может потеряться. Где тот самый Сергей Иванович? Где эстетика возвышенного? Где идеальная гармония небесных сфер? Где профессорская сухость? Это, конечно, больше напоминает Баха. Затем звучит грозный хор «Земля трепещет». Далее — двойной хор, он очень контрастирует со вступлением. Он легкий и прозрачный, как бы прореженный, иногда появляются всполохи, и все переходит в тройную хоровую фугу. Конечно, это пример непревзойденного технического мастерства, поэтому послушать стоит, даже если вам не близка религиозная тематика или не нравится музыка Танеева. Это нечто, очень сложное по своему устройству и по красоте.

Сергей Иванович Танеев. Кантата «По прочтении псалма»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 00:00:00 – 00:18:08

✌️ Вторая часть начинается с хора, который звучит одухотворенно строго, и эта одухотворенность служит неким «обратным» трамплином. Это можно проследить по тексту второй части: очень непривычно слышать наложение русского текста на такую сложную полифонию. Здесь можно бесконечно описывать музыку: как она сделана, какое чувство она в себе несет — это столь богато, столь многогранно. Проследите, какие у вас будут чувства и ощущения от прослушивания.

Сергей Иванович Танеев. Кантата «По прочтении псалма»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 00:18:09 – 00:21:11

🔦 В ней особое свойство музыки Танеева — какой бы мрачной ни была эта музыка, ничего тяжелого или удручающего поймать в ней невозможно, потому что в ней такого нет. Это удивительный эффект, который достигается подлинным стремлением к высокому. Зачем стремиться к возвышенному и изучать форму? Как раз для того, чтобы ничего из созданного не нанесло вред. То воздействие, которое оказывает на нас музыка, может разжечь огонь страсти или успокоить, очистить через грусть или скорбь, как Stabat mater. Может привести в радостное состояние или вызвать скуку. Вся музыка, которая устремлена к высокому, действует благотворно на слушателя.

🔳 В центре второй части — квартет, который сопровождает оркестр, больше походящий на ансамбль, за счет чего достигается контраст со звучанием первой части кантаты.

→ Сергей Иванович Танеев. Кантата «По прочтении псалма»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:21:12 – 00:31:44

🎶 В заключительной части — большое оркестровое вступление, и хор только в самом конце. Это тоже сделано для формы. Здесь слышим арию альта, которую поет меццо-сопрано. К концу третьей части кантата приходит к своему апофеозу и завершается торжественно, как и должен завершаться переход в мир иной.

→ Сергей Иванович Танеев. Кантата «По прочтении псалма»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:39:29 – 01:03:13

🔚 Кантата «По прочтении псалма» по своему смыслу, конечно, обращена в прошлое. Разница с «Иоанном Дамаскином» в том, что у Танеева уже появилось много учеников, и похожее произведение уже существует. Например, «Колокола» Рахманинова. Или «Всенощное бдение», которое было исполнено впервые 23 марта 1915 года, через 12 дней после премьеры «По прочтении псалма». По музыкальному языку это дух времени, он достаточно современный. Мы также можем вспомнить «Прометея» Скрябина. Но все же по музыкальному языку есть разница между Танеевым и другими. Ближе всего к этому находился Рахманинов, в чем-то они совпадают.

→ Александр Кастальский. «Братское поминовение»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 47 минут

→ Сергей Рахманинов. Поэма «Колокола»
>Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 41 минута

→ Александр Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»)
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 29 минут

В этом уроке мы говорили о творчестве Сергея Ивановича Танеева.

Композитор родился в 1856 году и с ранних лет проявлял интерес к музыке. Его педагогами были Николай Григорьевич Рубинштейн, у которого он учился игре на фортепиано, и Петр Ильич Чайковский, обучавший его композиции. В студенческие годы Танеев начинает выступать как пианист и пробует свои силы в самом сложном жанре — пишет симфонию.

Со временем Танеев находит свой собственный путь, смешивая романтический лиризм и классицистскую строгость выражения. Это сочетание очень характерно для стиля Танеева, начиная с самых ранних опытов композитора, заканчивая поздними сочинениями. В своих произведениях он обращает внимание на возвышенное.

Разобрали и послушали 👇

Кантата «Иоанн Дамаскин» — первая вершина композиторской деятельности Танеева. Она была написана после смерти его любимого учителя — Николая Григорьевича Рубинштейна в 1881 году. Композитор берет жанр кантаты по примеру Баха и вплетает в нее православные песнопения.

🎻 Симфония №1 до минор — первая из четырех симфоний Танеева, получившая опус. Она была написана в 1898 году и посвящена Глазунову. Идеал симфонии до минор заключается в том, что все части симфонии объединены одним тематическим материалом, а потом разъяты так, что вновь становятся отдельными.

🏛 Опера «Орестея» — первая русская опера на античный сюжет. Всю музыку Танеев продумывает, просчитывает, насыщает канонами, полифонией, имитациями. В «Орестее» слышно удивительное ощущение цельности, которая на самом деле соответствовала эстетике античной трагедии гораздо больше, чем вагнеровская музыка.

🎹 Фортепианное трио — одно из поздних произведений Танеева. Устройство трио полностью завязано на контрапункте. В начале нам даются все темы, которые потом развиваются, но при этом каждая из частей имеет свою индивидуальность, свой музыкальный строй.

🎵 Фортепианный квартет был написан чуть раньше трио. Квартет устроен сложно, но без зауми, в нем Танеев в полной мере демонстрирует свой превосходный мелодический дар.

🖐 Фортепианный квинтет — выдающееся произведение камерной музыки Танеева. Одним из первых русских композиторов он берет жанр квинтета и превосходно воплощает его, встав в один ряд с европейскими мастерами.

🗣 Камерно-вокальная музыка

🎭 Романс «Маска» имеет музыкальный размер вальса — три четверти, но тональность вдруг съезжает и становится немного странной, появляется ощущение замедленного времени.

🏝 Романс «Островок» удивительно похож на импрессионистическую музыку, на Дебюсси. В нем слышна неустойчивость и постоянное мерцающее движение, которое кажется поступательным из-за медленного темпа.

🌌 Романс «В дымке-невидимке» — демонстрация контрапунктической техники в простой форме. Если прислушаться, то слышно, что большую часть произведения у фортепиано есть еще один голос, который идет с голосом певца — это добавляет музыке сложности.

🙏 Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» — церковная богослужебная музыка на стихи Полонского, в которой Танееву нет равных. Он очень глубоко переживал эту тему и вкладывал в нее весь пыл, всю страсть, которые у него были.

📜 Кантата «По прочтении псалма» грандиозная и совершенная по мастерству воплощения. Она имеет три части, которые состоят из восьми хоровых и одного сольного номера, сопровождаемых оркестром, который имеет и самостоятельное выразительное значение.

👉Давайте пройдем небольшой тест по теме урока, чтобы понять, насколько хорошо мы усвоили материал.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;