Сергей Иванович Танеев
Симфония до минор
Три первые симфонии Танеев предпочел не выносить на суд публики. Выясним, чем отличалась от предыдущих работ четвертая симфония до минор и почему стала первой опубликованной.
Танееву была свойственна долгая и кропотливая работа над произведениями. Так, симфонию до минор он создавал 2 года — начал в 1896, закончил в 1898 году. Эта симфония посвящена Глазунову. Она была четвертой по порядку, но первой, которая получила опусный номер.
🎹 Первые три симфонии Танеева становятся в ряду сочинений, от которых композиторы отказывались по тем или иным причинам. Они не были опубликованы, потому что совершенно не устраивали Танеева, они не дотягивали до тех высоких идеалов, которым он служил и ставил перед собой. Здесь можно вспомнить посмертно опубликованные ноктюрны Шопена, которые он дорабатывал в течение всей жизни, возможно, считая их недостаточно хорошими, или Сибелиуса, который сжег свою восьмую симфонию в камине, потому что она уже не соответствовала времени, в котором он жил.
🙈 Не всякое произведение стоит того, чтобы быть опубликованным. С Александром Константиновичем Глазуновым очень похожая история, ему стоило сжечь свой первый струнный квартет, как Брамсу, просто потому что, несмотря на талант, который был у композитора, он не дотягивал до уровня серьезной музыки. Давайте послушаем этот квартет.
→ Александр Константинович Глазунов. Струнный квартет №1
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 21 минута
👏 Квартет Глазунова приняли с восторгом, зал аплодировал 17-тилетнему композитору, который вышел поклониться на сцену. Однако, этот квартет, как произведение очень сложного жанра, не имеет достоинств, кроме одного — он написан юным дарованием, надеждой петербургской композиторской школы. Конечно, Глазунов потом начал писать лучше и набрал мастерства.
🎻 Сергей Иванович Танеев положил первые три симфонии в стол, чтобы не повторять опыт Глазунова. Они, прежние симфонии, не говорили ничего нового, они были довольно бесцельны в этом смысле. Своего идеала Танеев достиг в четвертой симфонии до минор.
Идеал симфонии до минор заключается в том, что все части симфонии должны быть объединены одним тематическим материалом, а потом разъяты так, чтобы вновь стать отдельными. Танеев добивался от музыки и цельности, и явности отличия. Это высокий идеал классической симфонии, когда произведение должно органически произрастать, как дерево, но вместе с тем, иметь корневую систему, ствол, ветви и листву на них. Задача, тем более в конце 19 века, сложнейшая, и Танеев с блеском с ней справляется.
🎵 Первая часть симфонии до минор начинается с мотива из трех нот: до, соль и фа-диез. Это чистая квинта, уходящая в тритон. Интервал напряженный и один из самых неблагозвучных во всей музыке, дьявольский интервал, который в средние века или в эпоху барокко старались избегать. В этом мотиве есть достаточное напряжение, что позволяет его развернуть, распространить и вести дальше. В нем есть неустойчивость, которая предполагает движение.
🎻 Чем симфония отличается от квартета в техническом плане? Практически ничем, это четырехчастные произведения, темпы частей традиционные и известные. Они очень похожи, но написаны для разных составов, и квартет обычно предполагает большую краткость, но строгость требований к многообразию на основе единства остается прежним.
🌸 Глазунов начинает квартет с красивой мелодии, как и многие композиторы-дилетанты, пытается строить на ее основе все создание симфонии или квартета. Естественно, у него ничего не получается. Танеев же выбирает вот такой мотив и развивает его дальше. Мы помним и по второму концерту для скрипки с оркестром Сибелиуса и по позднему Брамсу — большие и сложные мелодии сопротивляются тому, чтобы стать частью симфонии, они слишком яркие, слишком индивидуальные, чтобы стать частью чего-то еще, к подлинному развитию они плохо приспособлены, в отличие от небольших мотивов.
🎺 Если посмотреть внимательно на инструментовку первой части, можно заметить, какую важную роль играют духовые. С них начинается первая часть, ими она заканчивается. Есть даже в выборе инструментов какая-то чистота взгляда и замысла. Танеев использует те инструменты, с которыми надо быть предельно аккуратным. Он использует их смело и много. И это не производит впечатление какого-то дисбаланса или нарушения гармонии. Удивительная ясность и стройность, которая не оставляет его музыку в моменты большого эмоционального напряжения, и характеризует Танеева, как человека, который точно знает, что он хочет сказать.
🌩 Решения основного конфликта главной и побочной партии в первой части не происходит, потому что Танеев замысливал это как цельное высказывание, а если мы все решили в первой части, то, о чем говорить дальше в произведении?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
После серьезной, драматически наполненной первой части нас ждет небольшое отдохновение в адажио, после чего мы развеемся в скерцо.
❤️ Вторая часть симфонии до минор — это адажио, которое хочется слушать бесконечно. Оно пасторально, то есть рисует картины природы. Танеев использует принятые для этого тональности ре мажор и фа мажор, но сохраняет удивительный баланс чувств. Это пасторальность без слащавости, лирика без сентиментальности, чувства без впадения в аффект, музыка наполнена светом, но не слепящим, а ровным.
🎼 Полифония — один из главных жизненных интересов Танеева. Скерцо наполнено полифонией, как и вся симфония. Оно легкое, воздушное, но вместе с тем мы слышим, что что-то в него спрятано, какая-то сложность или необычность. Понимаем, что не все так просто с этим скерцо.
🎹 Скерцо написано в сонатной форме, но вместо разработки в нем эпизод из трех частей. Форма эта очень строгая и умение опираться на форму, но не делать ее главенствующей, выделяя другие черты в музыке, делать это так просто и так естественно— одно из величайших умений Танеева, как композитора. То же самое, года мы говорим об исполнительстве. Мы смотрим на пианиста и видим, как он старается, извивается, потеет, стучит по клавишам, а, например, талантливый музыкант Березовский играет очень сложные вещи с ощущением полной естественности — в этом одна из его удивительных черт, как исполнителя.
🚀 В четвертой части симфонии возвращается энергия, которую мы слышали в первой части, но она уже имеет другую окраску. Краски смешались и теперь в напоре первой части появляется свет, который мы слышали во второй и третьей. Даже если не знать музыкальной грамоты, даже если не иметь опыта разбора симфоний, после внимательного прослушивания симонии до минор Танеева, в душе останется ощущение гармонии.
👏 Это очень хорошая музыка, потому что она действует на многих уровнях: на уровне структуры, на уровне тематического устройства и на уровне чувств. Часто про Танеева говорят, что его музыка профессорская, намеренно сложная, но в этом нет ничего плохого. В ней нет кабинетной сухости, тупого догматизма — слепого следования высоким образцам. Танеев глубоко усвоил музыку прежних веков и теперь творит на основе усвоенного. Давайте послушаем симфонию.
→ Сергей Иванович Танеев. Симфония №1 до минор
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 41 минута
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день