angle-down facebook instagram vkontakte warning

Петр Ильич Чайковский

Балет: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик»

«Лебединое озеро» и «Щелкунчик» — знакомые многим с детства произведения Чайковского. Поговорим о судьбе знаменитых балетов и их особенностях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

В отличие от десяти опер Чайковского, лишь две из которых завоевали мировую славу, все три написанных им балета стали жемчужинами мирового репертуара.

🦢 «Лебединое озеро» — первый опыт Чайковского в этом жанре. Балет был написан без хореографического плана, просто исходя из понимания Чайковским того, какой должна быть музыка к балету. Нельзя сказать, что оно было поверхностным — Чайковский и изучал партитуры, и советовался с хореографами по поводу танцев, да и вообще был балетоманом, но совершенно не имел опыта претворения в жизнь балетных постановок.

👎 Первая постановка состоялась в Москве, в Большом театре в 1877 году — и ее ждал оглушительный провал. Хореография Вацлава Рейзингера никакого успеха не имела — на Чайковского впервые в жизни обрушился шквал критики, а от Рейзингера, балетмейстера довольно среднего, ничего выдающегося и не ждали. Даже его друг и товарищ по правоведческому училищу Герман Ларош высказался в том смысле, что музыка хорошая, хоть и хореография скучна, но очень плохая оркестровка, много меди, и вообще слишком громко. Сейчас можно немало удивиться, прочитав такие слова, но не стоит забывать, что огромной популярностью тогда пользовалась «Жизель», балет на музыку композитора Адольфа Адана, написанную в 1841 году, в эпоху раннего романтизма.

🙅🏻 Тем не менее, «Лебединое озеро» задержалось на сцене Большого на несколько лет, а Чайковский на десятилетие отказался писать какую бы то ни было музыку к балетам.

🌗 Если не касаться самого свойства музыки, то структура балета вполне соответствует канону. Традиционные белые акты, адажио, вариации. Два мира, реальный и фантастический, в которых подразумевается партер и ан л’ер. Злодей, герой, его возлюбленная, битва добра со злом, где важен выбор и поступок, небольшие вкрапления фольклора для характерных танцев. Но музыка все же была музыкой Чайковского и, в отличие от полуремесленной работы того же Адана или Цезаря Пуни, была искусством в высоком смысле этого слова.

🌿 Музыке дали новую жизнь в Мариинском театре в 1895 году, уже после смерти Чайковского. Либретто и партитура были несколько изменены, главная корректура — трагический финал заменен счастливым. «Лебединое озеро» шло в постановке Мариуса Ивановича Петипа, полновластного балетмейстера всего театра на протяжении 34 лет, и Льва Иванова, его помощника. Льву Иванову принадлежит постановка всех лебединых актов, то есть второго и четвертого, а Петипа ставил первый и третий.

🥇 Этот спектакль стал основой для многих последующих интерпретаций, от Вагановой до Нуреева и Ратманского. Полностью от его наследия получилось уйти только модернистам вроде Мэтью Боурна.

Партия Ульяны Лопаткиной в балете «Лебединое озеро»
Видео-пример

🎄 «Щелкунчик» — последний балет Чайковского. Эта рождественская история постепенно пленила слушателей по обе стороны Атлантики и ассоциируется у нас с Новым Годом, а в Европе и США — все еще с Рождеством, как это и было в России до революции.

🧸 Как и любая рождественская история, Щелкунчик приятно дидактичен, содержит в себе философию и мораль, ярко и образно раскрытую через ситуации. Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» была известна в России в переложении Дюма-отца, который сделал истинно немецкую романтически-готическую историю более теплой и человечной. Если у Гофмана Дроссельмейер — мастер, чье мастерство столь высоко, что оно подготавливает выход в мир фантазии, то у Дюма Дроссельемйер гораздо более жив, у него другая мотивация, он надеется, что куклы оживут. Конечно, серьезный настрой эта сказка утратила, стала куда менее дидактичной. Но зато вдохновила Чайковского на лучший из своих балетов.

🧾 Наученный горьким опытом Чайковский отказывался писать без хореографического плана — это точные и сухие указания от балетмейстера насчет музыки: количество тактов, для какой роли, какой характер, стиль и размер музыки.

👥 Мариус Петипа успел создать план, но внезапно заболел, и за работу взялся уже известный нам Лев Иванов, который всю жизнь провел в тени Петипа, работая его помощником и самостоятельно ставя небольшие части балетов и интермедии.

🥺 Когда Чайковский писал музыку к «Щелкунчику», скончалась его сестра Александра, самая любимая из всех. Вальс и Адажио из балета написаны в ее честь, это ностальгия по их детству.

Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Адажио.
Видео-пример

✍️ Постановка, впервые осуществленная 18 декабря 1892 года, получила спорные рецензии, как, впрочем, любое новаторство. Музыку такого свойства было привычнее слышать в концертных залах (где она и исполнялась частично до премьеры), но для балета она все же считалась слишком сложной.

🏵 Постановка никогда не прекращалась надолго, хотя на несколько лет сходила с привычных сцен, а в 1914 году была отредактирована — иностранные имена некоторых героев были изменены на русские. Годы шли, а балет только набирал популярность. Наиболее известен он стал в петербургской постановке Василия Вайнонена 1934 года и Симона Вирсаладзе, который переработали спектакль в более соответствующем 1950-м годам виде. В московском Большом театре в репертуар вошла постановка Юрия Григоровича 1966 года, которая исполняется до сих пор.

🤴 Сказка появляется в музыке с первых тактов, притом детское предощущение праздника совершенно разное для мальчика и девочки. Девочка — Мари или Маша — и видит все происходящее на сцене. Луиза и Фриц — уже взрослые дети, а Маша, для которой еще нет разницы между реальностью и сказкой, попадает в волшебную страну, где кукла Щелкунчик оказывается прекрасным принцем, бьющимся с мышиным королем.

🎨 Музыка здесь совершенно изобразительна. К примеру, музыка, сопровождающая рост елки, возникает из небольшой темы, как из ростка, все время поднимаясь вверх, каждый раз переходя в неустойчивый аккорд. Что интересно, и Мари в этот момент тоже внутренне вырастает. Появление мышей сопровождают тревожные секундные переборы (самый маленький, близкий интервал), в сцене боя, конечно, есть фанфары и барабаны.

🍰 Во второй части парада сладостей в Конфитюренбурге музыка рисует образы фантастической яркости.

🍬 Фея Драже танцует под специально выписанную Чайковским из Франции Челесту — молоточковый инструмент, похожий на пианино, но с металлическими пластинами вместо струн, при ударе они издают нежный, неземной звук в высоком регистре.

Видео-пример

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🎎 Китайский танец (то есть, китайский чай) Чайковский изображает музыкой болванчиков, интервальные прыжки струнными пиццикато в сопровождении тонкого звука флейты пикколо и фагот в самом низу, только басы и верха, середины нет.

☕️ Арабский танец (кофе) — напевный, без характерной «восточности», в сопровождении тихого гула барабанов, которые дают колорит.

🍫 Испанский танец (шоколад) начинается с трубы. Вся эта феерия заканчивается симфоническим вальсом цветов и лирическим адажио.

Китайский танец
Видео-пример

Арабский танец
Видео-пример

Испанский танец
Видео-пример

Вальс цветов
Видео-пример

Полная запись балета «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича в Большом театре
Видео-пример

1. Мариус Петипа и Лев Иванов
2. Балерина Пьерина Леньяни. Именно она первая исполнила 32 последовательных фуэте на месте на одной ноге
3. Павел Гердт
4. Наталия Бессмертнова и Николай Фадеечев, «Лебединое озеро», постановка Григоровича в Большом театре
5. Репортаж о репетициях «Лебединого озера» в газете Большого театра, 30 мая 1969
6. Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн
7. Лебеди в постановке Мэтью Борна,
1999

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;