Петр Ильич Чайковский
Концерты для фортепиано и концерт для скрипки с оркестром
Концерты Чайковского — гениальны. Первый концерт для скрипки с оркестром сегодня даже обязателен к исполнению на конкурсе Чайковского. Узнаем, что в них особенного.
❄️ Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковский написал за зиму 1874–1875 годов. Его часто называют первым фортепианным концертом русской музыки. Исторически это не совсем верно — были и Рубинштейн, и Балакирев. Но концерт Чайковского приобрел наибольшую известность, был настолько ярок, что сначала встретил непонимание, а потом встал в числе лучших образцов этого жанра.
🙅♂️ Николай Рубинштейн, послушав исполнение и посмотрев партитуру, отказался играть концерт. Ведь для фортепиано так не писал никто и никогда.
🌺 Чайковский не был виртуозным пианистом (как не был и великим дирижером), и даже не думал исполнять свои большие фортепианные произведения на публике, поручая их выдающимся пианистам своего времени. Выражая музыкальные идеи, он не заботился об удобстве пианиста, только о наиболее полном и ярком выражении чувств. Именно пианистическое неудобство вызвало недовольство Рубинштейна, а его слова о том, что из этой музыки «можно оставить две-три страницы», видимо, стоит расценивать как своего рода защитную реакцию — ведь продирижировав им однажды, он впоследствии много и часто исполнял этот концерт как пианист.
👏 Тем не менее, первым исполнителем стал Ганс фон Бюлов, который сыграл премьеру в Бостоне 25 октября 1875 года. Российская премьера последовала через неделю, и 1 ноября состоялась в Петербурге. Концерт сразу вошел в мировой пианистический репертуар и остается в нем до сих пор.
🌗 Есть две полярные точки зрения на музыку этого концерта. Первая, что это — пустая, но очень эффектная концертная музыка, в ней нет ни философии, ни психологии, только контрасты чувств и состояний. Вторая — что это музыкальный автопортрет Чайковского, буквальное выражение в звуках чувств, которые он испытывал, мыслей о том, что его волновало: тема рока, к примеру, заключена в фанфарах, которые являются аллюзией на 5 симфонию Бетховена, творение мира и вавилонские реки в первой части концерта, но через призму атмосферы дворянского Петербурга. И обе эти точки зрения имеют право на существование.
→ Исполняет Владимир Горовиц, за дирижерским пультом — Артуро Тосканини.
Аудио-пример
1. Ганс фон Бюлов
2. Петр Ильич Чайковский, братья-близнецы Анатолий и Модест Чайковские и Н.Д. Кондратьев, 1870-е гг.
3. Петр Ильич Чайковский, 1870-е
4. Антон и Николай Рубинштейны
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
👨👦 Второй концерт Чайковского для фортепиано с оркестром был написан в 1879–1880 годах. Подразумевалось, что его исполнит Николай Рубинштейн, уже высоко оценивший фортепианную музыку Чайковского, но в начале 1881 года Рубинштейн заболевает и умирает скоропостижно в возрасте 45 лет. Первым исполнителем концерта становится Сергей Иванович Танеев, композитор, ученик Чайковского и блестящий пианист.
📑 Сам концерт вышел грандиозным — в зависимости от темпа полная версия звучит от пятидесяти минут до часа. Чайковский часто переделывал партитуры своих произведений, но здесь он держался до последнего — несмотря на уговоры издателей и коллег, он согласился исправить лишь несколько моментов, сохранив общую грандиозную форму. Вторая редакция концерта была сделана уже после его смерти, его музыка подверглась значительным сокращениям, и концерт до сих пор существует в двух редакциях.
🎶 Второй исполняется куда реже, чем первый, и известен меньше — первый концерт затмил все остальные. Но с этим концертом Александр Канторов одержал победу на конкурсе Чайковского в 2019 году.
→ Ballet Imperial Джорджа Баланчина. Используется сокращенная версия концерта.
Видео-пример
🏔 Первый концерт для скрипки с оркестром Чайковский написал в Швейцарии, в 1878 году. Здесь произошло то же, что и с первым фортепианным концертом Чайковского: первый подразумеваемый исполнитель, скрипач Леопольд Ауэр, отказался играть этот концерт, сочтя его слишком сложным, неисполнимым из-за несоответствия скрипичной партии характеру инструмента. Чайковский не владел скрипкой, хотя и писал для струнных, просто не знал тонкостей традиций виртуозной игры. Для скрипки, как и для фортепиано, так не писал никто и никогда.
🙋♂️ Исполнять его взялся британский скрипач Адольф Бродский, выступавший преимущественно в Европе.
🤓 Критики того времени, не слишком знакомые с музыкой Чайковского, оценивали концерт примерно одинаково. Называли его богатым музыкальными образами, отмечали удивительный дар мелодиста, но упоминали и композиционные недостатки. «Структура концерта — мрак», — прямо писал Эдуард Ганслик, фанатик и пророк чистой музыки, которая не должна быть связана ни с программой, ни с другим содержанием, кроме исключительно звукового. Это достаточно радикальный взгляд из второй половины 19 века, польза его для музыки заключалась в повышенном внимании к форме, вред — в ограниченности самого взгляда, который все же многого не учитывал.
🎻 Первый концерт Чайковского для скрипки с оркестром завоевал славу в 19 веке, широко исполнялся в 20-м и сейчас входит в репертуар большинства скрипачей, и более того, является обязательным к исполнению произведением для скрипичной программы конкурса Чайковского.
→ Исполняет Сергей Крылов на скрипке, сделанной его отцом, учившимся в Кремоне.
Видео-пример
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день