angle-down facebook instagram vkontakte warning

Петр Ильич Чайковский

Духовная музыка

Чайковский был истово религиозен. Посмотрим, какой была духовная музыка того времени, и обсудим, что она значила для композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🙏 Духовная музыка занимала особенное место в жизни Чайковского. Практически все композиторы 19 века, да и прежних веков, писали духовную музыку, иногда и не имея особенного призвания, просто потому, что так было принято. Чайковский же, напротив, был истово религиозен. Эмоциональность, с которой он воспринимал и реагировал на вопросы веры, больше свойственна католической традиции христианства, чем православной.

☦️ Тем не менее, именно духовная музыка была тем разделом культуры, который был одинаково близок и доступен всем сословиям российского общества. И в отличие от католической, в православной традиции пели без сопровождения инструментов.

🕰 Если послушать Agnus dei Бизе или Ave Maria Баха/Гуно, совершенно ясно опознается романтический стиль и время. Светская музыка родилась из духовной, влияла на нее, они существовали нераздельно. Реквием Верди звучит и инструментально, и вокально, как оперы Верди, то же и с реквиемом Моцарта. По ним сразу можно определить время, музыка светская и духовная существовали неразделимо, ведь ее писали одни и те же композиторы.

Теодор Курентзис, MusicAeterna — Dies Irae из реквиема Верди. Если не знать этой музыки в подробностях, можно вполне представить, что это какая-нибудь хоровая сцена из оперы «Трубадур».
Видео-пример

Солист Метрополитен-опера баритон Леонард Уоррен исполняет Agnus Dei Бизе в Москве в 1955 году.
Аудио-пример

Pro Peccatis из Stabat Mater Россини. Исполняет бас Сэмюэл Реми.
Аудио-пример

🗣 С хоровой духовной музыкой в православной традиции происходило нечто совсем другое. Древние знаменные распевы исчезли, и тем, чем была духовная музыка к 1870-м годам, она обязана Дмитрию Бортнянскому, композитору еще 18 века, который итальянизировал все хоровое искусство.

Бортнянский — «Да исправится молитва моя»
Аудио-пример

🎓 Впервые Чайковский столкнулся с ней в училище правоведения, где ученики пели в хоре под управлением Гавриила Ломакина, замечательного хорового дирижера. В репертуаре уже к тому времени, естественно, не было ничего нового. А когда Чайковский заинтересовался духовной музыкой, она была уже далеко за пределами музыкальной моды.

😡 Занимаясь в начале 1880-х подготовкой издания сочинений Бортнянского, Чайковский исходил ядом — его категорическим образом не устраивала слащавость, легкомысленность его сочинений, он совершенно справедливо находил их не просто не соответствующими, а полностью противоположными эстетике православных церквей и икон, которые, несмотря на мощнейшее влияние европейской архитектуры, все же сохраняли в себе черты византинизма и, прежде всего, его философию.

⛪️ Конечно, принятая к исполнению в церквях духовная музыка была чем-то уже совершенно привычным, части служб цитировались в светских произведениях (но никогда — наоборот). Тем не менее, Чайковский задумал создать несколько образцов духовной музыки, которые бы были очищены, с одной стороны, от стилизации под Европу и от любых (кроме, естественно, гармонических) европейских влияний, а с другой — избавлены от излишней пышности традиций хорового концерта, заложенных Максимом Березовским.

📜 Первый опыт в области духовной музыки относится к 1878 году, к тому времени Чайковский уже написал четвертую симфонию, «Онегина». Он достаточно времени потратил на изучение того, как поют в церквях. Время жизни традиции невелико, оно увеличивается, если традиция герметична (но возрастает также риск вырождения), и уменьшается, когда традиция открыта влияниям. Доподлинно неизвестно, как звучали древние знаменные распевы, система их записи — крюки — была весьма относительно точна, и полноценно могла работать как ориентир только при передаче от человека к человеку. Так что «возвращение к седой старине» могло произойти только вычитанием.

1. Дмитрий Бортнянский
2. Максим Березовский
3. Владимир Стасов
4. Петр Чайковский
5. Чайковский с женой Антониной, 1877

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🤬 В 1878 году Чайковский написал «Литургию Иоанна Златоуста», которая стала еще и первым обращением столь крупного композитора к духовному жанру со времен Бортнянского. Литургия вызвала недовольство, как бы сейчас сказали, крайне правых реакционных кругов, была даже некоторое время под цензурным арестом. Но благодаря усилиям адвоката Дмитрия Стасова, младшего брата того самого Владимира Стасова, была разрешена к исполнению.

🔊 Все песнопения гомофонны, полифония появляется вкраплениями, лишь иногда, вообще набор выразительных средств сокращен до минимума, но из-за этого их использование обращает на себя внимание. К примеру, переклички мужского и женского хора в «Херувимской» — казалось бы, ничего особенного, но когда однородно звучащая масса хора вдруг раздваивается, разводится по полюсам, это увеличивает внутреннюю энергию музыки.

Чайковский — Литургия, Херувимская песнь.
Аудио-пример

🕯 Конечно, эта музыка все-таки равноудалена и от наивного романтизма, и от сурового византинизма, она несет на себе видимый след Чайковского-лирика. Но жанр музыки уже давно ждал обновления — именно Чайковский помог сдвинуть его с мертвой точки, и на следующие десятилетия именно «Литургия» стала основой для всей хоровой духовной музыки и до сих пор исполняется хорами русской православной церкви в годовщину смерти Чайковского.

Следующее духовное сочинение — «Всенощное бдение» было написано в 1881 году. Оно стало второй попыткой композитора очистить духовную музыку от всяческих наслоений.

🙇‍♂️ Если «Литургия Иоанна Златоуста» была сочинена Чайковским в духе церковной музыки, как он ее понимал, то во «Всенощной» он сделал только две вещи: собрал при помощи священников А. Д. Тарнавича и Д. В. Разумовского из чрезвычайно вариативной «Всенощной» стройный и логичный чин и очистил и гармонизировал традиционные распевы — и знаменский, и киевский, и греческий были многократно переложены и обработаны.

🌹 Тем не менее, Чайковский был композитором конца 19 века, он мыслил категориями формы и, очищая от одного, привносил другое. Тогда еще не было концепта «реконструкции», искусство творилось во времени сейчас, и нужно было искать ходы и выходы из кольца несимметричных, игнорирующих и презирающих все правила европейской мелодики. Но Чайковский делает это удивительно красиво. Чем проще распев, тем ближе он к оригиналу, тем меньше гармонической работы, «Богородице, Дево» звучит близко к греческому распеву, а кафисма «Блажен муж», наоборот, причесана, откалибрована, стабилизирована и несколько громоздка.

Чайковский, Всенощная, Блажен муж.
Видео-пример

Чайковский, Всенощная, Богородице, Дево
Видео-пример

👼 «Всенощная» исполнялась не так часто — была слишком простой для концертного зала и избыточно трудной для церкви. Это был шаг на пути. Следующий, последний, сделанный Чайковским, — часть Пасхальной литургии «Ангел Вопияше», которая была написана в 1887 году. Здесь Чайковский оставляет идею «очищения» русской духовной музыки и занимается ее созданием — пишет совершенно невероятное для этого жанра произведение. Пишет, правда, не для церкви, а для концертного хора, но в духовной музыке той эпохи ничего и близко не может встать к этой кафисме по сложности структуры, изяществу переходов между мелодией и хоровым речитативом, полифонией и гомофонией. Этот стиль открыл дорогу и задал направление всем последующим поколениям авторов русской духовной музыки. Следующее большое, кардинальное изменение произошло с ней уже в эпоху авангарда.

Чайковский, «Ангел Вопияше»
Аудио-пример

Этот урок мы посвятили Петру Ильичу Чайковскому. Давайте повторим, что мы узнали.

🏵 Чайковский — один из величайших русских и мировых композиторов последней четверти 19 века.

🎖 Несмотря на то, что он прожил всего 53 года, творческое наследие его огромно, и представлено практически во всех жанрах — это и опера, и балет, и симфоническая музыка, и инструментальная, и даже духовная.

🎗 Чайковский — автор 6 симфоний и еще одной программной симфонии «Манфред». Симфоническое творчество Чайковского уникально для его места и времени. Он первый из русских композиторов в полной мере освоил науку европейского симфонизма (что удавалось далеко не всем европейским композиторам), и его Шестая стала первой подлинно русской симфонией.

💫 Чайковский написал 10 опер, но в современный мировой репертуар на регулярной основе вошли только две — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Обе были по-своему новаторскими, революционными.

🦹‍♂️ «Евгений Онегин», написанный на пушкинский текст, — светская драма положений с байроническим героем. В то время такой камерный, да еще и близкий к современности сюжет для оперы считался неподходящим, но именно он расширил пространство возможностей сюжета, которое раньше имело два полюса, — исторический и сказочный.

♠️ «Пиковая дама» — опера на пушкинский сюжет, опередившая свое время. Многочисленные цитации, действо в действе, подчеркнутые музыкой сюжетные связи, удивительная спаянность музыки и драматургии, внимание к темным закоулкам человеческой души сделали ее одной из величайших русских опер.

🩰 Три написанных Чайковским балета — «Лебединое озеро», «Спящая Красавица» и «Щелкунчик» не имели однозначного успеха при его жизни, но величие их открылось позже. Начиная с Чайковского, музыка к балету перестала быть просто сопровождением танца. Имея симфоническую сложность, она, во-первых, была самоценным произведением искусства и, во-вторых, задавала новую планку балетмейстерам и балетным композиторам.

🙏 Чайковский обновил и хоровую духовную музыку, на момент его времени застрявшую где-то на рубеже 17 и 18 веков. Как и все новое, она поначалу вызывала споры, но уже через десятилетие вошла в обиход и стала основой для всего последующего творчества этого жанра.

😇 Мифологизация Чайковского, произошедшая во время советской власти, создала его образ, очищенный от всего якобы неприличного, иррационального, духовного, породила путаницу в объяснениях поступков, мотиваций и того, что было заложено в произведениях. До сих пор следы этой путаницы можно найти в русскоязычной литературе, но это не так важно — зато жива и прекрасная музыка Чайковского, которая вызывает неугасающий интерес.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;