Петр Ильич Чайковский
Оперы: «Пиковая дама» и другие
«Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — главные оперы Чайковского. Узнаем их историю и особенности и послушаем другие произведения.
Чайковский начал писать оперы довольно рано — с 1868 года. Далеко не все из них остались в репертуаре до наших дней.
🧝♂️ В операх «Воевода», «Ундина», «Опричник» Чайковский наследует сложившиеся традиции русской оперы — эпико-героический или сказочный сюжет, наследующий принесенной и укрепленной Глинкой благородной традиции раннего романтизма.
📙 Написать оперу на пушкинский текст уговорила контральто Елизавета Лавровская. Чайковский сначала отказывался браться — «Евгений Онегин» по Пушкину казался выбором странным, диким. Советскими музыковедами это объяснялось так, что «Евгений Онегин» был для Чайковского «святой книгой», и он даже во сне не осмелился к ней прикоснуться.
✉️ Эта версия стала широко известна, появившись в музыкальном энциклопедическом словаре Юрия Келдыша, но письма Чайковского свидетельствуют об обратном, в них он вовсе не говорит о причинах замешательства.
😇 Культ «святости» Пушкина возник много позже. Со времени создания Глинкой «Руслана и Людмилы» пушкинские тексты использовались в качестве основы оперных либретто — можно вспомнить «Русалку» Даргомыжского, «Кавказского пленника» Цезаря Кюи, «Бориса Годунова» Мусоргского.
🤨 Судя по всему, дело было совсем в другом — светская драма положений, близкая по времени к 1878 году, без капли экзотики и героики считалась просто неподходящим сюжетом для оперы. К тому же, «Онегин» сам по себе не соответствовал канонам оперного жанра — один из главных героев умирает в середине, в конце — никакой сцены с народом и всеми героями, все «положения» существуют по законам литературной, а не оперной драматургии. Оперная сцена не считалась подходящим местом для выражения тонких лирических чувств, такое было гораздо более уместно в салонах — романсы, квартеты, небольшие пьесы.
👨🎓 Опера и была задумана как камерная, исходя из сюжета, и впервые была поставлена с участием студентов московской консерватории в 1879 году. Состав петербургской премьеры в 1883 году тоже состоял из студентов.
🌍 Она не получила громкой славы, но с конца 1880-х начала ставиться в Европе и вошла в репертуар мировых оперных театров, хотя и не была самой популярной оперой.
🎭 В первые ряды мирового репертуара она вошла благодаря Константину Сергеевичу Станиславскому. Начиная с 1918 года он работал с артистами Большого театра, очень быстро эти встречи образовались в оперную студию, которая в 1920 году отделилась от Большого театра и начала самостоятельное существование (сейчас она известна как театр имени Станиславского и Немировича-Данченко). Задачей студии было создать новую школу оперного искусства, где русские певцы воспитывались бы в традициях русского театра. Первой поставленной в студии оперой и стал «Онегин», имевший колоссальный успех. С этого времени и постепенно «Евгений Онегин» становится одной из самых исполняемых русских опер.
→ Сергей Мигай — ария Онегина. Сергей Мигай был членом оперной студии Станиславского, на этой записи можно услышать трактовку совершенно выдающуюся и в драматическом, и в вокальном отношении.
Аудио-пример
→ Великий бас Марк Рейзен поет арию Гремина в 90-летнем возрасте.
Видео-пример
→ Сцена письма Татьяны, поет Галина Вишневская.
Видео-пример
→ Финал в исполнении Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг
Видео-пример
За десять лет, которые прошли до «Пиковой дамы», Чайковский написал три оперы и переоркестровал одну. Две из них на украинские темы, две других — про преданья старины глубокой, их действие происходит в 15 веке.
👩🏻 За «Онегиным» сразу последовала «Орлеанская дева». Взяв запрещенную в то время к постановке на театральной сцене, но прекрасно известную как текст драму Шиллера, он принялся за создание оперы. Несмотря на цензурные препятствия, получилось добиться ее постановки в Мариинском театре, но в репертуар она вошла только в советское время — тогда ставились и записывались все оперы Чайковского.
→ Ирина Архипова поет арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева».
Видео-пример
🦹♂ Опера «Воевода» по пьесе Островского «Сон на Волге» была достаточно неудачной. Ни одна из двух редакций этой любовной драмы из Новгорода 15 века не удержалась на сцене.
👠 Опера «Черевички» несколько выходит из этого ряда совершенно другим настроением музыки. Дело в том, что этот экскурс в сказочную украинскую реальность — переработанная опера «Кузнец Вакула» 1870 года, написанная на сюжет гоголевской «Ночи перед Рождеством».
🇺🇦 В этой опере много мелодий, взятых из красочных украинских народных песен, а в сценах — все веселье, на которое был способен молодой тридцатилетний Чайковский.
→ Счастливый финал оперы, бас — Максим Михайлов.
Аудио-пример
👨🏻 «Мазепа» — эпическая опера Чайковского на текст Пушкина-Кандаурова. Ставилась она регулярно, но нечасто, известна из нее более всего ария Мазепы «О, Мария» — сложный по структуре монолог, где музыка, меняя темп, ритм, мелодику передает сложную гамму чувств гетмана, попавшего в тиски между любовью и политикой.
→ Алексей Иванов — Ария Мазепы. Фильм-опера 1969 года
Видео-пример
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
→ Антон Рубинштейн (вероятно) аккомпанирует певцу в своем романсе «Сомнение» и романсе Чайковского «Серенада Дон Жуана».
Аудио-пример
→ Голос Чайковского в записи.
Аудио-пример
«Ваша дама бита». Поговорим о «Пиковой даме» — самой известной опере Чайковского, и, возможно, самой лучшей. В некотором отношении она предсказала весь двадцатый век.
🇮🇹 Написать «Пиковую даму» Чайковского дирекция императорских театров уговаривала два года, и он специально для работы над оперой уехал во Флоренцию, чтобы ему ничего не мешало. Опера была написана вчерне за полтора месяца, и поставлена в Мариинском театре в 1890 году.
📚 «Пиковую даму» принято сравнивать с «Онегиным», она оказалась в одной группе с ним из-за пушкинского общего знаменателя, места (хотя Петербург и появляется в конце «Онегина»), относительно — времени, а также одного уровня популярности.
⚖️ На этом, пожалуй, сходства заканчиваются. Текст «Онегина» — пушкинский оригинал с купюрами. Либретто к «Пиковой даме» написал брат Чайковского, Модест, обладавший если не совсем посредственным, то уж точно несоизмеримо меньшим литературным даром, чем Пушкин. Также несколько текстов — арию Лизы «Уж полночь близится» и арию Елецкого «Я вас люблю» написал сам Петр Ильич, достаточно в этой опере и цитат. Если поставить рядом текст «Онегина» и «Пиковой», то пушкинский оригинал, конечно, выиграет.
💸 Но роль здесь играет глубина темы, Онегин — светская драма, привязанная ко времени, про байронического героя (Онегина большим персонажем делает музыка), драма положений, а «Пиковая» — гораздо глубже: про алчность, деньги, азарт, силы тьмы, живущие в душе человека. И про мистику, которая интересна всем.
🕰 Хотя Пушкин в общем знаменателен, «Онегин» — это строго 1820-е годы, а «Пиковая дама» — несмотря на Пушкинский сюжет, уже совсем другой Петербург. Текст был написан во время и под влиянием Гоголя и Достоевского, здесь и безумие, и страдание, и маленький человек, и вообще всяческая мистика совсем не пушкинского свойства.
💡 Заслуга Модеста была не в том, что он написал лучший, чем у Пушкина текст, а в том, что придал городской легенде новое измерение. В то же время, если взглянуть на репертуар театров, то «Онегина» можно встретить гораздо чаще, чем «Пиковую».
🤨 В чем же дело, почему она ставится реже? В сложности партии Германа, который почти всю оперу не сходит со сцены.
→ Николай Фигнер поет арию Германа «Прости, небесное созданье». Фигнер был выбран на эту роль Чайковским и готовил партию вместе с ним. Здесь можно услышать тот интерпретационный замысел, который был у Петра Ильича.
Аудио-пример
♠️ Образ Германа у Чайковского сильно отличается от пушкинского. У Пушкина это немец, инженер, не богатый, но и далеко не бедный. Он расчетливый, совершенно рациональный, механистичный, который и с ума сходит так же механистично — его попросту заклинивает, и, сидя в Обуховской больнице, он бормочет «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!».
♣️ Герман у Чайковского — офицер, довольно бедный, подверженный страстям, которых сам не понимает и не может держать в узде. Он горяч, импульсивен, влюбляется без памяти, стремится во что бы то ни стало завладеть объектом своей любви, над ним с самого начала висит рок, и даже не вполне понятно, когда именно он сходит с ума — не то после убийства Графини, не то после явления призрака, не то на балу его сводят с ума недобрыми шутками, не то он вообще изначально безумен.
♥️ Лизавета Ивановна у Пушкина — приживалка, Лиза Чайковского (вероятно, отсылка к «Бедной Лизе» Карамзина и намек на трагический финал) — наследница богатого состояния. Лизавета Ивановна выходит замуж за весьма состоятельного и очень приятного молодого человека (он не назван, но из этого, последнего абзаца пушкинской легенды родился образ Елецкого, а фамилия от краткого упоминания некой Елецкой на балу). Лиза кончает с собой, сбросившись в Зимнюю Канавку у Эрмитажа (чтобы в ней утонуть, нужен немалый труд, особенно зимой).
♦️ С точки зрения своего внутреннего устройства «Пиковая дама» наполнена удивительными композиционными ходами, большим количеством внутренних связей, цитат, отсылок. Так редко писали в 19 веке.
📑 Вставные номера в опере существовали, в этом нет ничего необычного — можно вспомнить очаровательные куплеты Трике в том же «Онегине». Были и цитаты, еще сто лет назад Моцарт вставил в финал своего «Дон Жуана» мелодии из других своих опер.
☄️ Но так свободно и так тонко используемые приемы «сцены в сцене» и «музыки в музыке» поражают своей смелостью, даже, можно сказать, современностью.
📜 Романс Полины «подруги милые», дуэт Лизы и Полины написаны в салонном стиле 1820-х, для слов использованы и популярные тогда стихотворения «Вечер» Жуковского и «Надпись на гробе пастушки» Батюшкова.
→ Зара Долуханова, романс Полины
Аудио-пример
🐏 Пастораль «Искренность пастушки» — на стихи Петра Карабанова, написана в моцартовском стиле, популярном в свете во времена действия оперы. В этой сцене бала, разбавляющей тревожный колорит музыки оперы, есть один изящный сюжетный ход. Нужно показать бал императрицы — но членов императорской фамилии было запрещено изображать на сцене, как бы не вышло крамолы, поэтому толпа торжественно замирала, и занавес опускался перед открытыми дверями декораций, показывающих Зимний. Сейчас, впрочем, императрицу чаще всего выводят.
🇫🇷 Графиня, вспоминая свою молодость, в единственной большой своей сцене напевает арию композитора Андре Гретри из оперы «Ричард Львиное Сердце», которая была любима при французском дворе и стала гимном роялистов во времена французской революции.
→ Исполняет Мади Меспле
Аудио-пример
🗣 Если говорить о влиянии Вагнера на эту оперу, то нужно отметить два момента. Первый — партия тенора. Для тенора так осмеливался писать только Вагнер, вся партия Германа сосредоточена в среднем регистре, написана, к тому же, довольно неудобно для голоса, да еще и он, как героические тенора Вагнера, постоянно находится на сцене.
🃏 Второй — лейтмотивы и символизм. Чайковский знал и слушал Вагнера, даже рецензировал его сочинения, и, естественно, как и вся европейская музыка, оказался под его влиянием. Здесь это выразилось в использовании лейтмотивов, пронизывающих всю ткань оперы, и вообще глубокого, почти мистического символизма, который строится вокруг тройки, семерки и туза.
В опере три действия и семь картин.
👨🦱 Первые ноты вступления — это тема Томского, внука графини у Пушкина, который и затевает всю интригу. С них же и начинается его баллада, рассказ про три карты. Первые слова арии «Я имени ее не знаю» звучат на тот же мотив, на который звучат слова «три карты, три карты, три карты» в балладе Томского.
→ В том же вступлении к опере появляется фанфарная тема трех карт (фа#-ми-ля соль-фа#-до). Сергей Леферкус — «Баллада Томского».
Видео-пример
3️⃣ Также в опере и три основных тональности, в которых происходят самые важные ее моменты — ми, си, и фа-диез минор. Если расположить эти ноты в обычной гамме до-мажор, то получится, что ми — это третья ступень, си — седьмая. А фа-диез здесь тоже совершенно не случаен — расстояние от ноты до до него имеет ровно три тона. Этот интервал имеет в культуре дьявольские коннотации и в средние века считался дьявольским — нечистая сила скрылась за третьей картой.
→ Постановка Большого Театра 1982 года с великолепным составом. Тамара Милашкина, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Елена Образцова.
Видео-пример
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день