Петр Ильич Чайковский
Симфонии Чайковского
Первые композиции Чайковского — это симфонии. Поговорим об их особенностях и обсудим традиции европейского симфонизма.
«Мы оригинальны только тогда, когда ничего не знаем. Только безумный художник может утверждать, что всем, чего он достиг, он обязан только самому себе». Иоганн Вольфганг Гёте
🏛 Первая симфония написана Чайковским в 1866 году, с ее создания принято отсчитывать московский период Чайковского. Этому предшествовало обучение в Петербургской консерватории, где он был одним из первых учеников в классе композиции. Сочинения имели успех весьма относительный — музыка не вызывала очевидных и бурных восторгов, нельзя сказать, что Чайковский был широко известен вне музыкантских профессиональных кругов. Тем не менее, его, окончившего консерваторию с высшей наградой, Николай Григорьевич Рубинштейн приглашает преподавать в московское отделение Российского музыкального общества — будущей Московской консерватории.
🤦♂️ Первая симфония создавалась трудно, мучительно, не понравилась никому из его учителей ни в набросках, ни в законченном виде. Первым, кто нашел ее достойной исполнения, был Николай Рубинштейн (первый исполнитель всех его симфоний по четвертую), ему Чайковский и посвятил симфонию. Исполнение состоялось в 1868 году в Москве, но Чайковский переделывал партитуру еще два раза, и окончательная версия датируется 1874 годом.
🧐 Музыка этой симфонии программная, части имеют название: «Грезы зимней дорогой», «Угрюмый край, туманный край». Здесь уже видно серьезное восприятие романтической программной симфонии, но если задаться целью найти в этой симфонии нечто оригинальное, достичь ее будет непросто. Сразу очевиден выдающийся мелодический дар Чайковского, но все заимствовано, в ней — те же вариации, что и в русской музыке прежних лет. Эффектный финал весь списан с увертюры «Жизни за царя» Глинки, даже тональность та же самая, приемы похожи, и смысл — первое единение русского народа после годов испытания и овация. Чайковский копировал оркестровые приемы с Глинки, но это ни в коем случае не нужно ставить ему в вину. Всякое обучение всегда начиналось с удачного копирования классических памятников. Часто копирование — путь к выдающемуся результату (вспоминается высказывание Шостаковича: «Хотите научиться писать музыку? Начните с вариаций»).
→ Дирижер Евгений Светланов, Российский Государственный Симфонический оркестр, 1993 год.
Аудио-пример
🙇🏻♂️ Успех Второй и Третьей симфоний свидетельствует о значительном творческом и техническом росте Чайковского, постоянное переоркестровывание и переделывание сочинений — о стремлении к совершенству и недовольстве собой.
👏 В 1877 году Чайковский хорошо принят русским музыкальным обществом, находится на пороге мировой славы и переживает глубокий личностный кризис.
🍂 Всегда есть большое искушение объяснять перемены музыкального языка, открытия, закрытия биографически: «Он страдал и написал прекрасную грустную музыку». Такие связи часто правомерны, но не объясняют всего. В искусстве всегда существует область внеличностного, сугубо технического, а чувства и переживания часто обусловлены той же культурой, в пространстве которой и существует это искусство.
👨❤️👨 Действительно, в 1877 году Чайковский, мучимый тем, что свет не полностью его принимает, внезапно и импульсивно женился (причем одним из двух свидетелей на свадьбе был его любовник, скрипач Иосиф Котек), но никогда не жил с женой, хотя развода не последовало, что позволило предприимчивой даме требовать с Чайковского пусть и разумные, но все равно чувствительные для него суммы денег на содержание.
💰 В то же время Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова миллионера, человек, с которым у Чайковского была удивительная духовная близость, хотя они никогда не встречались, начинает финансово помогать Чайковскому, что позволяет ему не только удовлетворить желания жены, но и оставить изнурительное преподавание в Московской консерватории и сосредоточиться на творчестве.
⚔️ В апреле того же года начинается русско-турецкая война, и тема рока, к которой так часто обращается Чайковский, приобретает новый смысл.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Четвертая симфония была написана Чайковским за 1877 год и посвящена «моему лучшему другу» — то есть Надежде Филаретовне.
🤹♂️ Темы борьбы и утешения, рока, поиска выхода сменяются ностальгией второй части, третья — «техническая», череда мелькающих образов, и четвертая, гул народного веселья с главной темой, мелодией народной песни «Во поле березонька стояла». Это описание программы не столь конкретное и подробное, как в «Фантастической симфонии» Берлиоза, но куда более детальное, чем в той же пятой Бетховена, где больше формальной строгости. Сам Чайковский писал, что «выразить мою программу словами нет никакой возможности... моя симфония — подражание основной теме Бетховенской».
😡 Премьера 15 февраля 1878 года прошла чрезвычайно успешно, относительно неплохо была принята и в Европе. На одной из репетиций симфонии в Гамбурге в 1889 году присутствовал Иоганнес Брамс, признанный мастер симфонизма, и на вопрос Чайковского «Как вам моя симфония?» ответил так: «Хотите правды? Буду говорить правду. Негодный материал, не может быть такой материал в симфонии». Брамс имел в виду музыку финала, березоньку.
🤯 Не был ли он слишком строг? Чайковский был не единственным, кого ругали за мелодии. В компании с ним оказался Малер, про которого говорили, что он берет вульгарную музыку, но выворачивает и как-то справляется.
🌳 Здесь мы касаемся более общего вопроса — что вообще стало с симфонической формой к концу 19 века? Симфонию родила немецкая натурфилософия с идеей органического (то есть живого, природоподобного) единства всех частей, но, исчезнув, не смогла удержать ее от распада.
🌾 Действительно, народная песня не очень «подвергаема» настоящей симфонической разработке, только варьированию, так же трудно ей стать темой фуги. Они происходят из разных корней, и хотя академическая музыка может совершенно спокойно заимствовать интонации народной песни (и чего угодно), конструктивная основа сложных форм должна соответствовать их искусственным законам.
👈 Тем не менее, ругань Брамса дала плоды, когда Чайковский начал работу над Шестой симфонией, первой подлинной симфонией в русской музыке. Вряд ли это было возможно без критики Брамса, вопрос был вовсе не в плохой музыке, а в том, чтобы авторитетно указать на чисто технический недостаток, понятный узкому кругу профессионалов.
🔝 Так как музыка считается искусством общедоступным и общепонятным, это может звучать «слишком», но по уровню проблемы это все равно, что найти ошибку в сложнейшей математической формуле. В России таких профессионалов на тот момент еще не было.
→ Дирижер — В. Федосеев
Видео-пример
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день