angle-down facebook instagram vkontakte warning

Петр Ильич Чайковский

Симфонии Чайковского

Первые композиции Чайковского — это симфонии. Поговорим об их особенностях и обсудим традиции европейского симфонизма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

«Мы оригинальны только тогда, когда ничего не знаем. Только безумный художник может утверждать, что всем, чего он достиг, он обязан только самому себе». Иоганн Вольфганг Гёте

🏛 Первая симфония написана Чайковским в 1866 году, с ее создания принято отсчитывать московский период Чайковского. Этому предшествовало обучение в Петербургской консерватории, где он был одним из первых учеников в классе композиции. Сочинения имели успех весьма относительный — музыка не вызывала очевидных и бурных восторгов, нельзя сказать, что Чайковский был широко известен вне музыкантских профессиональных кругов. Тем не менее, его, окончившего консерваторию с высшей наградой, Николай Григорьевич Рубинштейн приглашает преподавать в московское отделение Российского музыкального общества — будущей Московской консерватории.

🤦‍♂️ Первая симфония создавалась трудно, мучительно, не понравилась никому из его учителей ни в набросках, ни в законченном виде. Первым, кто нашел ее достойной исполнения, был Николай Рубинштейн (первый исполнитель всех его симфоний по четвертую), ему Чайковский и посвятил симфонию. Исполнение состоялось в 1868 году в Москве, но Чайковский переделывал партитуру еще два раза, и окончательная версия датируется 1874 годом.

🧐 Музыка этой симфонии программная, части имеют название: «Грезы зимней дорогой», «Угрюмый край, туманный край». Здесь уже видно серьезное восприятие романтической программной симфонии, но если задаться целью найти в этой симфонии нечто оригинальное, достичь ее будет непросто. Сразу очевиден выдающийся мелодический дар Чайковского, но все заимствовано, в ней — те же вариации, что и в русской музыке прежних лет. Эффектный финал весь списан с увертюры «Жизни за царя» Глинки, даже тональность та же самая, приемы похожи, и смысл — первое единение русского народа после годов испытания и овация. Чайковский копировал оркестровые приемы с Глинки, но это ни в коем случае не нужно ставить ему в вину. Всякое обучение всегда начиналось с удачного копирования классических памятников. Часто копирование — путь к выдающемуся результату (вспоминается высказывание Шостаковича: «Хотите научиться писать музыку? Начните с вариаций»).

Дирижер Евгений Светланов, Российский Государственный Симфонический оркестр, 1993 год.
Аудио-пример

🙇🏻‍♂️ Успех Второй и Третьей симфоний свидетельствует о значительном творческом и техническом росте Чайковского, постоянное переоркестровывание и переделывание сочинений — о стремлении к совершенству и недовольстве собой.

👏 В 1877 году Чайковский хорошо принят русским музыкальным обществом, находится на пороге мировой славы и переживает глубокий личностный кризис.

🍂 Всегда есть большое искушение объяснять перемены музыкального языка, открытия, закрытия биографически: «Он страдал и написал прекрасную грустную музыку». Такие связи часто правомерны, но не объясняют всего. В искусстве всегда существует область внеличностного, сугубо технического, а чувства и переживания часто обусловлены той же культурой, в пространстве которой и существует это искусство.

👨‍❤️‍👨 Действительно, в 1877 году Чайковский, мучимый тем, что свет не полностью его принимает, внезапно и импульсивно женился (причем одним из двух свидетелей на свадьбе был его любовник, скрипач Иосиф Котек), но никогда не жил с женой, хотя развода не последовало, что позволило предприимчивой даме требовать с Чайковского пусть и разумные, но все равно чувствительные для него суммы денег на содержание.

💰 В то же время Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова миллионера, человек, с которым у Чайковского была удивительная духовная близость, хотя они никогда не встречались, начинает финансово помогать Чайковскому, что позволяет ему не только удовлетворить желания жены, но и оставить изнурительное преподавание в Московской консерватории и сосредоточиться на творчестве.

⚔️ В апреле того же года начинается русско-турецкая война, и тема рока, к которой так часто обращается Чайковский, приобретает новый смысл.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Четвертая симфония была написана Чайковским за 1877 год и посвящена «моему лучшему другу» — то есть Надежде Филаретовне.

🤹‍♂️ Темы борьбы и утешения, рока, поиска выхода сменяются ностальгией второй части, третья — «техническая», череда мелькающих образов, и четвертая, гул народного веселья с главной темой, мелодией народной песни «Во поле березонька стояла». Это описание программы не столь конкретное и подробное, как в «Фантастической симфонии» Берлиоза, но куда более детальное, чем в той же пятой Бетховена, где больше формальной строгости. Сам Чайковский писал, что «выразить мою программу словами нет никакой возможности... моя симфония — подражание основной теме Бетховенской».

😡 Премьера 15 февраля 1878 года прошла чрезвычайно успешно, относительно неплохо была принята и в Европе. На одной из репетиций симфонии в Гамбурге в 1889 году присутствовал Иоганнес Брамс, признанный мастер симфонизма, и на вопрос Чайковского «Как вам моя симфония?» ответил так: «Хотите правды? Буду говорить правду. Негодный материал, не может быть такой материал в симфонии». Брамс имел в виду музыку финала, березоньку.

🤯 Не был ли он слишком строг? Чайковский был не единственным, кого ругали за мелодии. В компании с ним оказался Малер, про которого говорили, что он берет вульгарную музыку, но выворачивает и как-то справляется.

🌳 Здесь мы касаемся более общего вопроса — что вообще стало с симфонической формой к концу 19 века? Симфонию родила немецкая натурфилософия с идеей органического (то есть живого, природоподобного) единства всех частей, но, исчезнув, не смогла удержать ее от распада.

🌾 Действительно, народная песня не очень «подвергаема» настоящей симфонической разработке, только варьированию, так же трудно ей стать темой фуги. Они происходят из разных корней, и хотя академическая музыка может совершенно спокойно заимствовать интонации народной песни (и чего угодно), конструктивная основа сложных форм должна соответствовать их искусственным законам.

👈 Тем не менее, ругань Брамса дала плоды, когда Чайковский начал работу над Шестой симфонией, первой подлинной симфонией в русской музыке. Вряд ли это было возможно без критики Брамса, вопрос был вовсе не в плохой музыке, а в том, чтобы авторитетно указать на чисто технический недостаток, понятный узкому кругу профессионалов.

🔝 Так как музыка считается искусством общедоступным и общепонятным, это может звучать «слишком», но по уровню проблемы это все равно, что найти ошибку в сложнейшей математической формуле. В России таких профессионалов на тот момент еще не было.

Дирижер — В. Федосеев
Видео-пример

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;